Культура Средневековья


А). Культура Киевской Руси
Цель: знакомство с особенностями культуры Киевской Руси.
Задание для обсуждения в аудитории:
Языческое мировоззрение, комплекс смысложизненных ценностей автохтонной культуры и рецепция христианства. Разграничение между светской (профанной) и духовной (сакральной) культурами как новая метаморфоза языческого дуализма. Церковно-монастырский и крестьянско-городской культурные миры. Книжная культура и философы-книжники на Руси. Архитектура и искусство Киевской Руси.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Осуществить культурологический анализ текста.
"Критицизм, наклон к непрерывному духового развития характеризуют украинский. Украина никогда не отделялось от влияний чужих культур, когда эти культуры несли на наши земли полностоимостные образования и не противоречили нашей духовной природе. В Украине перекрещивались разнородные культурные влияния: византийские, западные, иранские. В связи с этими влияниями вырастала глубоко оригинальная народная культура ... Украинская нация имеет за собой более чем тысячелетний путь развития, имеет отчетливо очерченную оригинальную духовность ... Украинский духовность не только отличная, но часто прямо противоположная московской духовности. "
(Бойко Ю. Путь нации - Париж - Киев - Львов, 1992 .- С.50, 51,54).
• Прокомментировать следующие тексты. Ваше мнение и аргументация?
а) "Таким образом, доказать, что древнерусская народность имела все необходимые признаки (общая территория, язык, экономическую жизнь и культуру) практически невозможно, что ставит под сомнение само существование такой народности. Не спасает положение и общая самоназвание Русь, поскольку мы точно не знаем, что именно вкладывали ее носители в разных регионах Руси - или этническое понятие, или только принадлежность к государству "Русь". Поэтому, на наш взгляд, правильнее говорить о древнерусское общество не как об одной народности, а как об относительной общность нескольких восточнославянских этноязычных групп в одном государстве с единой официальной идеологией и религией ". (Пивторак Г. Древнерусская народность: реальность или миф / / Вестник Международной ассоциации украинистов .- 1991 .- № 2 .- С.35).
б) "Изменение династии в Киевской Руси при престижным интересом княжеской семьи Мономаха была представлена ??как начало славянской государственности. Для этого была допущена фальсификация начальной летописи. Таким образом, героическая эпоха славянского жизни раннего средневековья была вычеркнута из истории восточных славян. Норманизм попытался увековечить и узаконить подделку. Однако отечественная историческая наука показала несостоятельность этого попытки ". (Василенко Г. К. Руси - К., 1990 .- С.45).
• Высказаться по указанной в тексте проблемы, определить особенности православной веры.
а) "Ядро Киевского государства приняло христианство без особых першкод: это была идиллия по сравнению с трудным, порой таким кровавым процессом христианизации в некоторых странах Европейского мероприятия (германские племена). Свидетельствует это, прежде всего о том, что морально-этическая сознание населения Руси была если не близка, то внутренне податные на этическую науку новой религии "(Маланюк Е. Очерки по истории нашей культуры - М., 1992.-С.32 .)
б) "В православии есть этот принцип - принцип исихазма, молчание, созерцания, то есть принцип, затерянный в западно-христианской церкви, но благодаря которому только и возможно действительный контакт человека с Богом" (Мамлеев Ю. В. Судьба бытия - путь к философии / / Вопросы философии. -1992 .- № 9 .- С.81).
• Как Вы понимаете этот текст? Ваша аргументация. "В течение одиннадцатого века Киев становится одним из красивейших городов и не одного только европейского материка.Його храмы, хоромы да и просто дома, его сочтены не одним десятком ремесла, его разветвленные торговые коммуникации, военные укрепления, его, вероятно, мощная сельскохозяйственная база - это все свойственно как конечная историческая сумма тех навыков труда, зарождались, випрацьовувались и совершенствовались едва ли не со времен трипольской культуры. А еще в каждом случае зарубенецькои и черняховской "(Скуратовский В. Л. Киев сквозь века / / Философская и социологическая мысль .- 1991 .- № 4 .- С.79).
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, обозначить, освещенные в них вопросы.
а) "двенадцатилетнюю господства Владимира Мономаха (1115-1125) - это, фактически, лебединая песня свойственной Киевского Государства Средневековья, ибо в р.1169 наступает разгром Киева Андреем Суздальским, именно как государственного центра недоформованои империи, А четверть века позже, уже во Осмомыслом (1153-1187) на значительную силу, чтобы во Романом Великим (1199-1205) - от Запада - собирать снова "Русскую Землю", передвинув ее очаг из Киева во Владимир-Волынского. С уверенностью можно утверждать, что монгольское нашествие, веса которого не надо недооценивать, была лишь трагическим следствием внутренней болезни, которая подтачивала Киевское Государство сливе от ее начала. Здесь надо сразу же договорить: Киев ХШ вв. завалился как политический произведение, но киевская культура жила "(Маланюк Е. Очерки по истории нашей культуры .- М., 1992.-С.39).
б) "преценденты не случайного, а умышленного разрушения традиционных субъектов городской среды можно найти в средневековой Руси. Они связаны с подъемом Великого княжества Московского. Для осуществления своих великодержавных идеалов нужно было подавить всякую самостоятельность присоединяемых городов и земель, а жителей превратить в послушную массу. Это оказалось не так просто, поскольку многие из них были старше Москвы, имели давние культурные и государственные традиции, высокую степень консолидации населения. Здесь и пригодились крутые меры по разрушению исторических городских субъектов. Для этого практиковались переселения в Москву лучших "фамилий" и изъятие главных святынь городов, главных символов их продольной интеграции - особенно чествований местных икон, чудотворных мощей. Москва в этом смысле действительно стала новым Римом задолго до образования концепции "Третьего Рима" (Каганов Г. Обитатели градские / / Человек. -1992 .- № 5.-С.22).
Контрольные вопросы
• Почему православную веру еще называют греческой верой?
• Что такое демонология?
• О каких культурно-хозяйственные традиции и их роль в национальном бытии Вы могли бы рассказать?
• Какие особенности характерны для образно-символического мира календарно-обрядовой культуры украинский?
• Принцип "кордоцентризму" в формировании характера украинская человека и рубежность украинской культуры.
• Что Вы можете рассказать об исторических корнях (истоки) и основы украинской национальной культуры?
• Принятие христианства: политический выбор или естественный процесс?
• Языческая Русь и византийская христианская культура.
• Дохристианские верования украинском и их отголоски в наше время.
• Что Вы можете рассказать о системе образования в Киевской Руси?

Б). Западно-европейская культура (Премодерн)
Цель: ознакомление с характерными особенностями средневековой европейской культуры.
Задание для обсуждения в аудитории:
Проблема определения культуры средних веков, духовной ситуации премодерну. Составляющие содержания понятия "культура средних веков": теоцентризм, Трансцендентальность, вертикальность, иерархия.
Универсализм и символизм средневековой картины мира. Готический миф. Готика как символ европейской души ".
Субъект средневековой культуры и репертуар субкультур: церковная-куртуазная - народная. "Сумма" средневековой культуры в произведениях Данте.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, подчеркнуть очерченную в них проблематику.
а) "Результат и последствия христианского периода - механизация природы, в то время, когда для языческого мира, для культуры всего древнего мира природа была живым организмом. Для того, чтобы вернуть человеку свободу и дисциплинировать ее, выделить человека из природы и преподнести, христианство механизировали природу. Как это ни парадоксально, но для меня ясно, что только христианство сделало возможным позитивное естествознание и позитивную технику. Пока человек находилась в непосредственном взаимодействии с духами природы, пока она строила свою жизнь по мифологическому мировосприятию, она не могла, подняться над природой в акте познания через естественные науки и технику. Невозможно строить железнодорожный путь, проводить телефоны и телеграфы, если бояться демонов природы. В человеческой жизни должно было померкнуть чувство одухотворенности и демоничности природы и непосредственной связи с природой для того, чтобы она смогла работать над природой как механизмом "(Н. Бердяев - Цит.Ципко А. Социализм: жизнь общества и человека - М., 1986 .- С.143-144).
б) "Становление новой трудовой этики происходило параллельно с усилением рационалистического отношения к миру, что проявилось, в частности, в раскрытии схоластической философии в ХII-ХIII вв. В целом, как показано, истоки западного рационализма через Боэция происходят с античных времен. Однако в готическом средневековье, унаследованный от аристотелевской традиции рационализм впервые сочетается не только с новым, уважительным отношением к труду, но с обращением пытливого исследовательского взгляда к природе как объекта постижения и подчинения.
Сначала труд воспринимался как средство для поддержания жизни человека, например у Фомы Аквинского. Потом она стала общезначимых и обозьязковим предписанием, условием и симптомом божественной благодати ". (Ю. Н. Пахомов, С. В. Крымский, Ю. В. Павленко. ИИуты и перепутье современной цивилизации - М., 1998 .- С.99).
• Прокомментировать тексты, высказаться по обозначенным в них проблем.
а) "В средневековом мировосприятии и жизненном укладе новое духовное начало не завладело старым языческим: они утвердились во внешнем сопоставлении, и именно христианство - вообще и в целом - было воспринято как внешний факт, а не как задача, решаемая собственной моральной исторической деятельностью человека . Из противоречий, отсюда возникают, выводятся коренные причины упадка средневекового мировосприятия "(Гуревич П. С. святыня или призрак? / / Наука и религия .- 1991 .- № 3 .- С.11).
б) "Драма исторического христианства заключается в том, что ни одна из церквей не превратилась в форму совершенного народоустрою, способного выразить завет христианства, его мистический и этический смысл" (Д.Андреев.Роза мира.-М., 1991 .- С. 128).
в) "С готического мифа вышли крестовые походы, одухотворенное живопись и мистика ... Рядом с наполненными любовью гимнами к Марии и небес, поднимался дым бесчисленных костров ... Рядом с соборами высились колесо и виселица" (О. Шпенглер. Закат Европы - Новосибирск, 1993.-С.93).
• Осуществить культурологический анализ текстов, выразить собственное видение озвученных проблем.
а) "Начиная со средних веков западные общества среди самых важных ритуалов поместили признание, от которого ожидают производство истины: регламентация таинства покаяния-Латеранским Собором в 1215 году; унаследованное от этого развертывания техник исповеди, уход обвинительных процедур и уголовное правосудие; исчезновение испытаний вины ( клятвы, поединки, апелляции к суду Бога) и развитие методов допроса и дознания; рост доли королевской администрации в преследовании нарушений, и это в ущерб способам приведения к частной согласия; организация судов инквизиции, - все способствовало тому, чтобы предоставить признанию центральную роль в порядке гражданского и религиозной жизни "(М.Фуко.Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.-М, 1996 .- с.167).
б) "Когда признание не является спонтанным или приписываемым некоторым внутренним императивом, тогда оно требуется, его выбивают из души или вырывают у тела. Начиная со средних веков пытки сопровождают его как тень и поощряют, когда оно стремится ускользнуть: черные близнецы. И найбеззахисниша нежность и кровавые проявления власти равно нуждаются в исповеди. Человек на Западе стала животным, признается "(М.Фуко.Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996.-С.158).
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, высказать собственные аргументы относительно указанных проблем.
а) "Все то, что мы представляем себе теперь в виде прекрасной и благородной игры, было некогда священной игрой. Посвящение в рыцари, турнир, орден, обет, несомненно укоренены в обычаях инициации далекого, доисторического времени. Теперь уже можно восстановить все звенья в этой цепи развития. Так, средневековое христианское рыцарство известно нам главным образом как элемент культуры, искусственно охраняется и частично специально "возрождается" ". (Хейзинга Й. Ноmo ludens - М., 1992 .- С.124).
б) "Запорожская Сечь представляла собой военное Братсво, целью которого были защиту своего (т.е. православного) народа и бескомпромиссная война против всех врагов православной веры. В этом смысле Сечь была орденом военно-религиозным ". (Попович М. Очерк истории культуры Украины - К., 1998 .- С.163).
Контрольные вопросы
• Объясните смысл понятия "теоцентризм" как субстанционального модуса средневековой духовной культуры.
• Как можно определить понятие "культура средних веков"?
• Раскройте содержание понятия "Премодерн". Каковы основные черты присущи премодернистському мировоззрения?
• Что такое символизм? Что такое средневековый универсализм?
• Что такое "уровне иерархии" средневековой культуры?
• Обозначьте периодизацию средневековой культуры Запада. Как она соотносится с иерархией субкультур?
• Как средневековая культура использует античное наследие?
• Что такое "темные века"?
• В чем заключается отличие средневековых "ренессансов" от позднего Ренессанса Х1У-ХУ1 века?
• Какова разница культуры латинского Запада от культуры Византии?
• Какое название имеет перевод Библии (Ветхого и Нового Завета) на латинский язык, осуществленный блаженным Иеронимом (1У века н.э.)?
• Какова роль и основные проявления куртуазной субкультуры в ХП-ХШ века?
• Какова взаимодействие церковной и "народной" субкультур?
• Выполните сравнительно-исторический анализ характерных особенностей христианского и языческого миропонимания во II-VIII вв.
• Какие стили присущие искусству эпохи средневековья?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: