Феномен культуры


Цель: осмысление культуры как онтологически-антропологического феномена и возможных его альтернативных интерпретаций.
Задание для обсуждения в аудитории:
Этимология термина "культура" и проблема дефиниции.
Основные подходы к феномену культуры и современные концептуальные интерпретации.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Осуществить сравнительный анализ определений культуры. Какие из определений культуры, на Ваш взгляд, лучше раскрывают особенности этого феномена.
а) "Культура - это система, созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а также, обусловленный способом материального производства, процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, процесс его творческой деятельности как сущностной и социально- значимой, направленной на освоение и преобразование мира, где живет человек. "
б) "Культура - человеческое в человеке, собственно человеческий способ бытия и должен называться действительно культурным" (Культура и развитие человека - М., И989.-с.И2).
в) "Культура - упорядоченная система информации, передаваемой через социальные каналы, кодируя поведенческие и когнитивные характеристики групп, вплоть до таких аспектов как умения и навыки, знания, отношение, верования и убеждения, мифы и ритуалы". г) "Культура - общественно выработано способ человеческой деятельности, направленный на преобразование природы, человека, социума, закрепленный в соответствующих материальноречовинних, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентацийнх средствах". д) "Культура - воплощенный в произведениях (в их целостности) феномен самодетерминации, или, скажу так - самоопределение человеческого бытия и сознания. В культуре детерминация, действующая на мое сознание наружно (по экономическим, социальным, исторически обусловленных структур) и "внутренне" (подсознание, "архетипы" "генотипы, инстинкты), превращаются в самодетерминации человеческого духа
ж) "Культура - система надбиологичних программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), которая исторически развивается, обеспечивая воспроизведение и изменение социальной жизни во всех его основных проявлениях".

• Вы согласны с мнением академика Моисеева Н.Н.? Аргументируйте свой ответ. "Культура возникает как потребность, как отдельный вариант выхода из эволюционного тупика, как специальный изобретение механизмов самоорганизации, но со временем в ее развитии чрезвычайное значение имеет внутренняя логика (мы часто называем ее традиции.
Если опираться на общую схему универсального эволюционизма и законы дивергенции, то несмотря на многочисленные интегративные тенденции, можно ожидать, что палитра национальностей и разнообразие культур не приобретать тенденции к особому сокращения. Очевидно, что это разнообразие, как и разнообразие индивидуальностей является огромным благом для популяции "человек разумный". Национальная и культурная унификация могут означать только прекращение развития "(Н. Н. Моисеев. Логика универсального эволюционизма и кооперативность / / Вопросы философии .- 1989 .- № 3.-С.54).
• Проанализируйте высказывания с точки зрения соотношения репродуктивной и творческой деятельности, традиций и новаций в культуре. Как вы понимаете эту мысль Э. Кассирера, как здесь интерпретируется культура?
а) "Во всякой человеческой деятельности мы наблюдаем фундаментальную полярность, которая описывается по-разному. Мы говорим о напряженности между стабилизацией и эволюцией, тенденцией к стабильным формам жизни и другой, которая ломает эту жесткую схему. Человек разрывается между двумя тенденциями, где одна стремится сохранить древние формы, а другая - направлена ??на производство новых. Происходит постоянная борьба между традицией и обновлением, между репродуктивными и творческими силами. Этот дуализм окажутся во всех областях культурной жизни ". (Э. Кассирер. Опыт о человеке / / "Человек" - 1990 .- № 3.-С.102).
б) "Между системой рецепторов и системой эффекторов, которые есть у всех видов животных, мы находим в человеке третье звено, которое мы можем обозначить как символическую систему ... Человек живет не только в физическом, но и в символическом Вселенной. Язык, миф, искусство, религия являются частями этой Вселенной, различными нитями, которыми снуеться символическая сетка, сложная паутина человеческого опыта ... Человек настолько запутала себя лингвистическими формами, художественными образами, мифологическими символами и религиозными ритуалами, что может видеть и знать только через посредство этого искусственного медиуму ". (Э. Кассирер. Опыт о человеке / / "Человек" - 1990 .- № 3.-С.96).
• Выполните культурологический анализ выражения. Дайте определение знака и символа, какая между ними разница? "Широкое понятие культуры охватывает выраженный в языке, символах и представлен в человеке мир, противостоящий природе. Культура - это уклад жизни народа, проживающего на определенной территории, включая историю жизни народа и данной территории, а также видение этой жизни. Культура общества охватывает такие формы его организации как конституция, социальные институты, обычаи и быт, а также языковые и символические формы толкований человека: от устных к письменно зафиксированных законодательных документов и свободных искусств.
Культура пользуется знаками, несут определенный смысл. Вещи могут выступать символами чего-то совсем иного, как и культурные знаки могут быть лишены своего культурного смысла и сохранять значения только материальных предметов. Фетишизм представляет собой форму, в которой предметный носитель культуры достиг преимущества над культурной ценностью. Однако фетиш все еще остается культурно опосредованным, поскольку указывает на нечто иное, чем престиж или тщеславие "(Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. .- М.: Республика, 1997 .- C.17).
Контрольные вопросы
• В чем заключается сложность определения понятия культуры?
• Почему не является достаточным рассматривать культуру как социальный феномен, как "вторую природу"?
• Раскройте содержание понятия "культура как онтологически-антропологический феномен.
• Что такое "культурный код", "прафеномен", "архетип"?
• Может ли существовать культура без национального лица?
• Раскройте содержание понятий "традиция" и "инновация" в культуре, какие функции они выполняют?
• Как Вы понимаете гадамеривське "традиция как диалог культур"?
• Что полагается в основу разделения культур на "горячие" и "холодные", кто предлагает такую ??методологию анализа культурных феноменов, какое название имеют эти культурологические направления?
• "Общечеловеческие культурные ценности - как Вы понимаете это понятие?
• Как соотносятся понятия "национальная культура" и "общечеловеческие культурные ценности"?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: