Особенности эстетического освоения мира человеком


Цель: Знакомство с концептуальным содержанием интерпретаций феномена эстетического.
Задание для обсуждения в аудитории:
Феномен эстетического: эстетическая деятельность и эстетическое сознание.
Структура эстетического сознания: эстетическое чутье, эстетический вкус, эстетический идеал.
Эстетическое и художественное.
Прекрасное и эстетический идеал. Представления о прекрасном в истории эстетики и современный кризис идеалов.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Выяснить смысл понятия "эстетическое чувство". Если непосредственное всегда дается чувственным способом и, наоборот, любое чувство есть всегда непосредственным, то порождением какого именно степени непосредственности является эстетическое чувство?
• Выяснить различие между понятиями "эстетическое" и "утилитарное", в чем причина смешения этих понятий?
• Проанализировать значение древнегреческих терминов и выяснить, почему понятие "прекрасное" в античности ассоциировалось с понятиями "гармония", "мера", "симметрия", "пропорция", "соразмерность".
• Выяснить изменения в понимании прекрасного античными художниками через интерпретацию следующих высказываний: "В Гомера нет непрекрасних вещей, Это первый и основной факт для Гомера ..." (Лосев А.Ф, Шестаков В. П. История эстетических категорий .- М. , 1965 .- С. 114); "Прекрасным Гомер считает прежде всего то, что соответствует традиции, общепризнанным порядкам, старинным обычаям и нравам героического века" (Там же, с. 115); "... у Эсхила, Софокла и Еврипида намечается рост следующей тенденции в понимании прекрасного: прекрасное оценивается сначала как внешняя особенность вещей, т.е. эпически, лирически или лиро-эпически, затем прекрасное начинает объединяться с нравственным, и в дальнейшем первое и второе совершенно пронизывают равно одно; далее замечаем конфликт между прекрасным и моральным ... "(Там же, с. 131)
• Осуществить сравнительный анализ текстов, выяснить соотношение понятий "красота", "прекрасное", "идеал". Красота - спасение или жажда едемичного состояния? Может красота спасти мир? Высказать свои соображения относительно следующих текстов.
а) "Слушая" Реквием "Моцарта, несмотря на" Крест на горе "Гаспара Давида Фридриха, мы чувствуем ужас: эти произведения словно испытывают нас, вселяют нам тревогу, причиняет. "Красота, - справедливо отмечал Достоевский в" Братьях Карамазовых ", - это вещь ужасная и жуткая. Она ужасна, потому что от нее некуда деться и нельзя определить ее, ведь Бог создал лишь загадки ".
Именно этот "ужас перед прекрасным" - пользуясь выражением К.-Л. Кретьена - эстетика часто предпочитает забыть, убегая в изящное и возвышенное или, скрывая то, что ее смущает. Не вдаваясь в любого, налезет вкусовых предпочтений, к любому изучения условий, позволяющих сформировать эстетическую оценку, Кретьен отсылает нас к этому испытанию, которое является надломом, к этой радости, страшит и ужасает ... Скажем, Платон описывает нам в "Федре" это испытание человека Красотой, которая внушает ужас любому, кто ее созерцает, тот, кто видит красоту, дрожит от страха, ибо она является лицом Бытия, она предвещает невыносимо, она - лицо вашей судьбы. " Надо, - говорит нам Ж.-Л. Кретьен, - преодолеть эстетику, чтобы осмыслить красоту, если она является лицом самого Бытия. Вопросы, которые она перед нами ставит, - это вопрос не частичные, они затрагивают все естество человека и все дороги, на которых она может либо погибнуть, либо найти себе ... Тем временем самодостаточная красота зовет нас и налагает на нас обязанность, от которого следует сделать, ответить на ее зов ... Этот ответ не должна входить в эстетическую оценку ". Кретьен противопоставляет божественную радость, вылепленную из полноты, нашей собственной радости, пронизанной болью, ужасом и тревогой "" (Рюс Ж. Продвижение современных идей. - М.: Основы, 1998 .- С. 585-586).
б) "Радость Бога перед творением, о которой повествует нам Книга Бытия, не может быть нашей радостью. Когда Бог видит, что это хорошо, это видение подтверждает, что действительно, состоялся акт творения, поскольку Бог может направить свой взгляд на нечто такое, что теперь отличается от Него самого, и Он любуется добротой, которую Он действительно дал своему творению и постоянно ее ему дает. Но эта доброта пришла от Него, поэтому от Него не может спрятаться ни один ее аспект, Он одновременно и передает ее, и поддерживает, это Его славу выражает она во всей ее завершенности, и радость от созерцания своего творения совпадает с радостью творить, радостью, которая не присуща Богу, а есть Им самим. Наша собственная радость от созерцания мира, по сравнению с радостью божественной, пронизанная болью и насыщенная страхом, потому что она вбрасывает нас в самое средоточие того, что есть гораздо объемнее за наше бытие, наши деяния и наши возможности, а этот избыток, в свою очередь , сочетается с Богом, который усеосяжниший бесконечно. Где были мы, когда Бог создал землю? Наше удивление - это одновременно откровение нашей слабости, которого сами мы никогда не достигли бы. Избыток, который нас окутывает, излучается не с нас, мы сами являемся частью этого излучения. Какой бы острой была наша радость, каким бы живым было наше удивление, они никогда не могут сформировать адекватную и гармоничную ответ на то, что нас славе, и на то, что нас удивляет. Наша радость не открывает нам какие наши ошибки, он сам ошибается. Никогда наша радость перед красотой не будет такой же красивой, как сама красота. Это даль, которая к нам приближается, и наша радость перед ее близостью, или, скорее, в его близости, не принадлежит нам в той же степени, в которой мы не принадлежим ей - радости, которая открывает нас от нас самих и от нашего стерильного удовлетворения , чтобы приобщить нас к страданиям оплодотворяемости "(Жан-Луи Кретьен." Кошмар перед прекрасным "(Jean-Louis CHRETIEN ...» L'Еffroi du beau »Ed du Cerf, 1987, pp.25 sq.-Рюс Ж. Продвижение современных идей - М.: Основы, 1998. -586-587).
