Ренессанс и Реформация в европейской культуре


Цель: Осмысление Возрождения и Реформации как "возвращение к истокам (античности, христианства) европейской культуры, ее трансформации и становления нового типа культуры новоевропейской цивилизации.
Задание для обсуждения в аудитории:
Проторенессанс: "готическая вертикаль" и зарождение горизонтальной культурного двуязычия. Культурологический смысл Каролингского "Ренессанс" (VIII-IX) как предпосылки "возрождение античности" в недрах средневекового типа культуры.
Античность и итальянское Возрождение. "Северное возрождение". Ренессанс как тип культуры. Основные принципы ренесенсаного мировоззрения: антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм, титанизм.
Ренессансные истоки Реформации. Реформация и Контрреформация. Протестантская этика и дух капитализма (М. Вебер).
Влияние идей Ренессанса и Реформации на культуру Украины.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Осуществить культурологический анализ текста. Ваше понимание?
"Классическую, то есть сложившуюся на гребне волны Ренессанса до начала XVII века, европейскую культуру можно определить как христианскую. Возрождением чего был Ренессанс? Возрождением двух элементов: с одной стороны, идеи права, которые существовали в греко-римском мире, а с другой стороны, идеи внутреннего слова, ставит человека в непосредственное отношение к Богу - отношение, которое обходится без посредников, нет необходимости как в идеалистической церковной иерархии, так и во внешнем авторитете. Достаточно прочитать слово, которое находится внутри тебя, и идти по установкам этого слова в двух возможных смыслах "наставления": в смысле голоса, который произносит его, и в понимании пути, на который оно наставляет. И Бог поможет тебе, если ты идешь путем, указанным тебе внутренним словом. Религия, которую понимают в таком значении, не проникла в глубинные основы русской культуры: фундамент русской культуры не был перестроен на основании этой новой христианской онтологии "(М. Мамардашвили - / / Философская и социологическая мысль .- 1992 .- № 8. - С.14).
• Прокомментировать текст, определить особенности ренессансного мировоззрения.
«Античная и средневековая Европа скорее напоминает традиционные общества Востока: здесь доминирует такая же ориентация на общественно принятые образцы поведения. И только начиная с эпохи Ренессанса, в течение ХV-ХХ вв. происходит метаморфоза, которую можно спивставитиы разве что с "осевым временем" (времени возникновения мировых религий), - складывается новая общественная ориентация на индивидуальность человека, доведенная до уникальности ... Возникает новый тип культуры, новый духовный мир, с другими проблемами, прежде все заостренной проблемой индивидуального выбора. Новое общество держится не насилием, аворитетом или страхом посмертного наказания, а опирается на внутренние возможности и достоинство отдельного человека "(Баткин Л.М. / / Одиссей - М., 1989 .- С.189).
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, выяснить очерченную в них проблематику.
а) "С эпохи Возрождения, а тем более Реформации, в западно-христианском мире уже массовая человек (а не только пророк, мудрец, философ, подвижник-мистик, как это спостергиаеться во всех других цивилизаций с" осевого времени ") находит опору в самой себе через утверждение собственной укорененности в сакральном плане бытия или через ощущение личного, никем и ничем не опосредованного, связи с Богом. И если романский мир часто толкует это мироощущение в духе пантеистически осмысленного неоплатонизма (с последним мощным аккордом в натурфилософии Дж.Бруно), уже снижает трагизм персональной драмы жизни личности, то преимущественно германоязычных протестанскими мир доказывает напряжение личных отношений, надежд, сомнений и возложением надежд на персональное спасения конкретного верующего с Богом к максимального напряжения, как это мы видим в жизни многих северных жителей от Лютера к С. Киркегора ". (Ю. П. Пахомов, С. Б. Крымский, Ю. В. Павленко. Пути и перепутье современной цивилизации - М., 1998 .- С.103).
б) "Историческая функция церкви не исчерпывалась только помощью в создании феодального общественного строя. Важным ее достижением, стало возможным во многом также благодаря арабам и евреям, является передача примитивной культуре Европы существенных элементов еврейского и греческого мышления. Похоже, будто история Запада около тысячи лет простояла на месте, ожидая, пока север Европы с начала средневековья достигнет уровня развития средиземноморского мира. Когда духовное достояние Афин и Иерусалима стало доступным народам севера Европы и удовлетворило их духовный голод, начала разрушаться закостенела общественная структура, и снова наступил период бурного общественного и духовного развития.
Основами нового развития были католическая теология ХШ-Х1У века, идеи итальянского Возрождения - открытие индивида и природы, идеи гуманизма, естественного права и Реформации. Наиболее значительный и долговременный влияние на развитие Европы и всего мира, осуществила все же Реформация. Протестантизм и кальвинизм обратились к чисто патриархальному духу Ветхого Завета и устранили материнский принцип из своих религиозных представлений ". (Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистического психоанализу / / Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988 .- С.473).
• Прокомментировать тексты, высказать аргументы относительно наиболее убедительного видения указанной проблемы.
а) "Возрождение - это отклонение, которое должно пагубное влияние на развитие европейской культуры и искусства в дальнейшем. Возрождение обратилось к действительности низшего порядка - чисто человеческого, что потом назвали - гуманистического ... Началось заимствования молодой, выше возможностями культурой старых средств от мертвой культуры с целью высказать свое новое мироощущение, которое началось проявляться в готике. Духовный климат культуры под влияние Возрождения изменился настолько, что христианское мироощущение, связанное в вечностью, уже не имело решающего характера ". (В. Илья С Господом или без него? / / Литературная Украина. - 12 сентября 1991г.)
б) "Нерозкритисть антропологической истины в христианстве привели к появлению антропологии гуманистической, созданной своевольными начинаниями самого человека и была формальной реакцией против религиозного сознания средних веков ... Антропологическая сознание гуманизма зарождается в эпоху Возрождения и развивается в Новое время вплоть до ХХ, когда достигает своей вершины и выявляет свои пределы "(Н. Бердяев. Смысл творчества .- М., 1989 .- С.319).
• Осуществить культурологический анализ текста. Аргументировать свою точку зрения.
"Качественный перелом в развитии Европы, связанный с Возрождением и Реформацией, взаимодействием индивидуалистического рационализма и гуманистически-гедонистической установки Ренессанса, индивидуалистических религиозных поисков в Европе, в частности, севернее Альп, развитием быстрыми темпами предпринимательской деятельности в городах, достаточно самостоятельных в условиях расшатывания порядка феодализма, дискредитации католической церкви и слабости политических структур в становлении национальных государств. Реформация и утверждения (с последующим бурным развитием) капитализма тесно взаимосвязаны ... При этом Запад охватывает дух наживы, внешней экспансии, равнозначно направленных на природу с ее богатствами, на соседние народы и цивилизации ... "богоизбранных" западные христиане, особенно протестанты кальвинистского толка - предоставили себе право превращать все остальное человечество, планету по своему разумению, в собственных интересах. Благодаря этому в Новое время они бросили вызов всем другим цивилизациям мира ". (Ю. П. Пахомов, С. Б. Крымский, Ю. В. Павленко. Пути и перепутье современной цивилизации - М., 1998 .- С.106).
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, высказать собственную интерпретацию.
а) "Рядом с привычной верой в сверхъестественное человек 15 в. снова получает доверие к этому миру и к себе самой. Ее начинают тревожить Кстати, социальные ценности, люди, в частности - натура сама ... Чистое христианство исчерпало себя, отдав все, что могло, а Реформация не стремилась стать новой формуле средневекового христианства, оставаясь чем светским, сугубо современным ". (Ортега-и-Гассет. Человек в 15 веке / / Человек - 1992 .- № 2 .- С.33).
б) «15 в. наиболее сложное и загадочное во всей европейской истории, вплоть до наших дней. И это не случайность, перед нами - век исторической кризиса, единственной кризиса в полном смысле слова, которую только переживали новые народы Запада, рожденные кризисом еще более серейозною катастрофической, которая погубила античную культуру ... Человек 15 в. заблудилась в самой себе, то есть она выпала из одной системы верований и пока не утвердилась в другой. У нее не стало твердой почвы под ногами, на который она могла опереться и быть, ему не к чему прижаться, она осталась без родовой действительности ... Она еще верит в средневековый мир, то есть в сверхъестественный потусторонний мир Бога, но вера его - не живая вера. Его вера - то обыденное, инертное (разумеется, невозможно сказать, что она не была откровенной) ". (Ортега-и-Гассет. Человек в 15 веке / / Человек - 1992 .- № 3 .- С.33)
• Прокомментировать текст, аргументировать свой ответ по данной проблеме.
«Реформация, как в своем первоначальном пункте, так и в своих конечных результатах, вообще выводит за пределы религиозно-теологических задач. С трудностей, порожденных декларируемая реформаторами свобода воли, вырастает принцип интеллектуальной и моральной автономии; противоречий нового церковного идеала - идеал правового государства. В оболочке ожесточенных споров о таинствах и символы веры осуществляется переворот в нравственно-антропологической и социальной ориентации мышления, пожалуй самый решительный за всю полуторатысячелетнюю историю христианско-католической Европы. В горниле Реформации виковуються исходные установки ранне-буржуазной правосознания, идея отделения церкви от государства, новый взгляд на светскую назначения индивида и новая деловая этика, созвучна ранньобуржуазного частному предпринимательству ». (Э. Ю. Соловьев. Прошлое толкует нас. - М., 1991 .- С.41).
• Выяснить особенности процессов реформирования в Украине, осуществить сравнительный анализ текстов.
а) "По многим признакам можно судить, что в 14-15 вв. христианизация перестает быть поверхностной, проникает в глубины народного сознания, сливаясь с остатками языческих верований и обрядов. Церковь еще долго борется за "чистоту обряда" против колядок, но всю народную культуру с ее языческими элементами можно уже считать христианской. Это означало, что книжництву открыт путь к глубинам ". (М. В. Попович. Национальная культура и культура нации - М., 1991 .- С.43).
б) "В Украине в борьбе за очищение православие реформаторский призыв к возвращению церкви раннехристианских добродетелей совпадает с охраной традиций местной украинской церкви (в частности, соборности, участия в ней светских лиц и т.п.) и таким образом, убирает в рамках братств идеологической окраски борьбы за народность ... Защита родного языка шел на теоретическом уровне со ссылками на Библию. Идейно-теоретическое противоборство "мы-они" с утверждением нового национального благородно-буржуазного класса казачества вылилось в вооруженное противоборство за общенациональные интересы и завершилось победой ".
Контрольные вопросы
• Раскройте содержание понятия "Ренессанс". В чем заключаются особенности ренессансного типа культуры?
• На какие периоды делится культура итальянского Возрождения?
• Что такое "Северное Возрождение"?
• Что такое Реформация? Назовите ее основные направления.
• Что такое Контрреформация?
• Каковы главные философско-исторические идеи присущи идеологии европейской Реформации (М. Лютер, Д. Уиклиф, Т. Мюнцер и др.)?
• Какие философско-исторические идеи характерны для европейской Контрреформации (И. Лойола, Ф. Суарес, Тридентский собор 1545-1563 гг.)?
• В чем заключались особенности реформирования движений на украинских землях?
• Что является общим и отличным между Возрождением и Реформацией как культурными истоками современной западно-европейской цивилизации?
• Раскройте содержание понятия "протестантизм"?
• Какое влияние имел протестантизм, в частности Протестантская мораль в становлении личности Новой эпохи?
• Какие черты присущи староукраинском культуре барокко?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: