Происхождение культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 

Единственным субъектом культуры, создающим для себя особую жизненную среду и формирующимся под ее воздействием, бесспорно, является человек. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимодействия биологической и социальной эволюции. Таким образом, истоки культуры следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо.

С этим утверждением согласны абсолютно все философы, культу­рологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого произошел этот переход, они выдвигают самые разные гипотезы о его причинах, создавая самые разные версии культурогенеза.

Культурогенез – процесс зарождения и развития материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда, материально технической деятельности и социальных закономерностей.

Первые попытки ответить на вопрос о причинах культурогенеза можно найти в древних мифах, а также в религии. С точки зрения креационистской концепции (от латинского слова creatio — творение), человек был создан Богом (или богами), и все человеческие качества, в том числе и умение создавать культуру, были получены им свыше. Поэтому в мифологии многих народов существует понятие Бога-просветителя, обучающего людей речи, различным умениям и навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни (титан Прометей в греческой мифологии).

К этой концепции близки трансцендентальные теории культурогенеза, созданные рядом религиозно ориентированных философов. Для них возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры. Так, об устремленности человека к высшему началу писал крупнейший русский философ В. С. Соловьев (1853 – 1900). Он говорил, что человеку следует жить лишь для идеи высшей правды, для стремления человеческого духа к его родному, вечному началу. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу.

Своеобразным вариантом трансцендентальной теории является гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза, ярким представителем которой был Н. А. Бердяев (1874 – 1948). Бог – это Творец, создавший мир и человека всего за семь дней. После этого человек, созданный по Его образу и подобию, продолжил дело творения на земле, создавая свой, человеческий мир. Таким образом, создание человеком культуры можно назвать восьмым днем творения.

Представителями космологических теорий культурогенеза являются сторонники космизма – В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, Л. Н. Гумилев и др. Они находили причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, для появления особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры. Так, автор концепции этногенеза Л. Н. Гумилев одну из причин развития человечества (этносов) и культуры связывал с пассионарными толчками, происходящими под действием особого вида космических излучений. Полученная при этом пассионарная энергия расходуется на создание и развитие нового этноса, уникальность которого определяется его культурой, представляющей собой кристаллизованную энергию пассионарности.

Иной подход демонстрируют натуралистические концепции про­исхождения культуры, считающие ее возникновение следствием са­моразвития человеческого рода, естественного результата его эволюции. При этом обнаруживается родство с процессами в животном мире, а истоки культуры находят в жизни высших животных. Подобных взглядов придерживаются многие ученые-естествоиспытатели – Ч. Дарвин, Г. Спенсер. К числу сторонников этой концепции относятся и представители этологических концепций культуры (К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш). Так, К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, содержатся и в поведении животных.

Своеобразным вариантом этого подхода являются игровые концепции культурогенеза. Среди их сторонников – Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Поэтому вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, философия, искусство, религия и другие сферы культуры, бывшие вначале игрой. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии.

Другой ракурс проблемы раскрывается в психоаналитической теории культурогенеза, созданной 3. Фрейдом. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов с помощью норм и запретов. Так происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пралюдям от их предков. Таким образом, культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергии неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы – искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности.

Широко известна орудийно-трудовая теория происхождения культуры, изложенная в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней утверждается, что мышление, речь, знания – все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно знаменитое заявление Энгельса о том, что «труд создал человека». Это связано с тем, что в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать их, возникла потребность в средствах общения. Таким образом, труд породил культуру.

Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделение труда и рост его производительности позволили освободить некоторое время для занятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживания человека. Появившийся досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческих потребностей, среди которых – потребность в прекрасном. Постепенно выделился целый ряд «творческих» профессий – художников, скульпторов, музыкантов, писателей. С развитием человеческого общества и его культуры таких людей, создателей духовных ценностей, становилось все больше – появились философы, ученые и т.д.

Данную теорию дополняет близкая ей социальная концепция культурогенеза. Одним из ее авторов может быть назван Б. Малиновский, основоположник функционализма в культурологии. В концепции подчеркивается не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилища и т.п. Таким образом, на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.

Под иным углом зрения рассматривает социальные отношения и проблему культурогенеза магическая теория. Ее сторонниками являются Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль и другие известные ученые и философы. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а также социальные отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали ряд других символических действий. При этом они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.

Следующий шаг в развитии этих идей делает символическая концепция культурогенеза. Ее основные положения представлены в работах Э. Кассирера, К. Г. Юнга, М. Хайдеггера. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к значению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям может только человек. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры – нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира.

Многие исследователи отмечают не случайность, а объективность принципов символизации. Так, П. Флоренский приводил примеры существования параллельной символики у разных народов и в разные времена. Символы можно считать особой формой знания, имеющей свои внутренние законы и критерии точности. В силу этого они становятся исходной формой культурного выражения мира, понятого и упорядоченного человеком. Символы могут использоваться как для художественного отображения мира, так и служить своеобразной формой его познания.

Существуют и достаточно «экзотические» концепции культурогенеза. Так, существует концепция И. Ачильдиева о рождении человека и его культуры из «пратолпы». В своей книге «Власть предыстории» (1990) он отмечает загадки морфологии и общественного развития человека, которые не находят своего разрешения в существующих теориях антропосоциогенеза.

Поэтому он предлагает свою версию антропосоциогенеза, считая базовой структурой этого процесса пратолпу – объединение предков современного человека на основе имитативности в случае любого стресса. При этом пралюди (числом до 50 человек) собирались в одном месте, сбивались в плотную группу и начинали действовать как единый организм, способный к агрессивным и разрушительным действиям. Отдельные пралюди при этом теряют свою индивидуальность, впадая в состояние, схожее с гипнозом.

Но постепенно в ходе эволюции пратолпа распалась, стало появляться все больше людей, не обладающих способностью сливаться в пратолпу. Первые признаки очеловечивания появились у поздних неандертальцев, когда некоторые особи овладели речью. Эти особи уже не могли быть частью пратолпы. Поэтому они были вынуждены учиться выживать самостоятельно, сосуществуя с пратолпой и конкурируя с ней. Именно тогда, по мнению Ачильдиева, зародилась религия и искусство. Постепенно произошло отделение ритуала от пратолпового действия, он начал наполняться смысловым содержанием. Так возникло искусство синкретического типа.

Итак, концепции культурогенеза во многом пересекаются, но и дополняют друг друга. Поэтому некоторые философы и культурологи одновременно являются представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что причины ее возникновения носят комплексный характер.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.