Модерн и Постмодерн в культуре


Цель: Знакомство с особенностями Модерна как социокультурного явления, осмысление причин упадка модернистского состояния духа и перехода к культуре постмодерна.
Задание для обсуждения в аудитории:
Просвещение как характеристика современной культуры. Проект модерна в европейской культуре (Ю. Хабермас).
Смена парадигм. Критика проекта модерна. Философские и культурные измерения постмодерна. Постмодерное понимание культуры (поставангард).
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.
• Выяснить содержание понятий "модерн" и "постмодерн". Что такое «" проект Модерна "?
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов.
а) "Культура, менталитет, жизненный мир модерна, как известно, сформировались под мощным влиянием трех грандиозных взаимосвязанных жизненных исторических процессов: Просвещения с его безграничной верой в разум, науку, технический прогресс; Французской революции с ее защитой прав свободных, равных, творческих индивидуальностей ; промышленной революции 18 в. с ее экспансией на грани надежд всех предыдущих эпох. Первый из названных процессов способствовал утверждению примата научного разума над религией, второй привел к доминированию идеи контрастности над чувством соборности, взаимозависимости, взаимосвязанности людей, третий закрепил приоритет промышленности, индустриализма над феодальным производством "(В. С. Лукьянец, О М. Соболь Философский постмодерн .- К., 1998.-с.207).
б) "Хотя наука обязана своим возникновением древним грекам, современная технология уходит своими корнями не так греческого рационализма, как иудео - христианской веры в Бога - Творца Вселенной. Только культура, основанная на вере в трансцендентного Бога могла демистифицировать природу, заставив ее служить интересам человека, только такая культура позволила развиться установкам, руководствуясь которыми цистерианского монахи начали в XII в. перекрывать плотинами реки, используя их энергию для сложных систем водяных мельниц, а позже Ф. Бэкон дошел до своего знаменитого "Знание - сила". Чтобы увидеть, что знание есть сила, нужна совершенно особая перспектива, в которой объект знания выступает как нечто сугубо инструментальное; перспектива, неизвестна всем другим культурам ". (Н. Лобковиц. Христианство и культура. Вопросы философии .- № 3 .- культуре С.71-72)
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, выяснить характерные признаки проекта модерна.
а) "На пороге цивилизации, в библейские времена, стратегия исторического развития может быть очерченного в виде юридического контракта человека и Бога: Человек обязуется выполнять завещание, а Бог сделал ее обладателем бытия, поставил человеческую деятельность во небесное благословение. Начиная с Французской революции конца 18 века, разрывается юридический договор с Богом, поскольку собственная воля человека была провозглашена абсолютным субъектом действия. Но следствием такой свободы стала общая (экономическая и социальная) кризис цивилизации на пороге III тысячелетия, когда произошел разрыв бытия и ума, и человек оказался перед хаосом стихийных последствий своей деятельности ". (Пахомов Ю.Н., Крымский С.Б., Павленко Ю. В. Пути и перепутье современной цивилизации.-К, 1998.-С.378).
б) "Проект модерна остался незавершенным. Согласно Лиотаром, он был просто уничтожен. Трагическое событие уничтожения проекта модерна Лиотар обозначает словом-символом "Освенцим". После этого события-преступления продолжение модерна стало невозможным, поскольку оно разрушило веру в гранднаративы просвещения ".
(Лукьянец В.С., Соболь А. М. Философский постмодерн - К., 1998 .- с.313).
• Обозначьте различия современной и постмодернистской моделей культуры.
а) "Переход от классики до авангарда, от академизма до модернизма можно аллегорически представить как смену" фаустовской души "культуры" леверкюнивською ". Фауст и Леверкюн и олицетворяют два этапа развития искусства и эстетической науки - классический и авангардистский. Как известно, "Фауст" Гете и "Доктор Фаустус" Т. Манна написаны во время расцвета каждого из этих состояний и символизируют единство философии, науки и искусства в духовной культуре, в менталитете своего времени. Если Фауст - это ученый, который ищет "божественную" истину, то Адриан Леверкюн, главный герой романа Т. Манна - это композитор, который создает "демоническую красоту". Леверкюн, по авторской характеристикой Манна, - "герой нашего времени", человек, несет в себе всю боль эпохи. ... "Мотив Леверкюна" - характерный для западной европейской культуры ХХ в. с ее декадентской, авангардистской, постмодернистской направленностью "(Личковах В. А. Леверкюнивська душа авангарда / / Философская и социологическая думка.-1992 .- № 2.-С.40-41).
б) "... На путях новой, ренессансной, гуманистической истории все уже исчерпан. Фауст на путях внешней бесконечности исчерпал свои силы, истощил свою духовную энергию. Ему остается движение к внутренней бесконечности. В одном своем аспекте Фауст вполне должен отдаться внешней материальной цивилизации, цивилизованному варварству. В другом своем аспекте он должен быть верным вечной духовной культуре ... Такая судьба Фастовского души, судьба европейской культуры ". (Бердяев Н. Предсмернтые мысли Фауста / / Литературная газета .- 1989 .- 22 марта .- С.15).
в) "Теперь на философской арене возникают и утверждаются самые различные версии культурного плюрализма и релятивизма. С момента возникновения нигилизма в истории европейской мысли почти все универсальные нормы традиционалистской морали подверглись отрицанию, а все типы априорных идей, которые могли бы способствовать формированию консенсуса между автономными культурными мирами, было отклонено как фикции.
Несмотря на это, сегодня не прекращаются серьезные попытки установить надежные универсальные основы для коммуникативного взаимопонимания между различными культурами ". (Mihayara G. Communicative Universals / / The Monist - 1995.-Vol.78 .- № 1 .- Р.32).
г) "Переход к постмодернистской культуры проявляет признаки смены парадигм, везде, во всей целостности культуры оказываются постмодерные черты. В обобщенном виде это изменение парадигмы можно обозначить так: господствующие в обществе технико-экономические теории и решения изменяются на решения, обусловленные культурой и ориентированы на контекст. Культура и принцип бережного отношения приобретают большее значение, чем ориентация чисто технического изготовления.
Культурное сознание настоящего времени представлена ??двумя основополагающими - модерн и постмодерн-моделями в культуре, науке, теории и культуре самости, теории общества, экономики и искусствах "(Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. .- М.: Республика, 1997 .- C.45).
• Осуществить сравнительный культурологический анализ текстов, высказать собственное мнение относительно указанных проблем.
а) "Опыт ХХ века засвидетельствовал крах тоталитарных идеологий и соответствующих режимов фашистского и коммунистического, но и проявил все более углубляющаяся кризис гуманистически-либеральных ценностей. Определенной альтернативой такого состояния (еще с мятежниками шансами на успех) можно рассматривать становления в ХХ в. персоналистической, религиозно-философского сознания, утверждающий самоценность человеческой личности как духовного, свободно-творческого начала. С особой силой это сознание в эпоху мировых войн и тоталитарных режимов первой половины ХХ в. осветили Н. А. Бердяев и Л. Шестов, М. Бубер и К. Ясперс, Г. Марсель и Э. Мунье) "(Ю. Н. Пахомов, С. В. Крымский, Ю. В. Павленко. Пути и перепутье современной цивилизации - М., 1998 .- С.147).
б) "Люди духа и интеллекта должны сознавать свою независимость и свободу, свою внутреннюю определенность, но и свою социальную миссию, свое призвание служить делу справедливости путем своей мысли и творчества. Будущее человечества зависит от того, смогут объединиться в мире движение духовный и движение социальный, будет связано образование более справедливых и человечных обществ с защитой духовных ценностей, с духовной свободой, с достоинством человека как духовного существа ". (Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира / / Новый мир .- 1990 .- № 1 .- С.231).
в) "Настоящее - не второй осевое время ... Оно является катастрофическое обеднение в области духовной жизни, человечности, любви и творческой энергии, и только одно - успехи науки, техники - действительно составляют его величие по сравнению со всем предшествующим периодом.
Если придет новый осевое время, то только в будущем, подобно тому, как первый осевое время наступило лишь после того, как были открыты основополагающие условия человеческой жизни, резко отделили человека от животного царства, только после прометеевской времени. Но этот новый осевой время, возможно, наступит, но проявится как единая универсальная действительность, которую мы даже представить себе не можем "(К. Ясперс. Смысл и назначение истории .- М., 1991 .- С.112, 114).
г) "Для такого необходимого нашему времени духовного clearini (очистки) понадобится новая аскеза ... Новая аскеза не будет аскетическим отрицанием мира ради блаженства на небесах, эта аскеза будет проявляться в самообладания и в правильном определении меры могущества и наслаждения ... Новая аскеза должна быть самопожертвованием. Самопожертвованием во имя того, что может мыслиться как высшая ценность. Этой высшей ценностью не могут быть ни государство, ни народ, ни класс, но и не собственное существование. Блаженны будут люди, для которых этот принцип может носить только имя того, кто сказал: "Я путь, я истина и я жизни". (Й.Хейзинга.Homo ludens В тени завтрашнего дня - М., 1992 .- С.363-364).
д) "Человек и есть ответ на вопрос об истине, но не весь ответ. Человек еще не есть истина, поскольку человек, на которую указывал Пилат, - это не только человек, как он есть, а воплощенный Бог. Проект культуры является не только истина, поскольку истина должна быть человечной и для человека. Проект культуры - это не только человек, поскольку, как она есть, сама по себе в образе человека еще недостаточна. Над человеком и его культурой есть правда, которая божественна. В пересечении поиска и совершенного человека - состоит проект культуры ". (Козловски П. Культура постмодерна - М., 1997 .- С.166).
Контрольные вопросы
• Какие основополагающие философско-исторические идеи присущи идеологии европейского Просвещения (Вольтер, И. Гердер, Ш. Монтескье, К. Гельвеций, Ж.-Ж.Руссо, Я. Козельский и др.).?
• Какими терминами в современной культурологии позначуються три главные стадии развития европейской культурного сознания, три духовных ситуации в истории Европы?
• Раскройте содержание понятий "модерн", "модернизм", "авангард", "постмодернизм".
• Какие характерные черты присущи духовной ситуации модерна?
• Что такое "проект модерна"?
• Тождественные понятия "проект модерна" и "Просвещение"?
• Что такое "романтическая сознание"?
• "Пессимизм" А. Шопенгауэра и "нигилизм" Ф. Ницше, в чем разница?
• Что Вы можете рассказать об украинском национальном возрождении первой половины Х1Х века?
• Раскройте культурологический смысл понятия "украинизация" и что отражается термином "расстрелянном возрождении?
• Что означает термин "постмодернистская культура"?
• Какие Вы видите проблемы и перспективы развития современной украинской культуры?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: