Искусство архаики и поздней архаики.(нач. 7го-6 вв. до н. э.)


 

Период греческой истории с 11 по 9 вв. до н. э. принято называть «гомеровским» потому, что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Основой греческого общества была родовая организация, в которой под влиянием развития производительных сил уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство, создавались предпосылки для образования рабовладельческого строп.

Архитектура раннеархаического периода. От гомеровского и раннеархаического периода до нас не дошло никаких памятников монументального искусства — ни живописи, ни скульптуры. От архитектурных сооружений сохранились незначительные руины, на основании которых можно установить, что строительство древнейшей Греции развивалось на основе традиций микенской культуры. Сооружения 10—8 вв. до н. э. по плану напоминали мегарон микенской эпохи—прямоугольную постройку, вход в которую находился на ее узкой стороне.
Фундаменты наиболее ранних греческих сооружений делались из грубого камня, стены из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия обычно поддерживались внутри помещения четырьмя деревянными столбами. Ход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели не только обычные жилые дома, но и храмы, которые греками рассматривались как жилища богов.Древнейшим из известных храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (9—8 вв. до н. э.)

Связующим звеном между эгейской культурой и греческой являются сохранившиеся в небольшом количестве расписные вазы так называемого «протогеометрического» стиля 11—начала 10 в. до н. э. Орнаментация их бедна; она состоит из простых и волнистых линий вокруг тулова вазы или концентрических кругов, расположенных в виде фриза. Геометрические вазы. В 10—8 вв. до н. э. развивается «геометрический» художественный стиль, называемый так потому, что все орнаменты и даже изображение человека и животного на плоскости построены из простейших геометрических элементов — прямой и ломаной линий, треугольника, круга.

9 в. до н. э. — время расцвета декоративного геометрического стиля; тогда же появляется в росписях ваз орнамент меандр, который прочно входит в декоративное искусство античного мира. С конца 9 в. до н. э. начинают встречаться на вазах изображения животных — козла, коня, водоплавающих птиц и человека. Сначала человеческая фигура рисуется силуэтно, голова показана в профиль, корпус в фас, ноги в профиль. Также схематически нарисованы и животные

Во второй половине 8 в. до н. э. с развитием общественной жизни Греции расширяется круг сюжетов (историческую характеристику второй половины 8 в. до н. э. см. дальше). Теперь мы видим на вазах сцены морских и сухопутных битв, хороводы, музыкантов, атлетические состязания и мифологические образы. Фигура человека рисуется правдивее, на лице обозначается не только нос, но и подбородок, рисуются также волосы и одежда.Скульптура малых форм. Геометрический стиль проявился также и в скульптуре. Мелкая пластика 9—8 вв. до н. э. выполнена из глины, бронзы, кости. К началу 9 в. до н. э. относятся глиняные фигурки идолов, с неестественно длинной шеей, едва намеченными чертами лица, с грубо вылепленными ногами. В статуэтках 8 в. до н. э. достигнуто более правильное построение человеческой фигуры, сделаны первые попытки промоделировать лицо, руки и ноги. Однако корпус по-прежнему еще решается в виде плоского треугольника. Фигурки всадников, воинов, пахаря, коней, оленя, группы: герой, борющийся с кентавром (Нью-Йорк,), охотник с собаками и диким зверем представляют собой дарственные в храмы статуэтки.
В рассмотренном этапе греческого архаического искусства особенно следует выделить вторую половину 8 в. до н. э. — период экономического и политического господства родовой знати, основанного на примитивных формах землевладения и рабовладения.В течение этого столетия утверждается главная тема в искусстве — человек, впервые появляются в греческом искусстве многофигурные композиции.

В 8—6 вв. до н. э. происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. В конце 7—начале 6 в. до н. э. в нерасчлененной еще греческой науке зарождается «наука всех наук» — философия.8—6 вв. до н. э. характеризуются блестящим развитием греческой поэзии, зарождением театра и литературы для театра. Греки плодотворно использовали более высокую в те времена культуру стран Древнего Востока (Египта, Передней Азии). Не случайно малоазийские греческие города, служившие связующим звеном между греческими полисами и странами Древнего Востока, стали «первой родиной мудрецов и поэтов». В ионийских городах сложился в 8 в. до н. э. алфавит, заимствованный из финикийского; с Востока был перенесен способ отливки статуй из металла.

Архитектура. 7 в. до н. э. характерен ростом городов и расширением масштабов строительства. С середины столетия появляются постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом монументальных сооружений были храмы, которые были и культовыми и общественными зданиями. В 7 в. до н. э. вырабатываются система сочетания архитектурно-конструктивных частей, получившая название ордера.
Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма — храм в антах, возникший из мегарона микенского времени. Главный фасад обрамляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны. Простиль имеет на фасаде четыре колонны, расположенные впереди антов. В амфипростиле колонны находятся и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма — периптер, где колонны располагаются по всему периметру сооружения.
Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище — целлу. Целла храма делится на три помещения: переднее — пронаос, служащее преддверием, центральное, самое обширное — наос или целла (собственно святилище) и опистодом — со входом с заднего фасада.
Греческий архитектурный ордер состоит из следующих основных элементов: трехступенчатого стилобата как цокольной части храма, колонн, включающих базу, ствол (фуст) и капитель, и антаблемента, перекрывающей части сооружения, делящегося на архитрав (балку), фриз и карниз. Выше антаблемента находится фронтон.
В процессе формирования греческой архитектуры возникли два основных стиля — дорический и ионический. Если в дорической архитектуре наиболее распространенным типом сооружения был периптер, то в ионическом зодчестве строились главным образом диптеры.
Примером архаического сооружения, построенного в 6 в. до н. э. в ионическом стиле, может служить храм Геры на острове Самосе, решенный в виде диптера.

Если в дорической архитектуре наиболее распространенным типом сооружения был периптер, то в ионическом зодчестве строились главным образом диптеры.
Примером архаического сооружения, построенного в 6 в. до н. э. в ионическом стиле, может служить храм Геры на острове Самосе, решенный в виде диптера.

Восточное искусство оказало также определенное воздействие и на развитие греческого изобразительного искусства 7 в. до н. э.

Скульптура 7 в. до н. э. Бронзовые статуэтки первой половины 7 в. до н. э., изображающие юношей атлетов, воинов или одетых в пеплос женщин, показывают, как постепенно плоскостность предшествующего периода сменяется объемностью, округлостью форм: более свободно становится движение рук. Все больше внимания уделяется моделировке лица и прически. Наиболее ранние критские статуи не велики по размеру, строгой уравновешенности частей, фронтальности композиционного построения заложены все черты монументальной архаической скульптуры

Полимед Аргосский. Статуя Клеобиса (или Битона)   из Дельф. Около 600 г. до н. э. Мрамор. Дельфы, Музей.Вазовая роспись и живопись 7 в. до н. э. Еще большая жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н. э. Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей.Содержание росписей на вазах очень разнообразно. Кроме орнаментов ориентализирующего стиля, здесь можно видеть военные сцены, сцены охоты и мифологические эпизоды. Примером может служить аттическая амфора со сценой борьбы Геракла и кентавра Несса (Афины, Национальный музей).
Живопись, в отличие от скульптуры, характер которой во многом определялся культовым назначением и технической обработкой блока, гораздо быстрее овладевала реалистической формой. Мужские фигуры раскрашены в коричневато-красный цвет, женские — в белый цвет, прически даются черной краской. Одежды разрисованы пестрыми узорами черного и пурпурового цветов. Такая расцветка фигур сообщает росписи большую декоративность.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.