Дискуссия на тему: "Культура и цивилизация"


Цель: пробуждать самостоятельные критические суждения, аргументацию относительно взаимоотношений культуры и цивилизации, в частности, современной ситуации - конфликта.
Задание для обсуждения в аудитории:
"Цивилизация": этимология и специфика определения понятия.
Культура и цивилизация: взаимоотношения между ними.
Или является тождественным высказывания: "культурный человек" и "цивилизованный человек"?
XXI в. : "Форумнисть культур" или "цивилизация компьютопии"?
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Как Вы понимаете этот текст? Прокомментируйте его с точки зрения соотношения культуры и цивилизации.
"Часто по разным причинам цитируют высказывания Шпенглера о том, что культура умирает в цивилизации. Отвлекаясь сейчас от глобальных исторических дискуссий о судьбе цивилизаций, отделим один аспект приведенной цитаты. Культура "умирает" в цивилизации кожнодневно, передавая много своих достижений, превращая уникальные шедевры в тиражируемые инновации. Это одно из важных упущений культуры, в частности, историческая основа развития цивилизации. Цивилизация и человечество, таким образом, обучающихся в культуре и через культуру как концентрированного воплощения собственного опыта.
Дефицит именно такого опыта у нас ощущается сегодня наиболее остро ... При постоянно догоняющей модернизации, мы все время получали уже готовые апробированные инновации, не получая опыта их создания и распространения, а главное, не формируя людей профессионально ответственных за инновации, корпорацию людей интеллектуального труда. Отсутствовали негосударственные образование, медицина и другие учреждения социальной сферы. В таких сферах традиционно занятые люди-служащие, зависящих от начальства и не образуют самостоятельной корпорации с твердыми нормами социального управления и профессиональной ответственности. Сегодня это ощущается особенно болезненно. В результате мы не освоили прикладной гуманитарного труда - перевода достижений культуры в социально-культурные инновации "
• О чем говорится в этом тексте? Ваша аргументация.
"Общество, избрало своим кумиром потребительство (и не только западное," сытое ", но и наше, в своем большинстве" голодное ") выявляет то, что Платон определял как" пустоту в акрополе души своей ". Уже К. Юнг совмещал экстравертная гипертрофию материальных ориентаций современной ему Европы по предельным, неизвестным другим цивилизациям, обеднением внутренней духовной, в частности - возвышенного эмоционально-символического жизни. Г. Маркузе с убийственной точностью определил существо, выросла на ценностях общества массового потребления, как "одномерного человека"
На III тыс. мы можем констатировать бездонность потерь человеческих ценностей. Потеря традиционных ориентиров, воспитанных тысячелетиями истории, оборачивается знаком потери будущего ...
Высшие духовные ценности в этих условиях, особенно с развитием электронных средств массовой информации, подменяются утилитарными, а неисчерпаемые массивы человеческой культуры (все более доступны благодаря межцивилизационного взаимодействия) остаются все больше невостребованными. Как следствие личностный тонус большинства начинает падать и, пользуясь понятиями К. Н. Леонтьева, на смену "цветущей разнообразия" приходит "вторичное упрощение".
Это, возможно, самый опасный вызов вестернизированной человечеству на рубеже тысячелетий. Коммерциализация всех видов деятельности, в частности, и культурной, определяет снижение общего духовного уровня, а это, в свою очередь, влияет на характер рыночных запросов.
На таком фоне особенно рельефно встает проблема личности как монады, что удерживает в себе и являет собой высшие ценности и полноту бытия. Опыт прошлого века показал, что именно такая личность изображает мир наиболее адекватно. Более того, только она способна противостоять гораздо растущем злу. "
• Выполните культурологический анализ текста. Как Вы его понимаете?
"Каждая культура вырастает из культа и роскошные деревья культуры исламской, будийськои или индуистской выросли из зерна соответствующего культа, религии. Одно из главных первоисточников нынешних трагедий - расщепление единого дерева христианской культуры: ученый мир отказал Богу как гипотезе, в которой он не нуждается, а церковь отказалась от науки как занятие не благочесного. Восстановить живую единство - задача столь же необходимо, насколько и сложно. Оно до сих пор вызывает сопротивление с обеих сторон - и науки, и церкви. Но, разумеется, не всей науки, и не всей церкви, есть и определенные тенденции к сближению ".
• Как Вы понимаете этот текст? Совершите культурологический анализ текста.
"Эра массовой культуры наступает тогда, когда массовое общество захватывает объекты культуры, и ее опасность заключается в том, что жизненный процесс общества (что, как и все биологические процессы, жадностью втягивает все доступное в свой метаболический цикл) буквально потребляет объекты культуры, съедает их и разрушает. Разумеется, я не имею в виду массовые издания. Когда книги или картины выбрасываются на рынок по низким ценам и распродаются в большом количестве, это не отражается на природе объектов, о которых идет речь. Но их природа испытывает влияние, когда эти объекты сами меняются, - переписываются, сокращаются, адаптируются, сводятся на уровень китча в репродукциях или в сценариях для кино. Это не означает, что культура становится доступной для масс, а то, что культура разрушается, чтобы стать пригодной для развлечений. Результатом этого является не распад, а загнивания, и те, кто активно способствует этому, - это не композиторы из Tin Pan Alley, а особый вид интеллектуалов, часто хорошо начитанных и хорошо информированных, чья единственная функция - подбирать, распространять и изменять объекты культуры, чтобы убедить массы, "Гамлет" может развлекать так же, как и "Моя прекрасная леди", и при том еще и послужить делу образования ...
Культура относится к объектам и является феноменом мира; развлечения принадлежат людям и является феноменом жизни. Объект культуры являются им в той степени, в которую он долговечен, его долговечность полностью противоположная функциональности, является свойством, снова и снова вызывает исчезновение объекта с феноменального мира, когда он используется и становится полностью изношенным. Большим пользователем и потребителем объекта жизнь общества в целом. Жизнь индифферентно к вещественного наполнения объекта; ... Культура оказывается в опасности, когда все жизненные объекты и вещи, произведенные теперь или в прошлом, рассматриваются как сугубо функциональные с точки зрения жизненных интересов общества, словно они существуют только для удовлетворения потребностей, и при такой функционализации почти нет смысла ставить вопрос, какого порядка эта потребность - низшего или высшего. Что искусство должно быть функциональным, что соборы удовлетворяют религиозные потребности общества, что картина рождается из потребности самовыражения индивидуального художника, а смотрят на нее из желания самовдосконалитися, - все эти понятия настолько не связаны с искусством и в историческом плане являются новыми, возникает соблазн просто знехтуватьы их как новейшие предрассудки. Соборы были построены ad majorem gloriam Dei (во славу Господа), и хотя они как здания, конечно же, используются для нужд общины, их изысканная красота никогда не может быть объяснена этими потребностями, что с таким же успехом могут быть удовлетворены в любом непритязательному помещении. Их красота выходит за пределы всяких потребностей, и она позволила им существовать столетиями; но тогда как красота, красота храмов, как и красота любого светского дома, выходит за пределы потребностей и функций, она никогда не выходит за пределы мира, даже если содержание выполненной работы является религиозным. Наоборот, именно красота религиозного искусства превращает религиозный и потусторонний смысл и сущность на ощутимую материальную действительность; в этом смысле все искусство является секулярным, а особенностью религиозного искусства является лишь то, что оно "секуляризуе" - материализует и трансформирует в "объективное", ощутимое, светское по своему характеру, - то, что существовало до сих пор за пределами мира, причем не важно, или, следуя традиционной религии, мы отводим этом "за пределами" место в загробном будущем, идем по современным пояснениями и локализуем его в самых глубоких уголках человеческого сердца ".
Контрольные вопросы
• ли отождествляете Вы понятия "культура" и "цивилизация"?
Обоснуйте свой ответ.
• Что такое "осевое время" в концепции К. Ясперса?
Прокомментируйте высказывание К.Леви-Стросса: "ХХ1 вв .- будет гуманитарным, либо его не будет". Ваша точка зрения относительно конфликта культуры и цивилизации.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: