Содержание и понятие "художественной культуры"


Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.
Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.
Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны процессы, присущие всем типам общественного производства, а именно:
- производство художественных ценностей;
- функционирования художественных ценностей.
Эти процессы касаются и учреждений искусства, и собственно искусства.
Никакое социальное явление не может быть понят в рамках только одной определенной группы явлений. Понятие художественной культуры выражает принципиально новое отношение к искусству, акцентирует внимание на его социальном функционировании и связанности с системой организаций, управляющих художественным процессом, распространяют и хранят его продукты, готовят художественные кадры. Именно поэтому понятие "художественная культура" должно работать в рамках понимания всего социального контекста, в котором искусство функционирует. Художественное произведение - продукт не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования искусства в обществе. Рассматривая любое произведение искусства, следует учитывать формы его включения в социум и в культурную жизнь.
Сфера художественной культуры - это сфера художественных ценностей, представляющих высшие рукотворные формы эстетических ценностей. Эстетические ценности так или иначе всегда вовлечены в культуру, хотя могут сохранять свою естественную автономию (красота в природе). В данном случае втянутость эстетических ценностей в культуру объясняется тем, что общественная практика, деятельность людей ставят данное природное явление в определенное ценностное отношение к человечеству.
В системе художественной культуры выделяются три ее подсистемы, а именно:
• художественное производство и его субъекты (т.е. профессиональные и самодеятельные художники). Художественное производство - это творческое продуцирование художественных ценностей. Для эффективного функционирования субъектов художественного производства важную роль играют организационные формы художественной деятельности (творческие союзы и самодеятельные коллективы. Сюда относится также система художественного образования (художественные вузы и другие учебные заведения, которые готовят профессиональные кадры для искусства), а также разного рода поощрения, стимулирования профессиональных и самодеятельных творцов искусства (смотры, конкурсы, премии, почетные звания и др.).
Художественное производство - это и продуктивное, и активно-движущее начало художественной культуры, состояние которой в первую очередь определяется уровнем развития искусства. Вместе с тем потенциал художественной культуры зависит и от отношения людей к искусству, и от характера их ценностных установок в отношении художественных произведений. Немаловажную роль играет также фактор, связанный с "временными возможностями художественной жизни, поскольку влияние искусства на людей осуществляется в определенном временном промежутке".
• художественное потребления и их субъекты (зрители, читатели, слушатели). Сфера художественного потребления - это огромный мир художественных потребностей, вкусов, оценок, идеалов, сложный мир индивидуально-личностного восприятия художественных ценностей, обусловленный различными детерминантами (социальным положением, образованием, возрастом, материальными возможностями удовлетворения художественных потребностей и т.д.);
• воспроизведение, тиражирование и распределение уже сделанных художественных ценностей. Иначе говоря, это индустрия тиражирование художественных произведений. Это художественные заведения и средства популяризации художественных ценностей, это пропаганда художественной культуры, эстетическое воспитание и др. По сути данная подсистема выполняет "посреднические" функции между художественным производством и художественным потреблением, между субъектами художественного производства и субъектами художественного потребления.

Важнейшей составляющей существования и функционирования художественной культуры в обществе есть процесс творчества.
Американский философ Э. Фромм называет потребность в творчестве одной из важнейших человеческих потребностей. Животному свойственно пассивное приспособление к миру, люди же пытаются превратить его. Творческий акт всегда является процессом высвобождения и преодоления. В нем присутствует переживание силы. Именно поэтому творчество является неотъемлемой от свободы. Только свободный может творить, отмечает философ.
Личность не может подняться над повседневной прозой жизни без внутренней готовности к возвышенному, к романтическому порыву. По мнению Фромма, это требование продиктовано наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества индивид объединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы, лишь в котором он только и может чувствовать себя действительно человеком.
Однако глубочайшее сущность творческого акта разворачивается в искусстве, в художественном творчестве. Искусство вообще является преимущественно сферой творческой. Любой творческий художественный акт является частичным превращением жизни. В творческом художественном отношении к миру раскрывается мир иной. Однако процесс и результат творчества несут в себе определенный элемент трагизма, выражающаяся в несоответствии между замыслом и его воплощением. Огромная творческая энергия великих художников никогда не может быть реализована в их произведениях полностью.
Художественные произведения, как правило, рассматриваются как результат специфически духовного восприятия действительности художником и, исходя из этого, его самовыражения. В то же время произведения искусства являются средствами духовного общения между людьми. Художественная культура, как часть духовной культуры, представляет собой средство подготовки и привлечения потенциальных зрителей, слушателей, читателей к искусству, которое приводит (немедленно или косвенно) к изменению их внутреннего мира. Именно поэтому процесс репродуцирования художественных ценностей является процессом, что позволяет привлекать к общению через произведения искусства все большее количество людей, позволяет поддерживать, воспроизводить шедевры мирового искусства.
Новые явления художественной культуры рождаются в контексте данной исторической эпохи, национальной культуры, социальной структуры общества и т.д. И своим рождением, и художественным содержанием они представляют собой сложный сплав временного и непреходящего, национального и общечеловеческого. По-настоящему новые художественные явления в определенном смысле опережают свою эпоху, поскольку призваны "служить" не только нынешнему, но и будущем. Они перерастают уровень художественных потребностей своего времени и довольно часто оказываются непонятными этой эпохой. Поэтому одним из направлений и проявлений художественного развития является постепенное преодоление противоречий между художественным произведением и его восприятием, пониманием, оценкой.
Художественная культура каждой эпохи включает в себя явления, социальный и культурный смысл которых является отличным, а иногда и противоположным. Некоторые художественные явления представляют собой культурные реликты, остаточные элементы художественных систем, структур, стилей, которые исчезают. Вместе с тем в художественной культуре обнаруживаются и такие глубинные тенденции социального и художественного прогресса, которые пока еще не имеют прямой связи с текущими задачами времени.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: