Методологические основы культурологии и подходы в исследовании феномена культуры. Деятельность как главный источник культуры


В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, что отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни - должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение этого должного в реальное.
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - это не что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от поколения к поколению. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Любой человек прежде овладевает ту культуру, которая была создана до него, тем самым она овладевает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его.
В культурологии наблюдается многообразие подходов, направлений и школ. Одним из первых подходов в изучении культуры является антропологический, фор ¬ мирования которого началось теориями ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Последним свойственна абсолютизация принципа без ¬ перервности исторического процесса. Затем сформировался культурантропологичний подход, разработанный в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Стросс, Э. Фромма, А. Кребера, Ф. Клакхон и др. В рамках этого подхода сложился ряд школ: функционализм, структурализм и др. Так, обобщив собственные исследования племен Новой Гвинеи и Океании, Б. Малиновский вместе с Радклифф-Брауном сформулировал три основных постулата функционализма: каждая культура - это целостность (как следствие функциональной единства общества); каждое общество или тип цивилизации, каждый обычай или обряд, поклонение или верование выполняют определенную жизненно важную функцию для культуры, для сохранения культурой ее целостности каждый ее элемент является незаменимым.
В современной культурологии широкое развитие получил социологический подход, или социология культуры. Ее представители: П. Сорокин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас - внесли значительный вклад в разработку проблем культурно-исторического процесса. Цель социологии культуры - применение системного подхода при анализе культуры путем ее сопоставления с другими социальными явлениями. Понятие культуры в рамках этого направления охватывает не всю жизнь общества, а лишь один из ее сторон.
Структуралистский подход в культурологии развивают К. Леви-Стросс и Ж. Фуко. Главной проблемой культурологии Леви-Строс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы струк ¬ турной лингвистики и теории информатики.
Не менее интересен игровой подход к культуре, который излагается в трудах И. Гейзинги и С. Лема. Получает распространение и семиотический подход, когда культура рассматривается как символическая система. Здесь известны труды Э. Кассирера, С. Лангер, Ч. Морриса, Ю. Лотмана и др. В них внимание акцентируется на семиотическом характере искусства во всех его разновидностях (в частности, музыки, абстрактной живописи), неинструментального знания и широкого круга развлекательной деятельности.
И, наконец, существует биосферный подход к исследованию культуры, представленный такими учеными, как К. Лоренц, Б. Скиннер и др. Если рассматривать нашу планету как всеохватного систему, то правомерна попытка понять культуру с биосферной точки зрения. Это делает К. Лоренц, постулуючий в своей книге «По ту сторону зеркала» следующее: 1) субъектом эволюции являются целостные системы, 2) более сложные системы обладают свойствами, не сводятся к свойствам простых систем, из которых они состоят. На этом основании им делается попытка проследить историю эволюции систем, начиная с простых клеток и кончая сложными культурами. Иными словами, культуры (и цивилизации) являются частью биосферы, которая сама является частью Вселенной.
Философский подход к исследованию культуры учитывает результаты изучения данного феномена конкретными науками. Изучение культуры опосредованное спецификой философии как особой формы общественного познания и состоит в осмыслении действительности через определение обобщенных взглядов на мир, место и роль человека в нем, за вопроса общих законов развития природы, общества и человеческого мышления.
В таком измерении феномен культуры не может быть сведен к одному или нескольким природных или социальных образований. Для философии, которая охватывает мир в целом, собственно он и является миром человеческой культуры. Сквозь призму философии она предстает в обобщенных характеристиках как форма, результат, способ связи человека с действительностью, убеждения человека, как проявление и утверждение сущностных сил человечества.
Поскольку способом существования человека является деятельность (труд), именно она и выступает как главный источник культуры.
Связь культуры с человеческим трудом, активной, преобразующей дея ¬ ностью людей проявляет само происхождение понятия "культура" (от лат. Cultura - обработка, уход, улучшение), что понималось как обработка земли, земледельческая работа. Несколько позже это слово приобрело и переносное значение - просвещение, воспитание, образованность. В. Даль объединяет оба трактовки этого слова: "культура, - это обработка и уход, возделывания, возделка; образование умственное и нравственное ...». Характерно, что как бы ни трактовали понятие культуры, его связь с трудом (обработкой земли, шире - предметов человеческого труда вообще) и воспитанием человека оставался постоянным, в значительной степени сохраняется и в современных научных культурологических опыт ¬ ния.
Деятельность, труд является источником человеческого благосостояния и культуры в целом. Эти слова принадлежат К. Марксу, экономическая доктрина которого частично остается эвристической и в наши дни. Рассматривая культуру как результат человеческого труда, ученый отмечал таких принципиальных моментах, как преобразование природного вещества на предметы человеческой жизнедеятельности, развитие в процессе труда человеческих сущностных сил и возможностей, взаимосвязь процесса преобразования природы и культивирование собственной природы человека. В созданных человеком продуктах труда, в самом процессе труда реализуются, воплощаются сущностные силы человека, его способности, знания, навыки. Предмет как результат труда получает новое, отличное от природного, жизнь. Это уже не просто "вещество природы", а нечто иное. Представляя собой результат материализации знаний, умений, идей, деятельности человека, т.е. воплощением в "картину природы" его сущностных сил, эти предметы (не переставая быть "природой") является одновременно "человеческой природой", т.е. культурой.
Человек - это прежде всего субъект общественно-исторической действия, утверждает свое бытие как человеческое. Будучи естественной, телесной существом, человек живет природой, влияет на нее адекватно, превращает в свое "человеческое бытие", свое "неорганическое тело". Наряду с природными основой человеку присущи природные силы реализации своего бытия. Она действует предметным образом, создает предметы именно потому, что сама является естественной (предметной) существом, является природой.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.