Самым известным трудом, содержащим теорию циклического развития культуры, является книга немецкого культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1914).
Основная идея Шпенглера – дискретность, прерывность истории, круговорот локальных, ограниченных в пространстве и времени культур. Культурв понимаются Шпенглером как живые существа высшего порядка. Они зарождаются неожиданно, вырастают, подобно цветам в поле, будучи абсолютно изолированными, лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры с неизбежностью заканчивается смертью.
Шпенглер называет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую античную, арабскую, западно-европейскую и культуру майя. Каждая культура имеет свою душу, например, душу античной культуры Шпенглер называет «апполоновской», арабской – «магической», европейской – «фаустовской», указывая на символический смысл культуры, ее уникальную первооснову. Все, что культура воспринимает от другой, она перерабатывает в своем стиле и ритме, делая своей собственностью. Культуры самодостаточны, и диалог между ними невозможен. Западная душа отделена от восточной непреодолимой пропастью, им никогда не понять друг друга. Все, что создает человек, имеет смысл только в рамках конкретной культуры, конкретного типа мироощущения. Единства человечества, по мнению Шпенглера, не существует, всемирная история – это европейская иллюзия. Каждая культура имеет свои древние и средние века, новое и новейшее время.
Проводя аналогию между культурой и живым организмом, Шпенглер выделяет следующие, общие для всех культур, стадии развития, образующие законченный цикл. «Детство» культуры или «весна» - период хаоса и накопления сил, в этот период культуры почти неотличимы, но в них уже зреет индивидуальность, неповторимость. Второй период – «юность» или «лето». Это расцвет культуры, период интенсивного роста и развития всех особенностей культурной души. «Зрелость» или «осень» культуры означают период полной реализации всех заложенных в ней возможностей. «Старость» или «зима» - время, которое Шпенглер называет «цивилизацией». На цивилизационной стадии духовная жизнь замирает, вера падает, искусство вырождается и торжествуют материалистические взгляды. Цивилизация по Шпенглеру – переход от творчества к бесплодию, механической работе, она предшествует окончательной гибели культуры.
К наиболее известным циклическим концепциям развития культуры относятся также теория круговорота локальных цивилизаций А.Дж.Тойнби и теория этногенеза Л.Н.Гумилева. в этих теориях значительное время уделяется субъектам культуры – особым людям, творческим личностям, которые в определенные периоды истории возвышаются над «инертным большинством», увлекая его своими идеями. В какой-то момент истории культуры происходит «надлом», угасание творческой энергии меньшинства, власть переходит к нетворческому большинству, и происходит разложение, а затем гибель культуры. Рождается другая культура, цикл развития повторяется.
Предыдущие материалы: | Следующие материалы: |