Сочетание традиционализма и новацийности как перспектива гармоничного развития культуры


Традиция является постоянным элементом человеческой культуры вообще, характерным для всей общественной практики способом передачи опыта поколений.
Традиция выполняет ряд незаменимых культурных функций, а именно:
- Устанавливает преемственность культуры, цементирует ее элементы в прочный каркас. От поколения к поколению знания, опыт, символы, обычаи;
- Служит каналом передачи информации (особенно мощным средством фиксации, хранения и обработки информации эта фукция традиции выступает в устной культуре);
- Служит формой или механизмом социализации, обучения и воспитания подрастающего поколения (ритуал передается из поколения в поколение путем зучування его частей, блоков, фрагментов);
- Селективная (в традицию закладывается все ценное, что есть коллектив - познавательные, социальные, технологические, мифологические знания В безписьмовому, архаическом обществе традиция воспроизводится через ритуалы и обряды).
Культурная традиция как специфический для общественной жизни механизм аккумуляции и передачи социокультурного опыта людей возникает и конституируется как своеобразная форма стабилизации развития, освоение его результатов в процессе коллективного творчества. Вне традиции нет социальной памяти, следовательно, девальвируются чувство ответственности перед прошлым, жизнь превращается в поток бессмысленных новаций, возникает отчуждение человека как от истории, так и от будущего. Следовательно, традиция является именно тем важным гомеостатическим механизмом культуры, который приходит на смену биогенетический формам подражания и обеспечивает адаптацию человека в условиях социальной среды и природы, меняется.
Специфика традиции как формы сохранения духовных ценностей и актуализации их в новых условиях определяется формальным алгоритмом связи между старым и новым, который по существу характеризует традицию. Она является не просто элементом социокультурной наследия, передаваемого от поколения к поколению, а определенным типом передачи этой наследие. Будучи взятой в единстве своих формальных и содержательных моментов, традиция определяется как "особый тип отношений между последовательными стадиями" социокультурной системы, развивающейся "при котором на новом уровне бытия этой системы стереотипно и инвариантно воспроизводятся структурные и функциональные характеристики ее предыдущего бытия".
Традиция выступает как судьба (В. Липинский), что требует от человека труда и творчества, борьбы и движения во имя созидания нового, исходя и опираясь на устоявшееся. А потому традиция трактуется не как консервативный момент, что обеспечивает статику, недвижимость форм жизни, а как творческий, динамичный фактор исторического развития. Введение понятия творческой традиции обусловлено необходимостью устранения всепоглинання как стороны традиции (т.е. содержание в себе как положительного, так и отрицательного опыта). Лишь в критическом традиционализме появляется возможность объективного взгляда на прошлое и настоящее, возможность отрицания прошлого опыта как исключительно положительного. Стремление искусственно воссоздать отжившие формы жизни выглядит в лучшем случае комично; современный человек должен творить свое бытие, свою реальность, но при этом важно сохранить плодотворный дух древности.
Любое культурное, социальное образование, пригодное к жизни лишь тогда, когда вписывается в существующую национальную традицию, продолжает и углубляет ее, иначе это будет мертворожденным ребенком.
Итак, основным содержанием понятия "традиция" является не просто опыт прошлых поколений, а именно такой опыт, который включает в себя условия будущего развития на данном историческом этапе, в конкретных социальных условиях для данного общества, класса, социальной группы. (М. Ю. Русин) Наследуется и развивается только то, что не утратило своей общественной и культурной значимости.
Таким образом, смысл традиции заключается в передаче культурной информации, воспроизведение сущности, живого духа культуры.
В современной культурологии проблема традиции довольно часто рассматривается в рамках общего процесса модернизации, которая является собирательным понятием современного социального знания, которое характеризует разнородные процессы и явления, которые сопровождают становление индустриального общества западного типа. В этой связи в культурологии последнее время активизировалась дискуссия вокруг понятий "традиция", традиционный "," традиционное общество "," традиционализм ".
В широком смысле под традиционализмом понимают исключительную ориентацию на традицию, поддержания его авторитета и пидчинення этому авторитету. "Розумиемий" таким образом традиционализм, несмотря на свою неоднородную идейную и культурную "подоплеки" (подоплеку), стремится сформировать определенную альтернативу идеологии модернизма, которая раскрывается на разных этапах истории как рационализм, материализм, плюралистический либерализм.
Поскольку в доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, то оно называлось традиционным. В современном обществе основными каналами передачи знаний прошлого выступают библиотеки, пресса, радио, телевидение, школы, университеты, не умаляет значения традиции как феномена человеческой жизни.
Если провести грань между традиционным и современным обществом, то окажется, что современное общество - это в массе своей все возрастающий поток инноваций, а традиционное - это глыба традиций.
Конечно, возникает вопрос, равноправное соотношение "традиция-инновация". Можно сказать, что существуют общества более традиционные, и общества более склонны к инновациям. По степени этой склонности их можно распределить следующим образом. С одной стороны шкалы - общества стопроцентно традиционные, на другой - стопроцентно инновационные. Хотя мы можем говорить лишь о приближении к той или иной абсолютизации, так как стопроцентное то или другое - абсурд в истории человечества. К первому типу относятся общества, где не происходит ничего, никакого нового, осуществляются те же действия, в тех же формах, что и вчера. Многие общества - изоляты первобытности (горные, островные, лесные) - бывают подолгу близки к такому существованию. Отсутствие инноваций означает культурный застой, но не угрожает непосредственно самому существованию общества.
Но абсурдно выглядят и постоянные изменения, когда каждая новая действие перечеркивает, отрицает предыдущую, когда абсолютно все сегодня делается не так, и не то, что делалось вчера, а завтра же опять делается по-иншому.Саме в этом видим угрозу как обществу, так и развитию личности. Засилье традиционализма приводит к нивиляции личности, в то время, когда засилье новаторства - к потере себя, забывание себя как личности. (Переписывание истории в "1984" Дж.Орвела, изменения, которые не прекращаются, приводят человека в состояние полного безразличия к себе и другим, потеря ценностных ориентаций, собственно, их получение становится сомнительным. Отсутствие устоявшегося прошлого, отсутствие корней - отсутствие настоящего и, в перспективе, будущего Отсутствие "меня" как личности). Постоянная новизна приводит др невозможности самоидентификации. В данном контексте изменения неизбежно ведут к разрушению.
Поэтому не будет неверным, если мы скажем, что традиция совершенно необходимы для самой поддержания существования личности, общества, инновации же необходимые для их развития.
Созвучность и спивдияльнисть "вечной", "мировой" традиции традиции ярко-национальной является тем источником, дающим мощный толчок развитию талантливых особистой в истории той или иной культуры, та основа, которая углубляет духовный мир человека, увеличивает вариативность и образность его мышления.
Творческое сознание только тогда может быть раскованная, освобожденная от устарев догм и стереотипов, когда поедуе в себе настроеннисть на чередования традиционного и новаторскими. Именно такой подход дает новые импульсы для возникновения свежих идей и переживаний. Поэтому не только лучшее, но и наиболее индивидуальное в творчестве личности проявляется там, где сильнее всего подтвердили свое бессмертие ее предшественники.
Для нормального существования личности неприяйнятни как жесткий традиционализм, так и безстримна новацийнисть. "Истина несомненно, мир без смеха, вера без иронии - это не только идеал средневекового аскетизма, это и программа современного тоталитаризма".
Творческий процесс требует гармоничного сочетания традиционализма и новацийности. Преодоление традиционной системы может и должно сопровождаться богатством направлений прорыва человека к другим ценностям, других жизненных ориентиров. И напряжение, которое возникает на стыке двух подходов: устоявшегося, традиционного и новаторскими, создает ценностно насыщенное, богатое возможностями выбора среду, в которой у человека творческого всегда сохраняется возможность обновления игры, творчества. Нормальной должна быть ситуация, когда "возникают правила для нарушения правил и аномалии, необходимые для нормы".
Однако инновационные идеалы должны восприниматься и как положительные, сколько в них воплощается не всякое отрицание традиции, а лишь такое, утверждающий право лица на обесценение существующего, на оригинальность, которая, в свою очередь, тоже не случайна. Она (оригинальность) вписана в данную культуру, опирается на те формы традиционности, которые несут в себе определенный положительный смысл.
Всякая традиционность существует, вернее может существовать, в различных формах ее нарушения, отклонения от нее. Поэтому дорогая нетотального новация призвана разнообразить мир, создавать ситуации, которые заставляют человека задумываться, постигнув неповторимость и богатство мира, делать выбор, а, следовательно, познавать, творить.
Таким образом, результаты противостояния традиционализма и модернизма на первый взгляд выглядят парадоксальными. Поскольку желание осмыслить историю довольно часто служит способом прорыва в новое культурное пространство, однако желание творить культурные новшества оборачивается возрождением традиционных культурных, духовных стандартов. Полнота традиционализма раскрывается лишь в соотнесении с культурным динамикой, через призму модернизма, в то время как последний раскрывает себя через традиционализм.
***
Динамизм сложности культурного процесса, тенденции современности, которые приводят к массовости, унификации культуры, ниваляции личностных начал, разрыв культурных связей с прошлым заставляют человека переосмысливать себя и свое место в мире, ценности человеческой жизни, ставят культуру перед новыми "вызовами".


Предыдущие материалы: Следующие материалы: