Греко-римская культура


Цель: знакомство с особенностями античной культуры - культурного источника европейской культуры.
Задание для обсуждения в аудитории:
Концепция "греческого чуда" и исторический взгляд: античность как тип культуры. О. Шпенглер о прафеномен "аполонивського культуры". Эллинизм как греко-восточный социокультурный синтез. Римская интерпретация греческого наследия. Культурологический смысл оппозиции "язычество-христианство" времен заката Римской империи.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, высказаться по освещаемой в них проблематики.
а) "Античная человек не знает ни одной точки вне мира, поэтому она не может и не способна посмотреть на него извне. Чувствам и представлениям, поступком и делом она живет в мире. Любой ее движение, даже самый отважный, направленный в наиболее потусторонние сферы, остается внутри этого мира ... Ее боги похожи на человека. Не только "чистое бытие" Парменида, "благо" Платона, но и "сверх-единственное" Плотина - все эти продукты предельно напряженного усилия выбраться наружу из мира вещей и людей остаются накрепко привязанным к этой Вселенной "(Р. Гвардины . Конец нового времени / / Вопросы философии.-1990 .- № 4-С.128).
б) "Голос Европы - это голос древней Греции. Для греков предметом любви было непосредственно их общество. Все что не делали сами греки считалось верным и правильным, а все что существовало в мире, кроме них, - обманчив, греховного, не имело права на существование. Они были очень сильны в своих человеческих проявлениях, очень естественны, очень артистичны. Греки жили полностью в этом мире ... Даже поэзия их практическая. Боги и богини не просто люди, а прежде всего люди со своими человеческими страстями и чувствами, которыми обладает каждый из нас. Они любили прекрасное, но, уверяю Вас, только во внешних проявлениях: красота гор, снегов, цветов, красота форм и фигур, красота человеческого лица и, наиболее часто, тела - вот что нравилось грекам. Для всей окружающей Европы греки стали учителями, Европа заговорила голосом Греции "(С. Вивекананда Христос-посланник / / Наука и религия.-1991 .- № 6.-С.21).
• Прокомментировать тексты, выяснить отличительные черты античной парадигмы культуры.
а) "Отправным пунктом и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду ее пользу, ее прогресс. Чтобы достичь этого, он начинает "пахать" одновременно и мир, и человека, один при помощи другого. Человек и мир в представлении греческой цивилизации являются отражением друг друга - это зеркала, поставленные напротив, которые считывают друг друга. Цивилизация греков соединяет мир и человека. Она связывает их в борьбе и в битве, соединяет плодотворной дружбой, имя которой-Гармония ". (А. Боннар. Греческая цивилизация .- М., 1992.-Т.И.-с.42).
б) "Критики европейской культуры, достигая ее истоков, усматривают" первородный грех "европейской культуры, ее ложную засаду в греческом логосе-разуме, который в итоге лишил ореола" божественного творения "и сориентировал духовные силы западного человека на овладение явлениями и силами природы, на развитие науки и техники, и создание машинной цивилизации "(Научная жизнь / / Философская и социологическая мысль .- 1991 .- № 4 .- С.161).
• О чем говорится в этом тексте? Как вы его понимаете?
"В то же время, как раз софисты создали ту среду, в котором формировались эллинские идеи воспитания и культуры. Греческая мысль и наука выросли не в лоне школы, как мы ее сейчас понимаем. Их не получали как побочный продукт подготовки к полезным или выгодных профессий. Для эллина они были плодом его свободного времени / scholё /, а для свободного гражданина все время, не отбирала у него государственная должность, война, или отправление религиозного культа, был свободен. И вот в этих условиях свободного времени свободных граждан софист был изначально на месте, как первый представитель образа жизни, который осуществлялся в рассуждениях и дотошной работы ума ". (И. Хейзинга. Ноmo ludens В тени завтрашнего дня - М., 1992.-С.169).
• Прокомментировать видение академика Кэссиди Ф.Х. относительно феномена "греческого чуда", рожденного ментальностью древних греков. У древних греков оба типа мышления ("Правополушарное" и "левополушарного" ...) - чрезвычайно развиты, а в национальном характере - первопричина как "греческого чуда", так и упадка созданного ими культурного мира.
"Если древние греки не смогли ответить на вызов истории, преодолеть свой партикуляризм, полисную систему, и то, в конце концов потерпели поражение, то римляне - народ государственный, более того имперский. Завоевав целое Средиземноморья и создав на почве беспощадной эксплуатации провинции своеобразное "общество массового потребления", римляне стали народом-паразитом, который требовал "хлеба и зрелищ". Неудивительно, что деградированные и развращенные гедонизмом римляне не смогли дать отпор натиску "варваров" - германских племен ".
(Кессиди Ф. Х. К проблемам "греческого чуда" / / Философская и социологическая мысль .- 1992 .- № 3 .- С.135-136).
Контрольные вопросы
• Что Вы можете рассказать о автохтонные источники греческой культуры, в частности о крито-минойской цивилизации, особенности этой культуры, причины упадка?
• В чем заключаются особенности античного типа культуры как источника европейской культуры?
• Что Вы можете рассказать о египетских влияния в становлении научного знания в Греции?
• В чем отличия античной мифологии от древнеегипетской?
• Что такое мистерии, какая разница между ними и Олимпийскими играми?
• Раскройте содержание понятий "Эллада", "эллинский", "эллинистический" в их связи с периодизацией греческой культуры.
• Ваша интерпретация феномена "греческого чуда"?
• Как появляется греческий театр, в чем его особенности?
• Почему трагедия является большим открытием античности на рубеже эпох - перехода от Мифа к Логосу?
• Каковы главные черты присущи римской культуре?
• Какие, на Ваш взгляд, главные причины упадка греко-римской культуры, перехода от языческого к христианскому миров?
Почему античность признается одним из культурных источников европейской культуры?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: