Искусство эллинизма (сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э)


 

В центре эллин. города находились общественные площади, в том числе главная торговая площадь — агора, вокруг которой и располагались общественные сооружения и храмы. Развивавшаяся городская жизнь приводила к увеличению количества общественных сооружений. Они строились из одних и тех же материалов, что и храмы, с одинаковой степенью технического и художественного совершенства.

Пергамский алтарь. Реконструкция 180 г. до н. э. Берлинский музей.Из общественных эллинистических сооружений следует назвать экклезиастерии — здания народных собраний, булевтерии — здания городских советов, пританеи — сооружения, где находились городские канцелярии, базилики — торговые и судебные здания, гимнасии — школьные здания, палестры — спортивные школы, стадионы, театры, библиотеки, бани и так называемые стой — длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль улиц. В эллинистических столицах воздвигались дворцовые постройки.
Форма храмового здания эллинистического времени не претерпела существенных изменений по сравнению с классическим периодом: это периптеры с более развитыми, чем в Греции, передними портиками или же небольшие храмики-простили.

Основным композиционным приемом эллинистической архитектуры был прием перистильного двора, ограниченного со всех сторон колоннами. Многие эллинистические постройки чаще всего имели в центре перистильный двор, по периметру которого размещались отдельные помещения. Жилые дома были чаще всего изолированы от улицы; в центре дома находился перистильный двор, ограниченный хозяйственными помещениями. В глубине двора располагалась так называемая простада, нередко оформлявшаяся с фасада колонным портиком и представлявшая собой главное помещение жилого дома; сбоку от нее находились собственно жилые помещения.
Даже городские площади — агоры, обрамленные со всех сторон колоннадами, также по существу представляли собой большие перистильные дворы.
Для того чтобы вести в больших размерах строительство во многих городских центрах, строить одновременно сотни сооружений различного назначения, необходимо было создать теоретические основы этого строительства. Поэтому теперь приобретает особое значение архитектурная теория. Массовое строительство в эллинистических городах определяло снижение технического уровня строительства. Это привело к плохой сохранности произведений эллинистического зодчества.

Изобразительное искусство эпохи эллинизма может быть разделено на три периода: ранний эллинизм — конец 4 — первая половина 3 в. до н. э.; средний — вторая половина 3 в. и первая половина 2 в. до н. э. ; поздний период — до 1 в. до н. э., когда Римская держава захватила все страны эллинистического мира.
Традиции великих мастеров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направлений в искусстве эллинизма. Бурные страсти героев, ленивое спокойствие, образы идеальной красоты и безобразной старости, аллегорические фигуры, сентиментальные группы — таковы примеры различных по назначению, жанру и стилю произведений эллинизма, передающих многообразие состояний, переживаний и действий человека. Из новых эллинистических центров раньше других стала играть ведущую роль Александрия. Здесь складывается своя художественная школа, характерная разнообразием направлений. Одни мастера, продолжая традиции Праксителя, создавали образы идеально прекрасных богов и богинь, другие изображали в бытовом жанре стариков и старух, маленьких детей, сатиров и нимф. Назначение эллинистической скульптуры несколько иное, чем в классическое время: кроме культовых статуй, появляется садово-парковая, многочисленная декоративная скульптура для украшения частного дома.
Большую роль в Александрии играет живопись. В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода. Показателен в этом плане портрет Птоломея и Арсинои, исполненный из сардоникса на камее Гонзага
Одним из излюбленных образов эллинизма, в особенности александрийской школы, становится образ Афродиты.

С александрийской художественной школой стоит пергамская, процветавшая в период среднего эллинизма. Пергам не раз отражал нашествие галлов, и эти события были дважды запечатлены в памятниках искусства. По заказу Аттала I в 220 г. до н. э. была создана серия скульптур в честь победы греков над варварами. Эвмен II в 180 г. до н. э. построил грандиозный алтарь Зевса, украшенный рельефами (рельефы в Берлинском музее).
В этих произведениях ярко выразились характерные черты пергамской школы, для которой характерны драматичность ситуации, динамика действия, патетичность, усложненное композиционное построение, сильная пластическая форма, богатая игрой светотени. В Пергаме процветала не только скульптура, но и живопись. Пластичность формы, любовь к ярким краскам, подобранным контрастно, яркие блики, свободные широкие мазки — таковы наиболее характерные приемы пергамских художников.

Третьим большим художественным центром эллинизма был остров Родос. Художественная жизнь Родоса имела давнюю традицию: еще в 7-6 вв. до н. э. здесь процветали керамические мастерские. Для родосской скульптуры очень характерны многофигурные группы со сложным повествовательным сюжетом. Такова группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки»), выполненная в конце 2 в. до н. э. скульпторами Аполлонием и Тавриском. Родосский скульптор Филиск создал знаменитую группу из девяти муз и Аполлона, стоящую на Родосском акрополе.

Таким же настроением безнадежного отчаяния и смертельного ужаса проникнута знаменитая группа «Лаокоон с сыновьями», созданная Агесандром, Полидором и Афинодором в середине 1 в. до н. э. (Рим, Ватикан).
Особенно выразительна фигура Лаокоона, его физические муки усугубляются еще и страданием, которое он испытывает при виде гибели своих сыновей. Поверхность лица и тела передана очень дробно, с явным желанием выделить каждый отдельный мускул. Такая размельченность формы резко бросается в глаза и несколько разбивает общее впечатление. Не совсем удались художникам фигуры сыновей; пропорции взрослых юношей не соответствуют масштабу фигур. Композиция носит характер рельефа, и положение главной фигуры явно заимствовано с фриза Пергамского алтаря, именно с фигуры гиганта Алкионея.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.