Русское искусство 16 века

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

1 из самых интересных страниц в истории древнерусского зодчества стала шатровая архитектура XVI столетия. Храмы, завершаемые шатром, издавна известны в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась «на деревянное дело». Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества – Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532)

Храм Василия Блаженного воздвигнутого на Красной площади в Москве в 1555–1561 гг. двумя русскими зодчими Бармой и Постником. Храм заложен в память о взятии войсками Грозного Казани, происшедшем в день праздника Покрова. Архитектурный ансамбль храма Василия Блаженного состоит из 9 объемов, из которых центральный, увенчанный шатром, как раз и посвящен празднику Покрова Богородицы, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг этой главной церкви по осям и диагоналям. Выдвинутая центральная апсида, разнообразные лестничные всходы, различная высота самих столпов, многообразные приделы, величественные кокошники, само сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, общая живописная асимметричность композиции. Светское начало в нем, конечно, не превалирует над культовым, но выражено отчетливо, Луковичные главы собора появились в конце XVI в., а сохранившаяся до наших дней многоцветная роспись храма исполнена в XVII–XVIII вв. В XVI столетии была только цветная майоликовая облицовка центрального шатра, общее же декоративное решение строилось, как уже говорилось, на сочетании белокаменных деталей с краснокирпичной поверхностью стен.

Рядом с шатровым в культовом зодчестве XVI в. продолжает развитие тип крестово-купольного храма, причем подчеркнуто массивного, громадного по размерам, отражающего мощь самодержавной власти и силу церкви (Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре). В годуновское время строятся храмы, разнообразные по конструкции: пятиглавые (церковь в селе Вяземы, резиденции Бориса Годунова, бесстолпные (церковь в селе Хорошево,.), даже шатровые (церковь Бориса и Глеба в Борисовом городке под Можайском,). Для руководства государственным строительством еще в 1583 г. был создан Приказ каменных дел, объединивший всех причастных к строительству – от зодчих до простых каменщиков и сыгравший большую роль в решении градостроительных задач и в возведении военно-инженерных сооружений. Под непосредственным руководством и силами Приказа встают стены Белого города в Москве (Китай-город был возведен еще в 30-х годах архитектором Петроком Малым) и знаменитый Смоленский кремль – обе Федор Конь.

Получает развитие и распространение особый тип высокого башнеобразного  храма «под колоколы», одним из первых  образцов которого был «столп» Ивана Великого в Кремле. Примеры таких сооружений представляет круглая в плане церковь  Георгия в Коломенском (1534)

Первые десятилетия XVI века - время освоения, обживания и  окультуривания территорий городов, их благоустро- ения и украшения. Он связан, в первую очередь, с именем и деятельностью  венецианского зодчего, строителя Архангельского собора в Кремле, известного на Руси под именем Алевиза Нового. Внешним признаком этого периода явилось усиление коративности фасадов, постоянное изменение и  усложнение внешних форм и планов зданий,  активное введение в практику русской  архитектуры ренессансных ордерных мотивов3. Возведенный в 1505-1508 годах  Архангельский собор(моск. кремля) напоминает пышно украшенное дворцовое сооружение. Зодчий одел традиционный для Руси шестистолпный крестовокупольный храм в несвойственные ему одежды, украсив стены пилястрамии порталами с резными капителями,  филенками, а закомары - крупными раковинами и фиалами. В западной части он расположил характерную для венецианской  архитектуры лоджию, открывающуюся в сторону площади великолепной двойной аркой,  украшенной фиалами. Впервые в русской  архитектуре фасады храма получили этажное членение. Нижний этаж, оформленный  арками, отделяется от верхнего раскрепо- ванным антаблементом. В углах между  арками и антаблементом зодчий расположил окна-медальоны в обрамлениях. Порталы и лоджия покрыты великолепным резным орнаментом в виде пышных гирлянд и  вазонов. Сходство с венецианской архитектурой усиливают треугольные завершения  тимпанов закомар и четыре круглых окна в закомаре центрального прясла западной стены

 В отличие от Успенского в Архангельском соборе рельеф стены намеренно выявлен, Внутреннее пространство,  сохраняющее традиционную для православной церкви плановую структуру, восходящую к храмам домонгольской поры, также подверглось новой интерпретации в духе идей характерных для венецианских  зодчих эпохи Ренессанса, Все  столбы, имеющие крещатую форму, получили ордерную декорацию в виде пилястр,  поднятых на высокие постаменты и  отделенных от склонов свода карнизами. Карниз проходит по всему периметру рукавов под- купольного креста, отделяя верхнюю зону храма от нижней. Лопаткам столбов  отвечают пилястры на стенах. Подчиняясь  требованиям заказа, зодчий сохранил  каноническое для православия устройство алтарной части и форму высоких световых  барабанов пяти глав, которые он сгруппировал вместе и сдвинул к востоку. Параллельно со строительством  Архангельского собора Алевиз Новый руководил постройкой - церкви Рождества Иоанна Предтечи,  располагавшегося рядом с дворцом великого князя, у  Боровицких ворот Кремля. .В 1508 году было завершено строительство каменного дворца, которое было начато еще при жизни Ивана III в 1499 году. Руководил им то есть специалист в области оборонного и гражданского зодчества,  выходец из Милана Алоизио да Карезано,  . Фасады и интерьеры дворца, как показали археологические и  реставрационные исследования, были  расчленены пилястрами «большого» и «малого»  ордера, декорированы белокаменными резными и отформованными терракотовыми  деталями, характерными для итальянской ренес- сансной архитектуры. Первоначальные  потолки до пожара 1547 года были плоскими, деревянными, украшенными углублениями геометрической формы - кессонами.

Московский Кремль стал образцом для многих крепостей XVI в. (в Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне; в этот же период были перестроены крепости Орешек, Ладога, Копорье, заложена крепость Иван-город и пр.), а его храмы –для культовых сооружений на территории всей Руси. По типу Успенского собора были построены многие храмы XVI в.: Софийский собор в Вологде, Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, Успенский – Троице-Сергиева монастыря и т. д. Применение железных связей вместо деревянных, использование подъемных механизмов с конца XV столетия расширило возможности зодчих. Московская архитектура рубежа XV–XVI вв. несомненно стала общерусским явлением.

 

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.