Мазаччо


Мазаччо (итал. Masaccio; устар. вариант — Мазаччьо, собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди; 21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана — осень 1428, Рим) — знаменитый итальянский живописец. Представитель флорентийской школы.

 

В своих картинах Мазаччо старался изображать фигуры с возможно большей живостью и реалистичностью. По тем временам это считалось совершенно новым подходом. Он был очень усердным в своей работе и не выбирал простых перспектив, напротив, стараясь показать изображение во всем объеме, в необычном ракурсе. Так, на одной из картин изображены прекрасные здания с такой перспективы, что виднен не только их экстерьер, но и интерьер, т.к. они изображены не спереди, а с угла. Так же, он в большей степени, чем другие мастера, старался изображать обнаженные тела и мало применявшееся до него сокращение фигур, визуально компенсирующееся с точки зрения наблюдателя.

Мазаччо приписываются композиции "Изгнание из рая", "Чудо со статиром", "Крещение Петром неофитов", "Апостол Петр, исцеляющий больных своей тенью", "Апостол Петр, распределяющий имущество общины между бедными", "Воскрешение сына антиохийского царя" и фрагменты фресок "Исцеление калеки" и "Воскрешение Теофила".

В августе 1428 года Мазаччо уехал в Рим, чтобы приступить там к работе над фреской "Голгофа" в церкви Сан Клементе, где неожиданно скончался. Некоторые предполагали, что он был отравлен, но доказательств этой версии нет.

Вазари мимоходом упоминает, что его учителем был Мазолино да Паникале, однако это сомнительно — он был принят во флорентийский цех degli speziali (врачей и аптекарей) раньше Мазолино (в 1421 г.) и в корпорацию живописцев всего через год после него (в 1424 г.). Как следствие представляется более вероятным, что Мазаччо развился независимо от Мазолино, но при сходстве направления обоих художников они были близки между собой в своей жизни и деятельности. Подобно Мазолино, Мазаччо трудился преимущественно во Флоренции, хотя также работал в Пизе и Риме.

Несмотря на небольшую продолжительность своей жизни, он показал себя первостепенным мастером, значительно превзошедшим Мазолино в понимании форм реального мира, в драматизме и в чувстве красоты, значительно продвинул итальянскую живопись и оставил в своих произведениях образцы, по которым учились позже Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

 

Главные из этих произведений — фрески, написанные в капелле Бранкаччи, в церкви святой Марии дель Кармине во Флоренции, рядом с фресками Мазолино. Они изображают «Изгнание Адама и Евы из земного рая», «Крещение, совершаемое апостолом Петром», «Апостола Петра и Иоанна, исцеляющих своей тенью больного», «Чудо с Кесаревым динарием» и «Проповедь апостола Петра». Другие многочисленные фрески и станковые картины, о которых говорит Вазари, как о принадлежащих Мазаччо во Флоренции, либо исчезли, либо не могут быть признаны его работами (как, например, «Мадонна с Младенцем и святой Анной» во Флорентийской академии художеств).

Некоторые приписывают ему, также со слов Вазари, фрески капеллы святой Екатерины в римской базилике святого Климента, но они принадлежат скоре Мазолино. В разных музеях Европы встречаются картины, считающиеся произведениями Мазаччо; однако их принадлежность ему в большинстве случаев сомнительна.

Умер осенью 1428 года в Риме. Некоторые источники сообщают, что Мазаччо был отравлен одним из художников-конкурентов.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: