Эволюционные (линейные) модели развития культуры


Эволюционизм в науках о культуре опирается на представление о единых законах эволюции природы и общества. Идеи прогресса в истории человечества развивались в эпоху Просвещения, но полное теоретическое обоснование такие идеи получают со времени появления теории эволюции Чарльза Дарвина. Теоретической базой эволюционизма в культурологи является также учение английского социолога Герберта Спенсера, который видел в развитии культуры проявление общего необратимого закона эволюции. Говоря о законе эволюции, Спенсер имел в виду движение от однородности к разнородности, к усложнению систем.

Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации, приспособления людей к природному окружению. Механизмы адаптации – культурные и биологические – и составляют эволюционное развитие, которое разворачивается как усложнение первоначальной «зародышевой» формы. Так, в концепции американского антрополога Льюиса Генри Моргана в процессе эволюции человека и культуры последовательно сменяют друг друга стадии дикости, варварства и цивилизации. Этот закон считается универсальным для всех культур. Человеческий род совершенствуется посредством усложнения организации общества и человека.

Классическим примером эволюционной теории является учение Карла Маркса о последовательной смене в истории общественно-экономических формаций. Всего существовало четыре формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая. Смена формаций выводит человечество на новый, более высокий уровень материального производства. Культура, обладая относительной самостоятельностью, не полностью зависит от уровня производства, но ее развитие также подчиняется общему прогрессивному закону. Высшей стадией развития общества является коммунистическая общественно-экономическая формация, осуществление идеальной для всех людей цели – всеобщего равенства. Действующей силой, механизмом развития здесь выступают противоречия между классами – социальными группами, выполняющими разную роль в отношении производства и распределения. Господствующий класс (рабовладельцы, феодалы, буржуа) обладают всей полнотой власти, что вступает в противоречие с интересами подчиненного класса. На определенной стадии развития противоречия становятся настолько сильными, что приводят к кризису, который разрешается революционным путем, выводя общество на новый, более высокий уровень.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.