Трагическое и комическое


Цель: Знакомство с концептуальным содержанием эстетических категорий трагического и комического.
Задание для обсуждения в аудитории:
Происхождение и сущность категории трагического.
Парадигмы трагического в европейской философии и эстетике.
Происхождение и сущность категории комического. Комическое в искусстве и формы его выражения (сатира, юмор, ирония, сарказм).
Трагическое и комическое в жизни, современном искусстве. Ирония как способ человеческого существования.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Раскрыть содержание понятий "прекрасное", "безобразное", "трагическое" и "комическое", привести примеры основных интерпретаций в истории философско-эстетической мысли.
• Выяснить особенности трагического как онтологического феномена, определить его разновидности.
• Дать определение трагедии как художественного жанра, объяснить различия между античной трагедией и трагедией немецкого романтизма.
• Описать творческий портрет выдающихся древнегреческих трагиков (на выбор студента)
• Обозначить различия между трагедией и драмой, привести примеры.
• В чем заключается новизна толкование Ницше категории "трагического"?
• Раскрыть особенности комического как эстетической категории.
• Дать характеристику разновидностей комического.
• Раскрыть содержание понятий "комическое", "смешное", выявить соотношение между ними.
• Прокомментировать мифологические источники, в которых сообщается о трагические и комические измерения существования человека.
• Согласны ли Вы с тем, что трагедия является большим открытием античности и, в частности, переходным звеном от Мифа к Логосу? Аргументируйте свой ответ.
• Прокомментировать текст под углом зрения соотношения категорий прекрасного и безобразного, трагического и комического.
"На этот кризис Идеала Прекрасного накладывается кризис смысла, которая захватывает в свою орбиту часть современной эстетики ... Здесь следует отметить, что сейчас нигилизм экспериментирует в лоне эстетического мышления, которое ставит диагноз крушению современных основ ... Действительно, в театре Беккет выводит на сцену безумия , нонсенс. Когда появляются эти персонажи, погруженные в мусорные ящики ("Конец гулянки") или заживо закопаны ("О, прекрасные дни!"), То перед нами мусорные ящики смысла, которые выставил модернизм. Пьесы ирландского драматурга - это идеальный текст для иллюстрации того кризиса смысла, которая является предметом мысли. Слепые, парализованные, уже почти растворены в материи, увлеченные процессом распада, который следует остановить, сведены до состояния личинок, разве Беккетом персонажи не является самым отрицанием смысла, объектом эстетического толкование, пытается расшифровать новейшую современность? Вот, что говорит нам Нэл из своего мусорного ящика: "Нет ничего смешнее, чем бедствие (...) Да, так это комично штука в мире. И сначала мы смеемся по этому от души. Но это всегда одно и то же. Да, это как интересная история, которую нам слишком часто рассказывают, она каждый раз нравится нам, но мы уже не смеемся, слушая ее "... Беккет показывает нам распад своих персонажей, захваченных непрерывным процессом разрушения. И действительно, разве современное искусство не свидетельствует о триумфе бессмыслица, нонсенса или, по крайней мере, разве оно не заставляет нас сомневаться в реальности смысла? "(Рюс Ж. Продвижение современных идей - К.: Основы, 1988 .- С. 580-581).
• Учитывая природы и функций смеха прокомментировать следующее высказывание: "Малейшая косность характера, духа или даже тела будет подозрительным для общества, потому что это - возможный признак деятельности, замирает, а также активности, которая отделяется, которая стремится отдалиться от общего центра, к которому тяготеет общество ... Смех должен быть разновидностью общественного жеста. За опасений, которые он провоцирует, он замедляет центробижнисть ... Смех, таким образом не относится к чистой эстетики, поскольку преследует (подсознательно и даже не морально в большинстве отдельных случаев) цель, полезную для общего совершенствования "(Бергсон А. Смех.-К. : Дух и Литера, 1994 .- С. 28-29).
• Проанализировать специфику проявления трагического и комического в разных видах искусства (литература, театр, кино, музыка).
• Подготовить творческие портреты выдающихся художников, работавших в жанре трагедии и комедии (по собственному выбору).
• Написать рецензию на художественное произведение трагедийного или комедийного жанра (на выбор студента).
Контрольные вопросы
• В чем заключаются особенности эстетических категорий?
• Какие Вам известны эстетические категории?
• Какие существуют в истории философско-эстетической мысли интерпретации трагического?
• Какие виды трагического Вы знаете?
• Что такое трагедия и как ее можно определить?
• Существует взаимосвязь трагического и комического?
• В чем разница между античной трагедией и трагедией немецкого романтизма?
• В чем разница между трагедией и драмой?
• Какие особенности комического как эстетической категории?
• Кого считают основателем древнегреческой комедии?
• Назовите имена выдающихся древнегреческих трагиков?
• В чем заключается новизна толкование Ницше категории "трагического"?
• Какие черты присущи комическом?
• Какие Вам известны разновидности комического?
• Как соотносятся понятия "комическое" и "смешное"?
• Почему ирония и скептицизм являются характерными чертами культуры постмодерна?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: