Субкультурная дифференциация и роль молодежи


Природа субкультурного феномена в современных условиях. Сложность определения термина "субкультура" с того времени, как его в 30-е годы XX в. ввел американский социолог Т. Роззак, заключается в многообразии прежнему недостаточен определенности понятия культура. Из большого общественности литературы выделим определение американского исследователя Н. Смелзера, который обосновывает понятие субкультуры как определение любой системы норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества.
Однако выделение предыдущим автором лишь ценностей и норм является недостаточным, поскольку субкультура включает также, по нашему мнению, специфические социальные и духовные потребности, продукты творчества, способы привлечения к духовным ценностям, особенности их освоения, стиль и образ жизни.
Субкультура - одно из базовых понятий культурологии; система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, которая отличается от господствующей, общей, доминирующей в обществе культуры, хотя и связана с ней.
Растущая социальная дифференциация, формирование новых элементов социальной структуры общества, рост разнообразия проявлений социальной и культурной жизни становится катализатором возникновения все новых субкультурных группировок.
К. П. Соколов выделяет следующие виды носителей субкультур:
1.статево-возрастные сообщества (детская субкультура, молодежная, мужская, женская и т.п.);
2.Социально профессиональные сообщества (субкультура рабочих, интеллигенции, элиты, преступные субкультуры и др.);
3.религийни сообщества.
Безусловно, круг субкультур значительно богаче и включает дифференциацию по досуговых занятиями, национально-диалектными своеобразия, по стилю поведения и образу жизни.
Особого внимания заслуживает такой субкультурный феномен как студенческая субкультура, объединяющая возрастные характеристики второго периода юности, синтез субкультур основных социальных групп общества в лице выходцев из них и новые их социокультурные признаки как специфической социальной группы с разновидностями субкультуры студентов гуманитарного и технического профиля, из субкультурными особенностями студентов Одессы, Киева, Львова и т. д.
Поскольку субкультуры существуют на границах и перекрестках социальных отношений и областей, то модернизационные изменения в системе культуры и переход от одного типа культуры к другому приводят в движение всю субкультурную подсистему, все больше ее дифференцируют. Более того, свобода жизнедеятельности, по свидетельству исследователей, характеризуется небывалым взлетом количества и разнообразия субкультурных проявлений общественной жизни на всех культурных уровнях и в различных сферах общества, что и находит проявление на украинских территориях, особенно интенсивно в 80-90-х гг XX в .
Субкультуры характеризуются оперативностью и динамичностью реагирования на широкий спектр изменений социально-культурного, политической и экономической жизни, а потому является важной подсистемой обеспечения развития культуры в условиях недостаточной определенности ее парадигм.
Общество заинтересовано ради и своей стабильности в особом сбалансировании соотношение консервативных субкультур как носителей ядра культуры и инновационных субкультур, и в случае необходимости - в стимулировании развития инновационных субкультур для поддержки новых сфер и направлений культурной жизни, для испытания новых культурных моделей, эксперимента.
Исходя из вышеизложенного общекультурные функции субкультур очевидно заключаются:
1) в обеспечении целостности культуры;
2) в формировании новых возможностей ее развития;
3) в обогащении общекультурного контекста, в том числе социального семиозиса, культурного фонда как источника возможного отладки новых культурных форм.
Относительно сфер, которые они охватывают, субкультуры выполняют функции:
обеспечения их культурной ауры,
вариативности ее существования,
диффузии в пограничные области и т.д.
Относительно личностей определяющей является социализирующую функция, хотя по смыслу она может быть и десоциализуючою, т.е. положительно и отрицательно социализирующую, а осложнения социального и информационного поля, растущее социальное отчуждение, усиливающиеся формированием новых социальных отношений, все больше способствуют поиску лагун уединения или групповой солидарности.
Среди других функций, общих для всех субкультур следует выделить:
1.комуникативну, обеспечивающей общение внутри группы,
2.компенсаторну, которая позволяет обеспечить высокую или достаточную степень самооценки члена группировки
3.охоронну, направленную на поддержание уровня идентичности и защиту своей специфичности,
4.солидаризацийну, обеспечивающей екзистенцийно и социальную поддержку членов группы.
Внимание. Каждая субкультура имеет свой специфический профиль функций, обеспечивающий характер ее взаимосвязи и взаимоотношений с другими субкультурами и базовой культурой, как и весь строй его бытия.
На протяжении своей жизни, а в определенные периоды - одновременно, человек включается в несколько субкультур, что обеспечивает ей культурную многогранность социализации.
Процессы субкультуризации обогащают и усложняют "ткань" культурного поля, порождая одновременно не только положительные культурные процессы, но и негативные по отношению к господствующей культуры контркультурные процессы, конфронтацию и конфликты напряженности в системе социально-культурных отношений, особенно в межконфессиональных и межнациональных отношениях.
Следовательно, дальнейшая модернизация украинского общества дает толчок разнообразия культурной жизни, дифференциации культуры, порождает многочисленные субкультурные проявления общественной жизни, субкультур целом, обогащает спектр проявлений традиционных субкультур, культурный контекст общества как одну из предпосылок развития культуры.
Субкультурная система, присущая Украины и еще не исследована в ее специфических проявлениях, должна быть учтена как важная составляющая социокультурной трансформации.
Властная элита как субкультура. Особый и часто определяющее влияние на культурно-трансформационный процесс должен элита общества и, особенно, властная элита (с ее современным синонимом номенклатуры). В современном украинском обществе постоянной темой становится проблема определяющего влияния культурной и политической элиты на крашу и ее культуру, а сегодня все более остро в период стремительных модернизационных изменений ставится проблема необходимости формирования подготовленной, эффективно правящей элиты, имеет открытый характер и контролируется обществом.
Эта социальная группа является своеобразной социальной структурой, обладающей монополией на власть, на принятие решений, а также на осуществление важнейших функций в обществе. Точнее сказать, элита (номенклатура) является социальной казнью, суть которой находит выражение в ее субкультуре, которая влияет на характер выполнения ею ее социальных функций.
Не анализируя властной элиты или таких понятий, как иерархичность, карьерная направленность, корпоративность, отстраненность в общении и др., отметим, что черты ее субкультуры оказались даже устойчивыми, а возможно, наиболее устойчивыми по сравнению с другими социальными слоями, это наблюдалось даже в модернизационных процессов, в изменениях в период советской власти, перестройки, государства, что присуще украинской властной элите.
Противоречием бытия украинской властной элиты является ее стремление внешне атрибутивные соответствовать имиджу национально-культурного обновления общества и безответственность по правовой и социально-функционального обеспечения приоритетов развития национальной культуры.
Криминальная субкультура в культурно-трансформационных процессах.
Необходимость рассмотрения поставленной проблемы вызывается двумя базовыми социальными фактами:
во-первых, тем, что по одним данным 40%, а по другим 60% рыночно-экономической и производственной деятельности и доходов находится в Украину вне закона, "в тени" (теневая экономика, теневой сектор экономики), следовательно, большая часть населения входит, или является касательной к уголовной субкультуры;
во-вторых, по уровню коррупции и корыстных внезаконных отношений Украины занимает сегодня, по данным международных организаций, одно из первых мест в мире, без учета этих данных невозможно понять характер социокультурной трансформации в целом в Украине.
Эта проблема особенно интенсивно разрабатывается в отечественной науке сначала социологами, а со времен перестройки и этнографами, а в западной социологии еще Э. Дюркгейм доказывал, что уголовные субкультуры являются неотъемлемой составляющей любого общества и будут существовать всегда.
Этот тип субкультуры имеет: 1. признаки экзотического этноса, 2. особое мировосприятие, 3. этику, 4. искусство и эстетику, 5. ритуалы, 6. традиции, 7. законы и 8. нормы. Западные исследователи относят сюда уголовное мифологию, привилегии для "элиты", способы отдыха, формы отношений.
Названный тип субкультуры характеризуется, очевидно, широкими пределами, неоднородностью, дифференцированность на ряд "пидсубкультур" и широкой зоной пограничья, которое охватывает проникающими ее элементами значительную часть структуры общества, то есть и группы, которые никакого прямого отношения к криминалитету не имеют.
Речь, собственно, о значительном ареал влияния этой субкультуры на часть общества, субкультурную диффузию, уголовное субкультуризацию украинского общества, которое в условиях "прихватизации, разграбление государственного имущества оказалось к ней довольно склонным, как со стороны тех, кто грабит, так и со стороны обманутых и обездоленных, которые пополняют ряды бомжей или криминалитета, находя определенную утешение в своем надрывном безутешно фольклоре и сочувствие у определенных групп населения, живущих за пределами бедности. Способствует развитию, говоря точнее, не всегда уголовной, но девиантного субкультуры, весь комплекс современных условиях переходного общества, в котором отражена и глобализация общественно-культурных процессов, и кризис экономики, и противоречия трансформационных процессов в различных сферах общественной жизни, отдельные сегменты которых характеризуются морально-правовой девиантность.
Такое всепроникнення этого девиантного по своему характеру процесса становится определенным сопровождением, культурной отрицательной тенью социокультурных трансформационных процессов.
Масштабность этого процесса такова, поскольку сама уголовная и культурно криминализирована сообщество и ее некриминальный, но культурно-криминализированный сопровождение и "шлейф" близких им социальных подгрупп характеризуются гибкостью и аморфностью, способностью инкорпорироваться и интегрировать себя почти во все сферы общественной жизни. Особенно опасным для общества и его культуры является растущее взаимопроникновение криминальной элиты и властных структур, которые взаимно интегрируются и приобретают не только легального характера, но и растущего влияния на государственные дела и развитие общества, которое становится возможным в условиях "переоценки ценностей", когда базовые культурные и нравственные ценности прошлого периода находятся в состоянии кризиса, а новые еще не сформировались.
Недослидженисть данной субкультуры в трансформационном процессе не позволяет достаточно полно определить ее место в современной культуре, хотя из имеющегося материала можно сделать вывод о росте ее роли в вульгаризации культуры и ее деморализации, легализации "низовой", примитизованои ветви культуры, хотя в сфере субкультурного городского музыкального фольклора засвидетельствовано ее положительное влияние на песенную культуру, особенно бытового жанра.
Значительное распространение криминальной субкультуры, характерное для переходного периода модернизации культуры, является результатом розлагоджености и кризиса не только целостно-нормативных регулятивив современной украинской культуры, но и экономического и политического кризиса, сопровождаемого потерей четких ориентиров развития общества.
Молодежная культура и субкультура как фактор социокультурной модернизации и постмодернизации. Молодежная субкультура в связи с радикальными изменениями в обществе становится формой социальной адаптации, своеобразным буфером между традиционной культурой, общепринятыми ценностями и элементами "сопротивления" по отношению к "старому" социально-культурного порядка и господствующей системы молодежной культуры. Молодежные группы превращаются в самостоятельные функционирующие пидсуспильства.
Авторы теории субкультуры молодежи - основного направления британской социологии молодежи - утверждают, что фундаментальную роль в социально-политическом созревании молодежи имеет стратификационная принадлежность.
Особое субкультурного измерения приобретает молодежь в период "постюности" (К. Кенстоун) - в третье десятилетие жизни, когда она самостоятельна в социальном, моральном, интеллектуальном, политическом, социально-культурном плане, но не адаптирована политическое и экономически, ищет свой вариант наиболее удачного социального самоопределения. Это стадия между юностью и взрослостью, период социально-культурного экспериментирования в определении жизненных перспектив, что является характерной особенностью культурно-модернизационных процессов.
Заметное обесценение рабочей силы (что наблюдается в последнее время в Украину), которое воспринимается молодежью как судьба поколения, вызывает одновременно психосоциальное и социокультурное повышение значимости состояния юности, акцентирует внимание общества на нем.
В условиях модернизации в Украине происходит снижение социального контроля, ослабление традиционного влияния социальной среды на мировоззрение и поведение молодежи.
Зародившись еще в первых учебных заведениях Европы и приобретя своей устойчивой формы с середины 50-х годов XX века под давлением современных модернизационных условий (ранняя физическая зрелость, растягивание времени вхождения в социально-профессиональный статус взрослых, развитие средств массовой коммуникации и т. д.), возрастает социально-культурная автономия молодежи в мире взрослых, ее дифференциация, приобретает жесткие, часто социальная организованных и даже контркультурных форм традиционный конфликт поколений, образуется социальная и идеологически нейтральный, все более широкий спектр молодежных субкультур собственно культурного и художественного направления, Сформируется новый тип информационно-интернетной молодежной субкультуры, Значительно возрастает вклад молодежи и характер ее участия в модернизационных процессах, выдвигая молодое поколение в качества авангарда в трансформационном обновлении общества, а, возможно, и как основную мощь изменений в нем. Как в свое время писал известный поэт В. Маяковский, "молодежь является то горючее, на котором работает общество", хотя, по нашему мнению, молодежь собственно значительной степени и создает это топливо.
Внимание! Каждая молодежная субкультура имеет свою центральную идею или систему идей, которая определяет п характер, принцип привлечения и является тождественной цели ее существования. Она характеризуется, прежде всего, специфической нормотворчеством, противопоставлением своих норм и ценностей внешним, приобретая определенные черты "микросуспильство", в котором трансформируются традиционные взгляды и формируется "свой" образ мира и образа жизни в нем личности.
Указанная проблема реально сложилась в формах андерграуду и обособления субкультур молодежи в глубинных пластах культуры периода застоя и перестройки.
Субкультура определяется своим социальным содержанием, совокупностью отношений, стилем жизни, определяющей составляющей которого является поведение.
Английский социолог М. Брейк выделяет следующие субкультурные типы молодежи, как "нормальная" молодежь, делинквентное молодежь, культурные бунтари, политически активная молодежь. Как и М. Брейк, мы исходим из того, что "нормальная" молодежь тоже имеет свои особенности и составляет специфическую субкультуру.
Субкультура состоит из совокупности знаний и представлений группы, на основе которых он формирует свой целостный образ социального мира и определяет свое место в нем как основу ориентации в жизненном пространстве. Исходя из этого, группа формирует специфические ценности и нормы своего социального бытия, которые имеют свои особенности, отличающие их от других.
Хотя представители основных молодежных субкультур не отрицают культуры общества в целом, но значительно отличаются от нее, формируя свой мир и его особую картину. Кроме общих молодежно-генерационных особенностей формирования субкультур на их содержание значительно влияет:
1.криза украинского общества и его основных институтов;
2.криза института семьи и и семейного воспитания, нарушения взаимоотношений поколений;
3.комерциализация средств массовой коммуникации, которые искусственно формируют повышенную потребность в субкультурных признакам;
4.зростаюча вестернизация и регионализация культуры.
Следует очевидно согласиться с тем утверждением, что молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.
В СССР первыми из молодежных субкультур в конце 60-х годов XX века появились хиппи, практика которых в Украине носила декларативно-снобистским характер и длилась короткое время в больших городах.
Второй период развития молодежных субкультур (1983-87р.р) характеризуется кризисной ситуацией и, в связи с тотальной критикой СМИ, снижением активности.
Третий период приходится на 1987-1992 г.г., который характеризуется эпатажным протестом панков, хиппи и других группировок андеграундных характера и ростом негативной реакции на них значительной части молодежи, как и дифференциацией различных по своей направленности молодежных образований. Исследователи считают, что четвертый период (1992-1995 г.г.) прошел под знаком спада активности андерграунда, рост пессимизма и помолодению состава, формирование группировок, нацеленных на карьеру и успех, что означало некий возврат к формальному социума и признания его. В этот же период развивается романтико-эскапистскими молодежная субкультура, связанная с новой волной вестернизации украинского общества.
С 1996 года начинается пятый период развития молодежных субкультур, который продолжается до сих пор, и характеризуется, с одной стороны, повышением интеллектуального уровня в среде "андергаунда", а с другой - прогрессирующим помолодению, отказом от интеллектуального роста, а также ростом легитимизации неформального стиля жизни.
Молодежная субкультура в Украине не имела раньше и не имеет теперь характера жесткой деформализации и сборки в изолированные неформалитеты, не отмечается резкой оппозиционностью и редко приобретает черты контркультуры такой активной на Западе. В 80-е годы наиболее активно формировались движения рокеров, металлистов, байкеров, а затем религиозно-культовые и восточно-спортивные, часто инициированные заинтересованными в них взрослыми слоями бизнес и уголовного характера. Поэтому в целом украинская субкультуры малодифференцированные, недолговечны и не занимают весомого места в культурной жизни.
По мере отношение к модернизационных и постмодернизацийних процессов молодежные субкультуры могут быть систематизированы по признакам модернизацийности, закрытости и социальности, креативности следующим образом:
1.авангардистськи, конфронтационные устоявшейся культуры постмодернизацийного характера, элитные;
2.модернизацийни и постмодернизацийни, толерантные в отношениях с официальными учреждениями;
3.модернизацийни и постмодернизацийни, социально-культурная нейтральные (субкультура молодежного компьютерного андеграунда и др.);
4.модернизацийни, социально-закрытого типа, неконфронтационной;
5.консервативни закрытого типа;
6.консервативни открытого типа;
7.контркультурни, творческого типа;
8.контркультурни, асоциальные, деструктивного типа, в том числе криминальные.
Роль молодежных субкультур оказывается в значении предельной, пограничной зоны культуры, накапливает, провоцирует положительные и отрицательные "отклонения", которые могут иметь культурно-творческий или деструктивный характер, способствуя поиску необходимых новым социальным изменениям культурных моделей. В то же время существует молодежная культура социальное и культурно толерантной молодежи, которая не замыкается в пределах особого микромира субкультуры, а идентифицирует себя с существующей "внешней" культурой взрослых, и стремится по своему возрасту к инновациям, интенсивно осваивает и творит культуру.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: