Игровая концепция человека и культуры


          Представители этой школы голландский ученый, историк, культуролог И. Хейзинга (1872-1945), испанский философ Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955), немецкий философ Е. Финк рассматривали игру как источник культуры. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории. Восхождение к более высоким формам культуры связано, по мнению Хейзинги, с игровыми инстинктами, присущими человеческой природе. Сквозь призму игры он рассматривает искусство, науку, быт, юриспруденцию и т.д.

          Роль игры в истории культуры не всегда была одинаковой. По мере культурного развития игровой момент отступал. Вытеснение игры началось с XVIII в., когда в обществе доминировали прагматические цели, что привело постепенно к кризису европейской культуры в XX в. Европу захлестнула массовая культура. Сегодня вновь начинает доминировать игра. Считают, что на смену человека разумного (Homo sapiens) приходит человек играющий (Homo ludens). Компьютерными играми занимается все молодое поколение. Но все больше «живых» игроков в ролевые игры, разыгрывающих на огромных полигонах с вполне взрослыми участниками свои спектакли.

          Подробнее о данной концепции прочтите во «Введении в культурологию. Уч. пособие для вузов. Отв. ред. Е. В. Попов: ВЛАДОС, 1995, с.43-56.

7    Автором теории осевого времени является немецкий философ К Ясперс (1883-1969). Главной темой его философии стала: человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. К. Ясперс придерживается точке зрения, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, определяемый в наибольшей степени духовными факторами. Он делит историю на четыре больших периода – доистория, древние культуры, период «осевого времени» и технический век, расцвет которого относится к нашему времени. Доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков и известных духовных ценностей. Далее возникают древние цивилизации: шумеро-вавилонская, египетская, индийская, китайская.

          Время «осевой эпохи» К. Ясперс датирует примерно между 800 и 200 годами до н.э. В этот промежуток времени возникли в Китае, Индии, Палестине, Древней Греции духовные движения (конфуцианство, буддизм, зороастризм, учения древнегреческих философов и др.), сформировавшие тот тип человека, который, по Ясперсу, существует и сегодня. «Осевая эпоха» - время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологического сознания. Человек в «осевую эпоху» впервые пробудился к ясному мышлению, приходит конец непосредственному отношению человека к миру и самому себе.

          Пробуждение духа является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры. Подлинная связь между народами – духовная, а не родовая, не природная. Человечество, по Ясперсу, духовно едино, каждый его новый подъем сопровождается обращением, возвращением к «осевой эпохе». Она считается общим духовным истоком всего человечества.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: