Представления о культуре в эпоху Возрождения и Просвещения


 

Эпоха Возрождения становится новым этапом формирования и развития теоретических представлений о культуре. Возрождение связано с возвратом к ценностям и идеалам античности, в частности, это отношение к человеку как к гармонично развитой личности.

Широкое распространение получают идеи гуманизма. Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма средних веков заменяется принципом человеческой активности.

Вновь возникает идея о человеке как творце культуры. Культура понимается как чисто человеческий мир, который отличается и от мира природы (представления Античности), и от божественного мира (восприятие культуры в эпоху Средневековья). Мыслители Возрождения подчеркивают тот факт, что культура – это сущностная характеристика человека.

Возрождение также возвращается к рационализму, к признанию духовной самостоятельности человека. Человек судит о мире на основании собственного понимания. Именно разум позволяет человеку действовать как самостоятельному существу, наделенному сознанием. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.

У истоков науки и философии Нового времени в эпоху Просвещения стоял Френсис Бэкон (1561-1626). Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно- историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры – книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека.

Важнейшее место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, роли науки в обществе. В целом взгляд Бэкона на культурное развитие отличался оптимизмом. Бэкон считал науку важнейшим средством преобразования природы, общества и человека. Именно Бэкону принадлежит известное высказывание: «Знание – сила».

Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес младший современник Бэкона английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права).

Гоббс подробно рассматривает отдельные компоненты культуры. Важнейшей культурной ценностью он считает язык. Он различает два вида опыта: чувственный и речевой. В чувственном опыте человек учится связывать между собой предметы и явления природы. Но для упорядочения и регистрации мыслей человека, для перевода внутренней речи во внешнюю ему необходимы слова (речевой опыт).

В конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632 – 1694) стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась им как противостояние природному, естественному состоянию человека. С этого времени данное понятие все чаще используется для обозначения воспитанности, образованности и просвещенности человека.

Большой вклад в дальнейшее развитие науки о культуре внес итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668 – 1744). В своем фундаментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) он первым обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал проводить историко-сравнительный анализ, описывать особенности национальных культур, решать проблемы аккультурации и ассимиляции (усвоение элементов чужой культуры и приспособление к ней). При этом Вико исходил из идеи, что каждая культура самоценна, и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.

Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур. Для него это классовые структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи, которые определяют начало самой культуры: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения.

По его мнению, в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели. Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она напоминает живой организм.

Концепция Вико положила начало классическому пониманию культуры как развития человека – разумного существа. Культура стала пониматься как граница, отделяющая человека от остального мира природы. Культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум. В этом заключается основополагающая позиция эпохи Просвещения.

Однако в то же самое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, ее критика и противопоставление культуры и природы. Такую позицию занимал Жан-Жак Руссо (1712 – 1778), считавший, что культура является источником зла и несправедливости в обществе. Он одним из первых обратил внимание на проблему общности культур разных народов. Общие черты и признаки в культурах складываются из общих материальных условий жизни народов. Среди этих условий главная роль принадлежит географическому фактору, поэтому концепция Руссо носит название географического детерминизма.

Разнообразные типы почв и климатические условия вынуждают человека приспосабливаться к ним, создавая свои способы хозяйственной деятельности и орудия труда. Это приводит к развитию, которое представляет собой совокупность средств, обеспечивающих человеческое существование.

Большое внимание Руссо уделил анализу техники как одного из признаков цивилизации. Он считал, что ее использование ведет к отчуждению человека от природы и от других людей.

Таким образом, критикуя процесс перехода к цивилизации, Руссо призывает вернуться «назад к природе», к патриархальному существованию в единстве с ней.

Интересны мысли Руссо о прогрессе в культуре. В своей теории Руссо отвергает понимание прогресса как количественного и качественного условия развития. Таким образом, культура является негативным фактором в жизни общества, так как она не объединяет, а разъединяет людей. Отрицательно относясь к прогрессу, Руссо призывает вернуться в лоно природы, это можно сделать с помощью процессов воспитания.

Следует отметить, что многие положения концепции Руссо являются спорными, хотя это и не умаляет заслуг данного мыслителя.

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности.

Наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры внес Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803), который считал культуру универсальной характеристикой человеческого общества. Культура представляет собой совершенствование человека, а главную роль при этом играют наука и искусство. Природа культуры, по его мнению, носит деятельностный характер, и человек постепенно переделывает весь окружающий его мир.

Гердер рассматривал культуру в трех ее проявлениях: как развитие духовной жизни человека; как определенный этап в развитии человечества; как характеристику ценностей Просвещения.

Совершенно новое объяснение культуры было предложено основоположником немецкой классической философии Иммануилом Кантом (1724 – 1804), который не считал культуру результатом длительного развития природы и человеческого общества. По его мнению, культура – это совокупность духовных ценностей, субъективная деятельность человеческого сознания. Культура не может быть характеристикой объективного мира, она связана лишь с человеком. Культура – это всегда внутреннее достояние человека, она дает ему цель жизни, исходя из его внутренних потребностей, и выражает его гуманистическое предназначение. Несмотря на это, человек еще должен соблюдать внешние приличия, что является признаком цивилизованности. Таким образом, Кант вводит две категории культуры: внешняя и внутренняя. Но, по его мнению, собственно культурой является только внутренняя культура – это совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества.

Необходимо также отметить, что Кант дает чисто субъективное понимание прогресса, которое включает лишь прогресс отдельной личности, группы людей, но не касается прогресса общества в целом.

Классические представления о культуре получили важные дополнения в философии немецкого романтизма. Его представители подчеркивали, что для культуры важно развитие не одного только разума, но необходимость универсального синтеза, основой которого должно стать искусство.

Немецкий поэт и мыслитель Фридрих Шиллер (1759 – 1805) считал, что культура состоит в гармонии физической и нравственной природы человека. В своих работах Шиллер изучал также проблемы культурогенеза, знаков и символов в культуре.

В рамках своей концепции культуры Шиллер предложил типологию культур, согласно которой выделяются два типа культур – наивные и сентиментальные. Каждому типу культуры соответствует свой тип личности. Для наивной культуры характерен человек играющий, воспроизводящий и создающий ее, для которого свойственна открытость миру и большой творческий потенциал. Человек сентиментальной культуры закрыт для мира, для него характерен антропоцентризм, несамодостаточность, ему недоступно творчество. Выход из этого противоречия Шиллер видит в создании культуры третьего типа – всечеловеческой, гуманистической. Ей будет соответствовать новый тип человека – всесторонне развитая личность, нацеленная на будущее, с открытым типом сознания.

Концепция культуры Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831) разработана в работах «Философия права» и «Философия истории». Важнейшим свойством культуры является творчество – это создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его в себе как момент своей истории. Гегель связывал культуру с человеческим трудом. Человек является общественным существом, его отличие от животных – в обладании разумом, а также в многообразии потребностей, которые он способен удовлетворять с помощью средств, созданных трудом. Из потребностей человека на основе труда возникает сначала практическая культура как потребность и привычка вообще чем-либо заниматься. Затем появляется теоретическая культура – многообразие представлений и познаний, как развитие разума.

Основополагающей силой исторического процесса Гегель считает разум, который не только познает мир, но и способен его преобразовывать. Поэтому Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как ход развития разума.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.