Общая характеристика современной культуры


В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты - Америку, Австралию и вошел в той или иной мере в жизни азиатских и африканских стран - таких как Япония, Сингапур, ЮАР. Культура европейского типа уже не является характерной только для Европы, ее теперь называют «западной культурой». Теперь можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом которые в своеобразном виде проявляются и в культурах других стран.
Современная западная культура исключительно динамична. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое отношение к времени («время - деньги») во многом разрушают устоявшиеся в предыдущие эпохи идеалы человеческого поведения, человеческих взаимоотношений. Это культура основана на предпринимательстве, бизнесе, деловитости, ее главные герои - люди что, умеют зарабатывать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм.
Современная западная культура достаточно живуча и продолжает существовать, несмотря на другие голоса философов, писателей, художников о ее гибели, ее удалось выстоять в двух мировых войнах, в борьбе с фашистскими и коммунистическими режимами, которые провозглашали себя носителями новой и более совершенной, чем она, культуры. Мало того, творческие возможности западной культуры не только исчерпались, но еще больше выросли, ее достижения в XX веке стали настолько значительными, что видозминилы условия жизни всего человечества и земного шара.
Большое влияние на содержательную наполненность современной западной культуры оказали все те достижения, которые произошли в различных формах материальной и духовной культуры; изобретения в области электронных и компьютерных средств связи, образования, бытовой техники, открытий в области генной инженерии, углубление в микромир и космос, создание новых химических материалов с необычными свойствами и т.д. Все эти революционные изменения обозначали переход к новому типу общества (которое называют «постиндустриальным», «электронным», «информационным» и т.д. Американский публицист футуролог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общество Тоффлер, видит прямую зависимость между развитием техники и образом жизни, ее ценностями. В работе «Футурошок» Тоффлер утверждает, что ускорение социальных и технологических изменений создает много всевозрастающих проблем, вызывающих шок как у отдельного индивида, так и общества в целом. В подобных социокультурных условиях основным принципом во всех сферах общественной жизни становится плюрализм.
Подобный плюрализм, появление множественности новых идей мы замечаем и в современном западном искусстве. В нем возникли различные течения и направления (экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм, неореализм, гиперреализм и др.). возникли новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники (художественная фотография, электронная музыка, компьютерная графика и т.д.), приобрели популярность массовые художественные зрелища, получила развитие тенденция к синтезу различных искусств, спорт стал «искусством».
Одновременно с этим критики западной культуры говорят о том, что она одновременно носит кризисный характер и если против этого не принимать никаких мер, то это грозит потере всех его достижений.
Приведем мысли выдающихся мыслителей XX века, которые не исчерпывают западной культуры, начало которых было положено еще в XIX в.
В западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности - интеллектом, разнообразия природной среды - мрачной однообразием городских зданий, высокого искусства-примечательными развлечениями, глубоких ощущений - быстропреходящими эмоциями. (О. Шпенглер).
Современная западная культура насквозь проникнуть чувственным началом, стремлением к чувственным удовольствиям и наслаждениям, она потеряла духовность и потому обречена на разрушение, которая завершится только тогда, когда сформируется новая духовность, несущая новые нравственные и социальные идеалы. (П. Сорокин).
В XX в. произошло «восстание масс», которые враждебно относятся к понимали и недоступной для них элитарной культуры, проходит «дегуманизация» искусства, примитивное и стандартизированное массовое искусство поглощает общество, и культура его упадок. (X. Ортега-и-Гассет).
Современное западное общество все больше превращается в «мегамашины» - до краев рационализированный и бюрократический механизм, который подавляет личность и превращает ее в бездушную деталь, исполняющую соответствующие ей обязанности; личностные связи людей подменяются технологическими отношениями, гуманизм и справедливость становятся жертвами бездушной организации общества. (Л. Мамфорд).
Существование западной цивилизации поставлена ??под угрозу со стороны нарастающего национализма экономически отсталых стран Азии и Африки; ослабленный внутренними противоречиями Запад может быть не в состоянии противостоять разрушительным импульсам, которые вытекают из этих стран, и погибнуть в новых войнах, развязанных фанатиками с ядерными бомбами в руках. (С. Хантигтон).
Очевидно, некоторые из этих высказываний носят дискуссионный характер, другие хоть и справедливы однако все они могут быть преодолены средствами, найденными западной цивилизацией в ходе своего дальнейшего развития. Можно выделить несколько аспектов, в которых конфликтная ситуация современной западной культуры оказывается.
Свобода и насилие. С обобщенного взгляда на культурологические и общественные процессы западного мира в XX в. можно заметить с одной стороны, происходят грандиозные масштабы и поразительно ускорения социального и технологического совершенствования жизни, а с другой - неограниченный размах насилия и издевательства над человеком, крайним выявлением которого является гитлеровской злодеяния против человечества, в кошмарах Освенцима, в казарменных утопиях тоталитарных государств и др. . В прошлый век насилия было обыденным явлением, оно составляло необходимое условие существования и функционирования общественной системы (так, без рабства не могло быть античности, а без крепостничества - средневековье). В современной западной культуре, именно вследствие пережитых сообществом в XX в. изменений насилия рассматривается как нарушение норм человеческого бытия. Создание условий для увеличения человека - один из крупнейших достижений современной западной цивилизации. К этим условиям относятся:
- Социальная мобильность - открытость путей для изменения социального статуса человека, перемещения ее из одних слоев общества в другие и улучшения своего материального положения (благодаря образованию, индивидуальным способностям, успешной карьере и т.п.);
- Расширение возможностей выбора места жизни, профессии, работы, сексуального партнера, супруга;
- Увеличение времени для досуга и возможностей его индивидуального использования (хобби, общение и т.д.);
- Увеличение разнообразия и доступности источников информации, а значит, и свободы в определении своей интеллектуальной позиции;
- Рост социологической защищенности личности;
- Увеличение продолжительности жизни, а значит, и возможностей для самореализации личности, для достижения полноты жизни;
- Изменение стилей поведения и мышления в пределах одной жизни, закрепляющая идею развития, изменений, диалога поколений.
Следовательно, культура ориентирована на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью.
Элитарность и массовость. Относительное расслоение культуры на «культуру всех» и «культуру избранных» существовала всегда. Даже в первобытные времена шаманы и жрецы составляли культурную элиту, обладая особыми познаниями, которые выходили за пределы загальноплеминнои культуры. С появлением письменности возникло различение между элитарной культурой «грамотных» людей и фольклорной (народной, этнической культурой. В XX веке это различение получило форму элитарной и массовой культуры.
Элитарная культура, ориентированная по мнению ее создателей, на восприятие элитой как лучшей части общества, которая имеет особую восприимчивость: форма культуры, включающая изобразительные виды искусства, литературу, музыку и предназначена для высших слоев общества.
Объем информации, содержащейся в современных научных изданиях, чрезвычайно тяжелый содержание современного искусства малопонятные, тяжелые для восприятия и требуют для своего понимания определенных умственных усилий и соответствующего уровня знаний.
Не имея никаких знаний в области истории искусства, эстетики, литературоведения, культурологии и т.д., трудно уловний мере оценить многие выдающиеся шедевров литературы (например, Джойса, Гессена, Боргес, Хаколи - поэтов-символистов; музыки - Стравинского, Малера, Шнитке. Дебюси; живописи - кубизма, абстракционизма, сюрреализма; кино - Тарковского или Сакурова). Высокая культура стала специализированной. Время энциклопедическое образованных универсалов, чувствующих себя как дома во всех сферах культуры прошел. В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немного численное элита.
Для массовой культуры характерно общедоступность, легкость восприятия, спрощеннисть, развлекательность. Ее мир многолик: приключенческая и детективная литература, любовная лирика, кинематография с драками, вампирами, убийцами, эротикой, поп-музыка рок, рэп, регги, популярные очерки о научных, околонаучные и псевдонаучные дела, образцы техники, магазины, сенсационные новости, реклама , спорт, мистика ... Массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений - наоборот, под ее влиянием она деградирует, потому что его знания опираются на непосредственные эмоциональные реакции. Поэтому неудивительно, что она обращается к древним мифам с их иррационально-эмоциональным настроем и создание новых мифов, воспринимаемых также непосредственно - «не умом, а сердцем» (колдовство, астрология, гадание, вера в чудеса, расистские, национал-социалистические, большевистские утопии).
В массовой культуре противостоят две тенденции: одна опирается на примитивные ощущения и желания, почти до биологических инстинктов (секс, агрессия), и в своем крайнем отражении порождает контркультуру и антикультуры воинственно-пошлую и враждебную к существующим в мире порядков вообще; другая с учетом присущего простым людям желание повысить свой социальный статус и образовательный уровень (популяризация науки, комиксы с коротким изложением сюжетов произведений классической литературы и т.д.). К концу XX в. вторая тенденция заметно усилилась и культурологи стали говорить о росте мидкультуры - культуры среднего уровня. Однако различия между массовой и элитарной культурой так же остается острой проблемой.
Плюрализм и унификация. Современная культура плюралистическая (лат. рluralis - множественный): никогда раньше не было такого разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений как сейчас. С одного и того же вопроса можно встретить много различных точек зрения бы научной, философской, художественной, религиозной, этической, юридической, политической ... При этом признается их относительная независимость. Плюрализм проявляется и в середине каждой системы или подсистемы: существует множественность религий, философских концепций, математических и естественно-научных теорий, художественных стилей, школ в искусствоведении, медицинских учений, теорий особенности. Такое противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество меняющихся областей знаний приводит к тому, что вместо целостной картины мира человек получает осколки разбитого «зеркала», которые она собрать сама не в состоянии.
Культура в целом "избыточная" - в том плане, что порождает избыточную множественность возможных подходов к любой проблеме, которая в ней возникает. Однако не все из них эффективны, но это создает культурный фон, на основе которого зарождаются новые идеи. Одновременно эта избыточность является не только результат, но и источник творческого развития культуры.
Но механизмы массовой культуры действуют и в обратном направлении - в сторону унификации, шаблонизации культурной жизни, ее принцип - тиражирование и распространение в обществе одних и тех же материальных и духовных ценностей. Сотни миллионов людей в разных странах одновременно могут получать один и тот же комплект Ейфелева башня в Париже сегодняшних новостей, смотреть одни и те же фильмы и спортивные соревнования, слушать одних и тех же певцов или политических деятелей. Массовая культура стандартизирует все - от условий быта, питания и одежды до желаний, мыслей и идеалов. И все это благодаря СМК (средства массовой коммуникации), которые навязывают индивидам, принадлежащих к разным социальным слоям, одинаковые социальные стереотипы. В массовой культуре осуществляется «побежал от свободы»: личность освобождается от выбора собственной позиции, просмотра множественности возможных вариантов, из которых нужно выбрать, взяв на себя ответственность за выбор. Право выбора передается другому - авторитета, лидеру, телеведущему, священнику или просто власти. Унификация, шаблонизации вкусов, взглядов, идеалов сочетается с конформизмом, потерей самостоятельности автономности личности (я - «как все»), неприятием иных идей, не совпадающих с «общим мнением»: «избыточность» культуры на этом уровне исчезает. Формируется узкий, однообразное, примитивное видение мира, характерное его восприятию для большинства с низким уровнем образования. Примитивизм и необразованность здесь в какой-то мере даже вносят свой вклад в плюрализм современной культуры: они уравнивают науку с мифом, логику с мистическими откровениями, а это приводит к формированию в общественном сознании «норм», имеющих право а существование в такой же мере как и высокие образцы творческого ума.
Технизация. Общеизвестный факт - проникновение техники в области бытия тем больше, чем дальше продвинулась страна на пути цивилизации западного типа. Технизация жизни является неотъемлемой стороной современной западной культуры, средством и результатом ее развития. За блага, которые несет людям технический прогресс, приходится рассчитываться: рост производительности труда - приводит к безработице; достижения жизненного комфорта - увеличением оторванности человека от человека; автомобилизация населения повышает его мобильность и усиливает загрязнение атмосферы, теряется природа. Человек превращается в раба техники. Господство техники над человеком приводит к тому, что она сама приобретает черты машины, становится автоматом, функционирующей в соответствии с требованиями технической среды, в котором оно находится. Таким образом в этих условиях завязывается борьба между двумя противоположными установками: технизацией и антитехницизмом. Этим двум тенденциям и представлениям соответствуют два противоположных взгляда на науку: сциентизм и антисциентизм (англ. science - наука). Сциентизм отображается в убеждении, что наука является главной движущей силой социального прогресса и развитие ее дает средства для отображения для решения всех представая перед ней проблем. Наука действительно стала лидером культуры. Это подтверждается небывалым ростом числа людей, занятых в области науки. Достаточно отметить, что количество современных ученых достигает более 90% всех ученых, живших до этого на Земле.
Другое направление - антисциентизм - выступает с негативной оценкой достижений науки. Нужно признать, что много успехов науки (ядерная физика, технические науки, генетика и другие) несут в себе угрозу для самого существования человечества. Антисциентисты обвиняют науку в том, что она сбила человечество с верного пути, сместив его внимание с постижения Бога и души, внутреннего духовного совершенствования человека на познание и преобразование внешней среды.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: