Исторические предпосылки итальянского возрождения


В разных странах Возрождение зарождалось и достигало расцвета  в разное время. Раньше всего оно началось в Италии – XIV в., а в XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия, Англия – во всех этих странах происходил культурный переворот. Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения и осмысления. [3, стр. 5]

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. По своей сущности культура возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты – Крестьянская война в Германии, религиозные войны во Франции,  Нидерландская буржуазная революция.

Творцами возрожденческой культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества, хотя в большей мере – образованной и состоятельной его части. К новой культуре проявили интерес и материально стимулировали ее развитие представители крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако, далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно большее значение имели для них высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода [4].

Идейной основой Ренессанса был гуманизм, светски- рационалистическое мировоззрение. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который в свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека. [3, стр. 6] Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Достижения древних явились точкой отсчета для возрожденцев. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие беспримерной художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. [5,стр. 151]. Вместе с тем, речь шла всякий раз не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Происходит ассимиляция античной и средневековой культур.

Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием. Сильно возрастает роль умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых связей в городах и усилением в них роли индивидуального начала. Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже – сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями. Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами.

Ослабляются связи с церковью, так как многие гуманисты жили на доходы, получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. Одновременно происходит упадок морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его “авиньонского пленения” (1309-1375), нередкими расколами католической церкви.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: