Законы циклического развития культуры Н.Я.Данилевского


Одним из фундаментальных исследований, основанных на идее цикличности, является уже упомянутый труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Основной задачей Данилевского было объяснение роли славянского мира в истории, но особый интерес в его работе представляет идея циклического развития.  Данилевский сформулировал пять законов исторического развития, обосновывающих эту идею.

  1. Всякое племя или группа  народов, говорящих на одном или близких языках, составляют самобытный культурно-исторический тип.
  2.        Для зарождения и развития цивилизации, свойственной самобытному культурно-историческому типу, необходимо, чтобы принадлежащие ему народы пользовались политической независимостью.
  3.        Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии других цивилизаций.
  4.        Цивилизация, свойственная любому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны составляющие ее этнографические элементы (этнические группы, обладающие своеобразной культурой).
  5.        Ход развития культурно-исторических типов можно сравнить с процессом развития многолетних одноплодных растений, у которых период роста неопределенно продолжителен, а цветение и плодоношение (расцвет культуры) относительно коротко и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

 

Следовательно, если рассматривать развитие культур с точки зрения Данилевского, понятия «стадия развития», «уровень развития» применимы только в отношении каждой отдельной культуры, а не культуры человечества в целом – такого понятия не существует. Значит, культурный прогресс не имеет линейного характера, потому что, по мнению ученого, он тогда давно бы прекратился: ведь человек не может развиваться бесконечно, тогда он перестал бы быть человеком. Как пишет Данилевский, «прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человека, исходить в разных направлениях». Именно в таком смысле Данилевский выделяет сменяющие друг друга в истории предварительный, одноосновный, двуосновный типы культур. Каждое новое «поколение» культур развивает большее количетво видов человеческой деятельности, и именно в этом состоит движение истории.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.