• Осуществить интерпретацию следующего текста: "Различались и различаются три высших виды ценностей: добро, красота и истина. Назвал, уже в одном ряду, Платон (Phaedrus, 246 Е), и с тех пор они жили в европейской мысли, Такой набор часто выступал в средневековье в латинском формулировке: bonum, pulerum, verum, разве, что их немного другое квалифицированно - не как три стоимости, а как три "трансенденталии", или высшие типы умозаключений. Как главные стоимости они снова упоминаются за близких к нам времен, в частности, в писаниях французского философа первой половины Х1Х века Виктора Кузена. Запомним: прекрасное в культуре Запада давно считается одной из трех высших ценностей "(Татаркевич В. История шести понятий: Искусство, прекрасное, форма, творчество, видтворництво, эстетическое переживание - М.: Юниверс, 2001 .- С. 7. ).
• Можете ли Вы дать однозначный ответ на простой Сократове вопрос, приводит Платон в своем диалоге "Гиппий больший": "Что такое прекрасное?
• Осуществить интерпретацию текста: "Понятие идеала прекрасного принадлежит прошлому, и история этой бывшей ценности, дискредитирована всеми академизмом и отвергнута всеми новейшими направлениями искусства, вызывает лишь ретроспективный интерес. Кто смог бы сегодня, не рискуя выставить себя на посмешище, предложить объективное, каноническое, авторитетное определение искусства? Что с нашей стороны - лень или ясность мысли? ... К тому же, лишенные определенного критерия и четких правил, мы балансируем между историзованим подходом, когда "интересным" и стоящим сохранения объявляется каждый произведение и даже каждая вещь из прошлого, и подходом естетизованих, что видит во всем новом - только потому, что оно новое, - полное опровержение всего вчерашнего искусства и единственный путь в будущее ... Современный человек, не имеет мужества признать себя тупым мещанином, охотно увлекается творениями прошлого, ибо они связаны с историей, и с революционными творениями, ибо они претендуют на открытие будущего. История искусства модернизма характеризуется целым рядом скандалов, в целом очень быстро переводят в разряд славных событий, от Мане до поп-арта. Мы отказались от Идеи вневременного прекрасного и стали основывать свои оценки на почти полностью подвластном времени критерии: прекрасное прежде всего то, что было темой недавнего скандала. Лишь настоящее - другими словами, совсем недавнее прошлое, вчерашний авангард, вчерашняя мода, которая распространялась на весь мир, - может быть объектом решительного осуждения. Это прошлое-настоящее является гадким, конвенционный или - наивысшая образа - "академическим". Таким образом, в отчаянии перед нашествием исторических фактов и оглушенные рапсодию новых мод, мы, в своей шизофрении, могут присоединиться к традиции, достаточно сильной, чтобы дала нам возможность одновременно оценивать и факты прошлого, и непрерывные новации. Отвергая байретського Вагнера и, рекламируя "Большое современное искусство", Ницше прежде дал пророческий диагноз заболевания, от которого страдает наша эпоха, где снобистское увлечение всем новым, "истошно погоня за модерном" (Жан Клер) заключили тайное союз с непременным культом древнего ". (Жан Лакост "Идея Прекрасного" / Jean LACOSTE «L 'idee de Beau«, Bordas, pp 3 sq). / / Рюс Ж. Продвижение современных идей. - К.: Основы, 1988. - С. 579 - 580.)
• Проанализировать на конкретных примерах смену представлений об идеале человеческой красоты в определенные исторические периоды.
• Аргументировать (в письменной форме) вашу положительную или отрицательную оценку конкретного художественного произведения.
Контрольные вопросы
• Какие существуют в истории философско-эстетической мысли интерпретации эстетического?
• О каких разновидности эстетического Вы можете рассказать?
• В чем заключается образность эстетического отношения? Ли образность характеристикой, присущей только искусству?
• Какую роль играют в становлении эстетического чутья цвет, звук, форма?
• Какие формы эстетического сознания Вы знаете?
• Согласны ли Вы с утверждением, что о вкусах не спорят? Аргументируйте свою точку зрения.
• Проанализируйте понятие "суждение", "вкус", "оценка", "мера".
• Как соотносятся эстетический и художественный вкусы?
• Что такое эстетический идеал? Как возникает представление об идеале в каждую конкретную эпоху? Может конкретный человек восприниматься как выразитель определенного идеала?
• Что для Вас значит "красивая вещь"?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: