Культура индустриального и постиндустриального общества


Учитывая присущие им особенности, первая и вторая половины XX в. - Это две качественно различные социокультурные эпохи, которые определяются как культура индустриального и культура постиндустриального общества.
XX и XXI века не случайно называют самыми динамичными в истории человечества, поскольку количество и качество информации удваивается и утраивается ежегодно. Процессы обновления или модернизации, коснулись всех стран мира и каждого человека в частности.
Культура индустриального общества состояла под знаком модернизма. Американский культуролог Д. Белл называет модернизмом современный этап развития культуры и противопоставляет его ранньобуржуазного, протестантской. По мнению Д. Белла, в культуре состоялся движение от протестантизма, который истолковывается фундаменталистских, к модернизму. Старые духовные основы общества уже не существуют, а новые, те, которые основываются на вере в исторический прогресс, потеряли свою утопичность.
Культурные особенности, жизненный мир модерна сформировались под влиянием трех чрезвычайно значимых исторических процессов, а именно: Просвещения с его верой в разум, науку и технический прогресс; Французской революции с ее идеями защиты прав свободных, равных, творческих личностей; и промышленной революции XVIII в. . Вышеназванные процессы привели к утверждению примата научного разума над религией, закрепили приоритет промышленности, индустриализма над феодальным производством, подтвердили "доминирование идеи контрактности над чувством соборности, взаимозависимости, взаимосвязанности людей". Кроме того, важную роль в формировании культуры модерна сыграл христианский монотеизм.
Культуру индустриального общества характеризуют ценности коммерции и промышленности, вера в прогресс разума, точная объективность науки, важность технологии, все более возрастает, воля к власти как стремление покорять и эксплуатировать внешнюю и внутреннюю природу человека, распространение администрации, управляющей согласно технократической реальностью.
В общем, для культуры XX века характерна крайняя свобода в выборе стилей, что черпаются из казны культуры, а это прежде всего связано с ее осевым принципу - самоосуществление, выражением собственного "Я".
Существенным направлением развития современной культуры является переход от понимания индивида как существа, имеет общие с другими индивидами природные качества и оценивается в соответствии с существующей иерархии добродетелей, к пониманию его как единичного и неповторимого "Я". Не моральная вес в обществе, а подлинность личности становится источником этических и эстетических суждений. Этому соответствует переход от религии к светской культуре и от сдержанности к апологии свободы личности. А потому источник силы модернизма видится в обожествлинни "Я".
Благодаря модернистской ориентации культура получала роль инициатора изменений. В обществе провозглашается идея обновления и признается примат культуры в процессе социальных изменений. Как высшую ценность модернисты провозглашают эстетический эксперимент, ничем не ограничен поиск самовыражения и чувственного восприятия, в котором воля и неудержимое желание торжествуют над разумом и морали.
Модернизм, по мнению Белла, оказался 1) реакцией на изменения в чувственном восприятии социальной среды и дезориентацией ощущение пространства и времени, что было связано с революцией в области коммуникаций и транспорта, и 2) кризисом самосознания, которая была обусловлена ??потерей религиозной культурной ориентации .
Особенно ярко модернизм заявил о себе в искусстве, где он трактуется в широком и узком смысле слова. Под модернизмом в широком смысле слова понимают совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, в которых ярко выражались отход от культурных ценностей XVIII-XIX вв, и провозглашались новые подходы и ценности. Модернизм, как художественно-эстетическая система, объединил художников, которые находились на позициях нереалистичной методологии. Основными направлениями художественного поиска начала - первой половины XX в. есть футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм.
В узком смысле слова модернизмом (фр. moderne - современный, новейший, новый) обозначается стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - нач. XX в. (Для различения в данном смысле слово "модернизм" берется в кавычки), для которого характерно использование новых технико-конструктивных средств, свободной планировки, своеобразного архитектурного декора для создания необычных, подчеркнуто индивидуализовних сооружений. Гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор - отличительные черты данного направления. Стиль "модерн" возник как реакция на эклектику и копирование исторических стилей прошлого.
В области философии модернизм вырос и соотносился с идеями А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, Фрейда, К. Г. Юнга, М. Хайдегера, Ж. П. Сартр, А. Камю.
Наука XX века заявила о себе теорией модернизации, суть которой связывают с всемирным распространением таких ценностей как рационализм, "расчетливость", (бережливость), урбанизация, индустриализация.
Характерным для культуры индустриального общества является осознание человеком своего всевозрастающего господство над окружающими миром, возникновение убеждение, что ее владычества над миром, масштабы приватизации его ресурсов являются безграничными, а орудием этого властвования является научно-технологический ум, и инициированные им идеалы универсализации, идеализации, рационализации мира, культуры и знания. Человек упомянутой культуры была уверенной, что вполне возможно научно-техническими средствами коренным трансформировать не только социально-экономический уклад жизни, но и духовную природу самого человека. При таком подходе личность очень легко превращается в жертву научно-технического прогресса. Для культуры модерна характерна господства веры в то, что человеческая история является грандиозным линейным процессом восхождения человечества к мировоззренческого, социального, культурологического идеала, который является единственным и общеобязательным для всех рас, наций и народов. А потому во имя этого идеала никакие человеческие жертвы не являются чрезмерными. Однако социально-культурные последствия такой веры плачевными: это и тоталитарные идеологии (и соответствующие им общества), и глобальные кровопролития, Холокост, экоцид, антропологический кризис.
Глобальные проблемы, которые достались нам в наследство от модерна - отравление почвы, загрязнение атмосферы, мирового океана, озонный дыры, потепление планетарного климата, рост энергопотребления, исчерпание невозобновляемых энергоисточников нуклеаризм, перенаселение планеты, расизм, воинствующий национализм, угроза распространения ядерного оружия, СПИД , проблемы сохранения стабильности биосферы, антропосфера, сферы культуры, заставили почувствовать хрупкость человеческого существования, привели к формированию нового типа мировоззрения, получивший название планетарного мышления, в основе которого положены достаточно объективные процессы, а именно: переход в 70-годы XX века . наиболее развитых стран мира от эпохи индустриального общества к эпохе постиндустриального, которое еще называют "кибернетическим" и "информационным обществом.
Персональные компьютеры, автоматический возделывание текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства перешли из научных лабораторий в повседневный быт людей. Научные революции второй половины XX в. - Нелинейная, вероятностная, компьютерно-информационная, квантовопольова и другие кардинально превратили фундаментальные основы не только наук о природе, но и наук о человеке, культуру, историю, язык.
В 70-80 годы XX века появляется новый термин "постмодернизм", которым начали позначуваты те тенденции в современной культуре, характеризующими развитые капиталистические общества второй половины XX века, именно когда эти страны вступили в стадию постиндустриального общества. Культурной ситуации этого периода характерны такие черты, как:
• уход от рационалистических схем;
• отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития;
• признание плюрализма, многообразия культур;
• едининня с природой и защита окружающей среды;
• планетарное мышление и т.д.
Постмодернизм - это исторически новый тип культуры, который проявляется в различных ее сферах: философии, науке, искусстве и т.д. Его основополагающим принципом является свободное сочетание выразительных средств, а также плюрализм идей, точек зрения, мнений и конкретный гуманизм. В науке это проявляется в применения данного конкурирующих примеров, опровержении иерархии методов научного познания, признании их принципиальной плюралистичности, в установке на взаемодоповнюемисть прикладного, рационально-спекулятивного и религиозно-мифологического знания.
В политологии многомерность, поливалентность, мультивариантнисть постмодерна оказывается в связи с расписанием монопольных структур тоталитарной власти: в "деинституализации массового движения протеста, в спонтанных политических акциях, которые выпадают из-под контроля сколько-нибудь устойчивой организации; в подавляющем преимуществе эмоционального, иррационального над рациональным; в активизации тенденции к "музеизации модерна"; в постоянном нарушении стабильности, в поисках, скорее, дисенсусу, разногласия, чем консенсуса, единодушия ".
Формируется новый "персоноцентристський" этнос, который отстаивает принципиальную равноправие (и равноценности) индивида, социальной группы, общества в целом. Для культуры постиндустриального общества характерна мысль о том, что для свободного становления человеческого бытия в мире чрезвычайно важны: "преодоления религиозного, политического, национального, интеллектуального, эстетического и других форм тоталитаризма, толерантность к другим верованиям, трансцендентальных ориентаций, убеждений, обеспечение духовной свободы личности ".
Для технологической цивилизации, когда становится проблемным само выживание человека как существа, а опасность, угрожающая жизни, заставляет человечество еще острее ощутить конечность бытия, важным становится понимание ответственности как способности предупреждать, предвидеть действия заранее и относиться к миру с позиций опекуна и опекуна бытия, о чем указывает представитель современной западной философии Х. Йонас. Люди становятся ответственными не только за результаты индивидуальных поступков, не только за последствия деятельности человечества, но и за создано не ими - природу, мир в целом. А потому главной задачей новой (современной) этики по мнению Х. Йонаса становится охрана окружающей среды. Происходит смещение внимания с самодостаточности субъекту на его связи и место в многомерном мире. Сферы, где когда персона самоутверждалась, превращаются в сферы приложения охранных усилий.
Восходящим принципу теоретических построений Х. Йонаса возникает отказ от антропоцентризма и рассмотрение человека как части мира, а потому не случайно категорический императив этики будущего у исследователя звучит так: "Поступай так, чтобы результаты твоего действия не были разрушительными для возможностей жизни в будущем, или просто не делай вреда условиям дальнейшего существования человечества на Земле ". Таким образом, постулируется необходимость расширить сферу, к которой человек относится как к самоценности: если Кант предлагает относиться к человеку как к цели, то Йонас произносит такой целью любую форму бытия, все бытие.
По мнению Г. Хелер, именно осознание ответственности за будущее перед лицом угрозы уничтожения позволит человечеству избавиться приоритета потребительских отношений. Глобализация личной ответственности, видение субъекта как того, кто отвечает не только за себя, но и за мир в целом, усиление его вмешательства в силы природы и развитие научного познания приближают человека в ранг творца и используют ее уважительного обращения с созданным, наделяют ее функциями и обязанностями опекуна.
Главной особенностью постмодернистской культуры философствования о мире, человеке, его будущую судьбу становится обеспокоенность положением личности в информационном обществе, которое непрерывно совершенствует индустрию "компьютерных и спиритуальних средств идейного, интеллектуального, мировоззренческого овладения человеком".
В художественной культуре происходит отказ от канонизации единого эстетического стандарта, устанавливается плюрализм эстетических ценностей, художественных методов и стилей.
Итак, если модернизм характеризует преимущественно культуре первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствують рационализм, урбанизация, "искусство для искусства", то постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, которая сложилась во второй половине и конце XX в. в постиндустриальных странах


Предыдущие материалы: Следующие материалы: