Древняя Греция. Искусство поздней классики. (4ый в. до н. э.)


Греческая архитектура 4 столетия до н. э., развивая достижения 5 в. до н. э., имела свои характерные черты. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений-театров. Появляется целый ряд сооружений круглой формы. Сравнительно часто теперь встречается самый декоративный из греческих архитектурных ордеров — коринфский,
Архитектором Поликлетом Младшим в середине 4 в. до н. э. был постр. зал культовой музыки, известный под названием Фимела (или Толос) - круглый периптер, окруженный дорическими колоннами. Внутри целлы находилось кольцо коринфских колонн.

 Другим крупным театром Древней Греции 4 в. до н. э. был театр Диониса в Афинах, расположенный на южном склоне Акрополя, построенный в мраморе и рассчитанный на 17 тысяч человек.
В городе Гали-карнассе было построено архитекторами Сатиром и Пифием для царя Карий Мавсола надгробное сооружение — «Мавзолей». Название его стало в дальнейшем нарицательным. Мавзолей имел в плане прямоугольные очертания и включал два яруса: в первом находилась заупокойная камера, во втором — заупокойный храм.
В оформлении Мавзолея применены три ордера: дорический в заупокойной камере, ионический — для внешнего оформления второго яруса и коринфский — внутри заупокойного храма. Здание завершалось высокой пирамидой, которая поддерживалась каменной конструкцией, построенной по типу ложного свода. В мавзолее сочетаются традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. Своеобразным памятником архитектуры 4 в. до н. э. является хорегический памятник Лисикрата в Афинах, построенный в 334 г. до н. э. На высоком квадратном в плане цоколе возвышается круглое в плане сооружение с полуколоннами коринфского ордера. Пологая конусообразная крыша венчается акротерием, образующим подставку для треножника, который явился призом Лисикрату за победу, одержанную созданным на его средства хором.

В изобразительном искусстве 4 в. до н. э. развиваются разные художественные направления, отражающие сложную социальную и экономическую обстановку Греции. Одни мастера продолжали традиции классического искусства 5 в. до н. э., другие искали новых путей для выражения новых мыслей и настроений.
Идеи гражданственности, прославления государства, мужества граждан теперь отступают на второе место, зато выдвигаются новые задачи: передать внутренний мир человека, его эмоции во всем многообразии их проявлений. Эти новые проблемы разрабатываются и в живописи, и в пластике.
Все эти изменения яснее выступают в конце первой и в начале второй четверти 4 в. до н. э.

4 в. до н. э. ознаменовался ярким расцветом живописи, о чем свидетельствуют литературные источники, называющие много имен художников, создателей огромного количества станковых картин разнообразных жанров.
В Сикионе в начале 4 в. до н. э. складывается настоящая академия живописи, выработавшая свои правила преподавания, твердо обоснованную теорию живописи. Теоретиком школы был Памфил, положивший в основу живописи хрестографию, т. е. построение фигуры по вычислению (в чем продолжалась традиция. Художник Аристид Старший, картины которого отличались драматичностью замысла, яркой выразительностью действующих лиц и умением передать сложные патетические чувства..
Выдающийся живописец Никий, прославившийся своим живописным мастерством, писал станковые картины, далекие по своему духу от высоких гражданских идеалов. Сюжеты он брал из романтических мифов, дающих повод блеснуть грацией и изысканной красотой героев, сентиментальностью ситуации.
Искусство греческой пластики и скульптуры. 4 в. до н. э. известно нам гораздо лучше, чем живопись: многие произведения сохранились в римских копиях, но до нас дошли и некоторые оригиналы. Известные черты жанровости, интерес к душевному состоянию — все это является новым в греческой пластике.
Величайшими скульпторами второй четверти и середины 4 в. до н. э. были Скопас и Пракситель. При всем разнообразии творческих манер этих мастеров объединяет интерес к внутреннему миру человека. Скопас показывает глубокие патетические чувства, энергичные действия, драматические ситуации. Пракситель изображает эмоции легкие, тонкие лирические настроения, воспевает красоту человеческого тела.
Оба мастера оказали огромное влияние на своих современников, в их стиле работали мастера и целые школы на протяжении нескольких столетий.
средства.
Он создал новый тип лица. Для его статуй характерен широкий овал лица, довольно низкий, перерезанный горизонтальной складкой лоб, выступающие надбровные дуги, своеобразный рисунок глубоколежащих глаз, создающий впечатление направленного вверх взгляда. Напряженные лобные мышцы, складки около рта, сообщающие скорбность выражению лица, усиливают экспрессию. Эти приемы трактовки позволили разнообразить выражение лиц и показывать чувства большой силы, то открыто страстные, то глубоко затаенные.
Ставя фигуру в смелых и сложных поворотах, подчеркивая ее объемность, художник сообщает своим произведениям особую подвижность и выразительность. Им создана целая галерея разнообразных образов: Афродита, Арес, Асклепий, Афина и др.

Второй великий художник 4 в. до н. э. афинский скульптор Пракситель. утонченные формы тела и черты лица, живописная трактовка кудрей, характеристика настроения — все это то новое, что вносит художник в традиционный образ юноши. Скульптор не показывает фигуры в движении, например в шаге, беге или танце, но изображает их всегда спокойно стоящими или отдыхающими, погруженными в собственные мысли и чувства. Таковы его знаменитые «Отдыхающий сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу», так называемый «Сауроктон», «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом».
Все они различны по настроению, но решены композиционно почти по одинаковой схеме.
Все фигуры опираются на подпорку (в виде дерева, пня, вазы), отчего корпус получает плавный изгиб. использует подпорку не как техническую деталь, поддерживающую тяжелую мраморную фигуру, как неотъемлемую часть композиции. Почти все скульптуры Праксителя стояли в храмах или открытых святилищах и имели значение культовых статуй, но работы Праксителя не символизировали больше силу и мощь полиса, доблесть его граждан. Пракситель в образах богов показал образы представителей утонченной культуры, углубленных в свои личные интересы, не связанных с коллективом. Но если художник в своей работе утратил идеи высокой гражданственности, то он пошел дальше, чем мастера 5 в. до н. э. в передаче психологической жизни человека.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.