Культура древних цивилизаций


А). Культура древнего Египта
Цель: познакомить с характерными особенностями и достижениями древнеегипетской культуры.
Задание для обсуждения в аудитории:
Парадигма и образ древнеегипетской культуры. Миф и ритуал.
Ранние культы и религиозно-политическая реформа Эхнатона.
Храм как образ универсума. Письменность, система образования и обучения.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Прокомментировать текст с точки зрения особенностей египетской культуры.
«Уже египетская мифология эпохи Древнего царства (III тыс. до н.э.) насквозь пронизана жесткой стратификацией общества и деспотичной властью. Наиболее важные культы здесь - это, во-первых, культ мертвого царя-вождя и мертвого бога плодоносящей земли - Осириса и, во-вторых, солнечный культ. Очень разнообразны локальные пантеоны "
• Как Вы понимаете мнению Д. Андреева? Ваша аргументация.
"Демоническим силам удалось получить крупную победу в 14 в. до н.э.; когда провиденциальное силы через родомисла и пророка Эхнатона осуществили первый в мировой истории шаг к озарению сознания народов реальностью Единого Бога. Если бы реформа Эхнатона удалась, встретив достойных наследников и продолжателей, то миссия Христа была бы осуществлена ??в долине Нила на несколько столетий раньше ".
• Прокомментировать тексты, очертить проблематику, в них озвучивается.
а) "В египетской религии восприятия времени вроде китайского. Здесь также стремятся сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его тело и органы. Отсюда практика бальзамирования. Это какая статика времени, которая зафиксирована в геометризм произведений египетской искусства. Кстати изменчива, но остается их пластическая и архетоктонична форма. Пирамиды - знак этой геометрической и пластической победы ". (А. Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991 .- С.34).
б) «Библия дает человеку два имени - первых, Адам, означающее« добытый из земли »," человек земли ", второе - Энос или Енох, означающее человека божественную, которая вознеслась к Богу ... Енох - не единичная личность, а воплощение человечества, поднялось до сознания бессмертия религией и наукой. В указанную эпоху, под именем Енос или Еноха, появляется на земле культ Бога и применяется жречество. Тогда же появляется цивилизация с письменностью. Гения цивилизации, которого евреи называют Енох, египтян именуют Трисмегист, а греки - Кадмом. Он видел, как от звуков лиры Анфиона поднимались и размещались сами-собой как живые, каменные глыбы стен города Фивы ». (Папюс. Каббала или наука о Боге, вселенскости, Человеке - М., 1992 .- С.75).
• Подумать над вопросом о чрезвычайном чествование культа умерших в Древнем Египте.
"Глубокий смысл культа умерших заключается в отказе предать тех, кто был раньше, рассматривать их просто как уже не существующих больше .... Сказать: "их больше не существует" - означает не только отказаться от них, но и отречься от самого себя и, возможно, отдаться отрицанию в абсолютном смысле ".
Контрольные вопросы
• Какие гипотезы Вам известны до появления древнеегипетской цивилизации?
• Какие интерпретации существуют относительно самого названия "Египет"?
• В чем заключаются особенности древнеегипетской мифологии и религии?
• Почему культура древних цивилизаций является культурой мифа и ритуала?
• Какие ранние культы Вам известны?
• Что такое религиозно-политическая реформа Эхнатона? Какие толкование относительно ее поражения?
• Что такое эзотерические знания? Какое место занимали жрецы - носители этих знаний в системе иерархической власти?
• Какие характерные особенности системы образования и знания у египтян?
• Какие известные Вам гипотезы относительно происхождения и назначения египетских пирамид?
• Почему в Египте придается особое значение "культа мертвых", что такое египетская "Книга мертвых"?
• Что такое правило "Золотого сечения"? Назовите наиболее известные памятники архитектуры Египта.
• В чем заключаются особенности древнеегипетского искусства, почему оно не пользуется изобразительным методом перспективы?

Б) Культура Древней Индии
Цель: ознакомление с архетипами и парадигмальных характеристиками древнеиндийской культуры.
Задание для обсуждения в аудитории:
Протоиндийська цивилизация и своеобразие ведической парадигмы культуры. Веды - древнейший памятник санскритской письменности. Ведическая религиозная традиция, ее олицетворение в исторических парадигмальных формах (брахманизме, индуизме, джайнизме, буддизме). Эзотерический буддизм (буддийская тантра) и йогические практики самореализации.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Осуществить культурологический анализ текста, определить особенности древнеиндийской мифологии.
"Влияние субстратной мифологии дравидов на индоарийску (и наоборот), который начался, очевидно, сразу после прихода племен индоариев на субконтинент, многократно восстанавливался с нарастающей силой течение последующих веков за распространения индоарийской (ведической, брахманской) культуры на новые области. Наиболее существенным оказался это влияние в период становления классических форм индуизма (первые века нашей эры). Такие загальноиндуистськи божества, как наполненный двойной разрушительной и животворящей энергией Шива, как юный воин Сканда (во многом, что совпадало с тамильским Муруганом), сонм его грозных "матерей", а также кровожадибна дева-воительниця Кали явно имеют дравидских корни. Мифологические системы дравидов и индоариев изначально отличались (в частности, в индоариев, в отличие от дравидов, слабее представлены женские божества, а в дравидов до их знакомства с арийским Индрой, очевидно, не было бога-громовержца, хотя были боги, связанные со сменой сезонов и подобные по функциям к Индры), но в этом индоарийская и дравидских мифологии отличались не так набором основных типов божеств, как сравнительным значением тех или иных типов божеств в рамках пантеона ". (И. М. Дьяконов. Архаические мифы Востока и Запада - М., 1990 .- С.80-81).
• Прокомментировать текст? Что такое Атман и Брахман в индуизме?
"Одно дело индуизм как религия, это относится только к Индии, второе дело - индуистская метафизика, Веданта, йога, медитативная практика. Богореализация - это общечеловеческое достояние, которое стоит над религией, и это означает вхождение в божественную реальность путем знания, путем особого знания - не рационального знания, а надрационального знания ... На принципе тождества между Богом внутри человека и объективным абсолютом основывается, в частности, вся восточная метафизика "(М. Ю. Мамлеев. Судьба бытия - путь к философии / / Вопросы философии .- 1992 .- № 9 .- с. 29).
• Осуществить культурологический анализ текста, осветить особенности символики буддийского Космоса.
"В архитектуре буддийский космос проявляется в форме ступы, каждый элемент которой несет семантическую нагрузку. Три части ступы - основа, шарообразным купол и верхушка со шпилем - символизируют три сосуда бытия: Камалока, рупалоке и арупалока. Шпиль - символ мирового дерева на вершине горы Меру , которая является центром мироздания "(Ю. Старостина. Космос в учении Будды / / Наука и религия - 1990 .- № 6 - С.24).
• Прокомментировать текст. Как Вы его понимаете? Аргументируйте свой ответ.
"В индийской философской и религиозной спекуляции - обратное мифическое представление времени. Здесь также ожидание конца времени. Но это окончание дается через качество и глубину мысли. Если Сон в Авесте - злой демон, то уже в древних Упанишадах мышление толкуется как волшебная погруженность в сон. Это сила Брамы. Отсюда, то восприятие времени, которое наиболее ярко проявилось в буддийских источниках. Учение Будды сохраняет со времени только момент становления и возникновения, что равносильно и страданию. Страдание возникает из трех видов жажды: из жажды к удовольствиям, к становлению и к прошлому. Исповедуется вечность становления, и в становление нет конца, как и нет цели. Здесь есть полная противоположность как библейским пророкам, так и Авесте. Здесь целью является не конец времени, а прекращение времени и становления. Не конец времени спасет людей, а уничтожение всех времен, всех их смыслов ".
Контрольные вопросы
• В чем заключаются особенности и культуротворческим характер ведической парадигмы индийской культуры?
• Назовите главные достопримечательности протоиндийськои цивилизации?
• Что такое Веды, которые гипотезы относительно появления этой традиции Вам известны?
• Кто такие арии (ории)? Какие известные Вам гипотезы относительно индоевропейской прародины и пути миграции ариев в Индию?
• Какие особенности древнеиндийской мифологии, ее трансформация
и связь с религиозными культами.
• Какие основные религиозные направления существовали в Индии, покажите их связь с ведической традицией.
• Объясните смысл понятия "индуизм" и философско-религиозный характер метафизики индуизма.
• Назовите основные идеи и принципы буддизма.
• Объясните смысл понятия "медитация", какую роль она играет в духовных практиках?
• Что такое йога? Какие разновидности йоги Вам известны?
• Почему индийская культура относится к культурам-интровертов (К. Г. Юнг)?
• Почему в конце Х1Х в. у европейцев зарождается интерес к восточной культуре, а в современном мире - приобретают массовый распространение разнообразные философско-религиозные учения и медитативные практики?
• Назовите наиболее известные памятники древнеиндийской литературы, храмовой архитектуры.

В). Древнекитайская культура
Цель: знакомство с архетипических истоками и парадигмальных характеристиками конфуцианско-даосского типа культуры.
Задание для обсуждения в аудитории:
Конфуцианство и даосизм в китайской парадигме культуры. "Осевое время": учение Будды и его исторические модели.
Телесные модели личности и Вселенной, человек как мера всех вещей в китайском универсуме. Ритуал и принцип недеяния в китайской культурной традиции.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Осуществить культурологический анализ текста, выяснить основополагающие парадигмальные характеристики китайской культуры.
"Мир для древних китайцев - вселенский социум с центром в виде группы чжоуский государств Чжонг, увенчанный мудрым правителем Поднебесной, реализующей высшую волю Неба. Гармония в этом мире - высшая точка китайской аксиологии, а для обеспечения ее нужен Порядок. Отсюда привычное мышление в категориях нравственного Порядка, привычка к укрощения чувств и к патерналистской дисциплины поведения, к четкому осознанию иерархических дистанций, важности легитимных принципов организации, формализации, инспекции и т.п. И хотя в некоторых направлениях мысли относится ощутимый акцент на самосознание и самосовершенствование, а в других - на слепую покорность и подчинение авторитету, порой под страхом наказаний, однако суть дела в принципе не менялась, потому что главным и определяющим для всего был метод осмысления мира, который основой основ признавал-большой социо-этико-политический Порядок, ориентация на который определял и общую систему ценностей, и бытовую шкалу интересов в духовной культуре и ментальной практике Китая ".
• Прокомментировать текст, подчеркнуть характерные признаки конфуцианства как традиционной идеологии китайской культуры.
"Конфуцианство создало долговечный нравственный кодекс и жизненный уклад, который способствовал повышению обще-народного уровня, но для свободного развития высших сторон души относилась очень невысока предел. Постепенно окаменев, конфуцианский закон вступил не так пути восхождения, как тормоза ". (
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, определить особенности даосизма как альтернативной модели по конфуцианской идеологии
а) "Именно крестьянская, в том числе и монашеская культура, в основе философии даосизма разработала самые, необъятные для ума и тела белого человека, приемы защиты без оружия, которые затем легли в основу различных школ восточной борьбы. Но эти формы защиты, которым сегодня грезит весь мир, совершенные не только за своим физическим выражением, но и за духовным потенциалом. И в основе всех единоборств - высокое мнение саморазвития, самоактивизации возможностей человека. Методология этих программ чрезвычайно сложна. Предельные возможности еще не освоены культурой белого человека. Ее спорт осваивает первые две ступени: степень элементарного физической тренировки (обучения) и степень слияния физического тела и ее духа. Высшая степень слияния физических и духовных сил человека с силами Неба (или "Божественная совершенство") нам недоступна ". (Г. Симкин. Даосизм: алгоритмы Великого неделание / / Человек - 1992 .- № 6 .- С.12-13).
б) "Этика таосизму также главный принцип недеяния и покой. Нужно в себе родить пустоту Тао. Тао все рожает и все поглощает. Но здесь, в отличие от буддизма, то, что принимается во внимание, является не преодоление, а сохранение себя и даже своего тела и всех его форм. Здесь, собственно говоря, преодолевается не время, а изменения во времени. Бытие здесь - вне потока времени, хотя это не какое-нибудь заоблачных, а чисто земное бытие. Конкретно это неизменяемый время; он в Небе. Небо и время у китайцев не созданы. То же и в этике Конфуция, которая отличается как известно, чертами строгого традиционализма "
Контрольные вопросы
• В чем заключаются архетипические и мифологические особенности китайской культуры?
• Почему инновации и традиция в китайской культуре всегда получают парадигмальный синтез, обеспечивающий охранную функцию - сохранение национального этоса, "китайского лицо" культуры, непрерывность традиции?
• Ваше толкование мифологемы "Великой китайской стены"?
• В чем заключаются различия между иероглифическим и алфавитном принципами письменности в контексте этой речевых функций мозга?
• Почему конфуцианство и даосизм являются альтернативными и взаимодополняющими системами? Что такое двуединство конфуцианско-даосского мировоззрения?
• Какую роль играет этика и ритуал в традиционной китайской культуре?
• Почему натурализм был доминирующей мировоззренческой тенденцией, а мантика (гадальные ритуалистика) и Нумерологическая магия есть и еще распространенной в Китае?
• Назовите главные идеи и названия шести китайских традиционных философских школ.
• Объясните смысл понятия "конфуцианско-даосской-буддийский" синтез.
• Какие технологические открытия и изобретения подарили китайцы мира?
• Почему в современном мире получает распространение практика боевых искусств? Почему они называются "искусств", какие функции выполняли в традиционной древнекитайской культуре?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: