Тенденции развития современного искусства: модернизм и постмодернизм


Наиболее ярко проблемы современного искусства проявляются при рассмотрении возникновения и функционирования таких направлений художественной культуры как модернизм и постмодернизм.
Возникновение модерна как изменения мировоззрения современного человека, как нового отношения к жизни, ярко выражается в художественной культуре и искусстве современности связано с новыми реалиями, которые принес начало ХХ века: разгар классовых войн, революции, первая мировая война, которые опустошили человеческую душу , уничтожили как темные, так и светлые стороны жизни, что в свою очередь приводят к расколотости мира, где человек не может найти себя. Лишение традиций, стремление к постоянной новизны является следствием расколотости мира, роздрибленности человеческого "Я", розбалансованности внутренних субстанциальных основ человеческой жизни. Такое видение мира, расколотость, "осколочнисть" присутствуют и в художественной жизни.
Модернизм - это внутренняя реакция художника на конфликтность мира, поиск своего Я в этом разобщенном мире. Часто в модернизме художник пытается не столько достичь гармонии формы и содержания, сколько из розирваннисть, и даже какую уродство, показать внутренний смысл чувствования мира художником. Человек чувственно разорвана, потому что мир разорван. Искусство, которое отражает такое состояние человека, художника, также является расторгнутым, не отвечает нам в наших поисках гармонии, не дает нам этой гармонии, но, с другой стороны, такой своим творчеством, искусство ставит проблему гармонии.
Развитие модернизма, как направление, возможен в постоянном противопоставлении традиции. Традиция присутствует всегда в модерне, хотя бы как оппозиция данном направлению.
Явление модернизма и авангардного искусства до сих пор вызывает дискуссии у исследователей по его ценностного нагрузки, сущности и исторической оправданности, тех "антропологических" последствий, которые несет в себе авангардное искусство.
Так, по мнению Леви-Стросс, авангард возникает как противопоставление, отрицание классического искусства.
Разделяя культуры на горячие и холодные, Леви-Стросс к горячим относит современное западноевропейское и американское общества, постоянно помнят о своей истории, и стараются ни в чем ее не повторить. В таких обществах придерживаются мнения о том, что когда произведение уже написано, то не следует его писать вторично. В холодной культуре, к которой относится большинство традиционных, восточных культур, стремятся воспроизводить готовый текст по возможности в неизменном виде. Хотя здесь предполагается мнение, что каждое новое исполнение может вносить свои вариации, но основной набор стандартных клише (формул) и схема построения текста должен быть все же неизменным. Однако эти традиции умирают на глазах. Авангард же стремится превратить культуру на горячую.
Авангард подрывает старую, и достаточно узкую (с позиций конца XX века - начала XXI вв.) Картезианскую схему в понимании сущности человека. По классического искусства, которому противостоит авангард, то оно развивалось в рамках парадигмы, которая была четко выражена Декартом еще в XVII веке. Понимание человечности, гуманизма, культуры, были воспитанные на идеалах разума, захватили представителей классического искусства и на этом поприще было создано большое количество произведений искусства, которые соответствовали званию Человека. Заодно классическое искусство через свою образный язык и средства выражения компенсировало односторонность и сухость сциентизма в духовном развитии европейского человека. Нужно упомянуть и о том, что классическим искусством были сформированы и собственные принципы, которые определили заранее развитие художественной культуры. Прежде всего это условность искусства, что позволяет всегда различить искусство и неискусство, уникальность художественного произведения, которая усматривает главным в творчестве художника работу с материалом и формой; направление и стиль, которые обеспечивают преемственность и историзм в искусстве. Авангард же отказался от всего, на что ориентировалось классическое искусство. Но человек и важнейшая атрибутивная признак человеческой личности - духовность осталась одной из основных проблем авангарда. Более того, можно сказать, что авангард расширил и обогатил функциональное понимание человека новыми гранями, углубил понятие художественности и преемственности культур. И хотя авангард разрушил связи с классикой и рационализмом в европейской культуре, но в нем найдено то, что связывает его с дорациональнимы мифологическими и другими формами ранних культур, источники которых находим в Африке, Америке, и других регионах.
Итак, ограничив интеллект, авангард вполне вернулся к инстинкту и эмоции, непосредственности и спонтанности. Новые модернисты утверждали культ особой, спонтанной чувственности. Первые шаги этого направления, которое было названо сюрреализмом, были связаны с "освобождением" чувственности художника, творческой души от традиционных убеждений. Раскрепощения чувственности было реакцией на рационализм Нового времени, реакцией на примитивизм и Ограниченный здравого смысла "обывателя".
Классическое искусство, в частности живопись, даже благодаря своей внутренней гармонии и стройности, не могло выразить суперечливись мира. И только с точки зрения норм классического искусства можно говорить "... об аномалиях модернизма, о несоответствии крайних его проявлений самому понятию искусства", поскольку для классики модернистское искусство бессодержательное.
Однако для последовательных сторонников модернизма присущей есть мнение, в соответствием с которой фигуративные методы и связи искусства с формами жизни в ХХ в. исчерпали себя, что эпохи особого расцвета реализма действительности были эпохами упадка. Авангард стремится разрушить традиционные классические формы, которые, поскольку являются классическими, должны воспроизводиться для каждого последующего поколения.
Одной из главных тенденций модернизма стало разрушение образа, как способа отречения от искусства, выхода за его пределы. Производится мнение, что человек не в состоянии осознать мир и освоить его в пластических образах, а из сферы плодотворно действующих традиций исключаются все реалистичные эпохи и вообще все фигуративные явления искусства прошлого, зато внедряется традиция, согласно которой создание или художественное познание мира происходит лишь в сферах модернового искусства. Модернизм переосмысливает само основание, на котором базируется классическое искусство.
В рамках модернизма были открыты и разработаны новые художественные методы и средства: поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж. Эти стилевые приемы обнаружили огромное влияние на развитие искусства прошлого века.
С конца 60-ых годов XX века модернизм начинает уступать свои позиции постмодернизма. Постмодернизмом позначуються новые тенденции, наметившиеся в культурной самосознания развитых стран Запада. Общей направленность этих настроений является борьба против канонов и классических приемов.
Главная тенденция постмодернизма - принципиальная несистематичностью, умышленное эклектизм. Его каноном выступает отсутствие любого канона. Постмодернисты разочаровались в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Сторонники постмодернизма пытаются привлечь к своему идейному поля весь опыт мировой художественной культуры, но не с целью просвещения, а с целью подвергнуть иронии этот опыт. Иронизм становится смислотворчу принципу мозаичного постмодернистского искусства.
Всего к Основные характеристики постмодернизма можно отнести:
• принцип "двойного кодирования", состоящий из одновременной ориентации на массу и элиту;
• обращение к забытым художественных традиций;
• стилевой плюрализм (видео, инвайронмент, хэппенинг и др.);
• обращение в гротескных типов художественной образности, иронии, иллюзии;
• художественный экспансионизм, который распространяет и отождествляет понимание искусства с позахудожнимы сферами деятельности (экология, политика, информатика и др.), эстетизация истории и науки.
В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как последователь авангардизма, полностью стирая грани между ранее самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между научным и обыденным, "высоким искусством" и массовой культурой.
Постмодернизм закрепляет переход от "произведения" до "конструкции", а его признанными художественными методами становятся компиляция и цитирование культурных образцов, коллаж.
Постмодернистские эксперименты вызвали к жизни стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства.
Для постмодернизма, в частности поп-арта, характерно задача доказать возможность превращения любого предмета действительности на предмет искусства. Так, представители поп-арта подставку для бутылок, велосипедное колесо, писсуар выставляли в качестве предметов для эстетического наслаждения, пытаясь этим доказать, что красоту можно найти и в повседневных вещах, предметах быта.
Так, по мнению теоретиков постмодернизма, важен не сам предмет, а его название, а потому "консервная открывашка", представленной как "условия человеческого существования", приобретает статус произведения искусства. Ведь именно благодаря названию пробуждается интерес к представленному предмету и появляется желание высказать мнение относительно него, интерпретируя его как произведение искусства. М. Дюшан определил произведения искусства следующим образом: "Любая вещь является искусством, если она вырвана из ее бытовых связей, или если я показываю на нее пальцем. Для постмодерниста преимущество любого предмета повседневности, представленного как искусство, в его оригинальности, подлинности, а изображение предмета художником рассматривается как имитация, копия, лишенная оригинальности.
В классическом авангарде и новейшем искусстве, которое началось в 60-е годы с поп-арта, возникал независимое искусство, пробивалась свободная творческая мысль.
Однако установка, которую считают постмодернистской, а именно: обращаться к широкой аудитории через усвоение опыта всей мировой культуры не является исключительной находкой искусства второй половины XX в. Для художника всегда было значимым быть понятным, даже в том случае, когда он высказывает личное, субъективное, как это делает авангардист. Но художник лишь в том случае может быть понятным и признанным людьми, если он в той или иной форме обращается к людям. Как показал постмодернизм, такие формы есть две. Это когда художник говорит об общечеловеческих ценностях полностью от себя, выражая свою оригинальность через художественную форму и материал того или иного вида искусства. Это позиция классики и раннего модернизма. И, когда об этих же ценности, художник говорит цитатами, вещами с улицы, сценами из жизни. Это позиция постмодернизма и близкого к нему искусства.
Контркультура XX века - Это те же факты нового, неклассического типа, или захвачены принимаемых или захвачены игнорируются. Даже если контркультуру в целом и невозможно рассматривать в качестве фундамента будущего искусства, и все же она дала возможность по-новому взглянуть на традиции классического искусства, обнаружила основы для формирования новых традиций, вернула лицом философов и мыслителей к художественным традициям ранней и современной культуры Востока. Постмодернистская эстетика постепенно реабилитирует обоняние, осязание и вкус - так называемые низшие чувства сравнению с цветом и звуком. К переживанию искусства во всем спектре человеческой чувственности прилагается развернутая воображение и интуиция. А обогащение чувственности через сферу искусства может пойти двумя путями: путем новых технологий, которые удваивают и утраивают эффективность чувств и путем дальнейшего изучения экстрасенсорных способностей человека.
***
Таким образом, художественная культура является важной составляющей совокупной культуры человечества, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, в искусстве ставит и решает проблемы взаимодействия человека с самим собой, другим человеком, миром, Богом, расширяет горизонты человеческой личности, ищет новые формы постижения человеком действительности.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: