Видовая специфика искусства


Цель: Знакомство с видовыми и жанровыми особенностями искусства.
Задание для обсуждения в аудитории:
Генезис и исторические закономерности развития искусства.
Виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, хореография, литература, театр, кинематограф.
Экранные искусства: особенности и статус в современной культуре.
Искусство в современной культуре Украины.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Выяснить смысл понятия "искусство" и его отличительные черты.
• Познакомиться с трудом В. Татаркевич "История шести понятий: Искусство, прекрасное, форма, творчество, видтворництво, эстетическое переживание", в частности, осуществить реферирование текста П раздела "Искусство: история классификации".
• Проанализировать содержание понятий: виды, роды, жанры искусства.
• Осуществить сравнительный анализ текстов.
а) "Вспомним, что Кандинский проповедовал нефигуративной живописи, а в своем эссе" О духовном в искусстве "(1910 г.) писал о том, что искусству внутрь присуща потребность в духовности, в результате чего оно должно передавать внутреннее содержание. Разве искусство - это не язык абсолютного? Краски, формы, разнообразная графика, геометрические композиции, мотивы и т.д. отсылают нас к "Сюрреальные", к "вечной", как утверждает Мишель Анри. Очевидно, что для Кандинского существуют мистические основы искусства, которые не могут оставить равнодушным философа. Как и в поэзии Бодлера, в живописи Кандинского взаимодействуют различные цвета и символы, знаки вечности, которую расшифровывает большое искусство, которое выводит на поверхность глубоко бытия реальности ". (Рюс Ж. Поступ современных идей - К.: Основы, 1998 .- 593-594).
б) "В этом невесомом среде, где вес исчезает, где формы блуждают, очищенные от субстанции, тела сотканы из света - тела самой жизни. Это органические формы с ясным и холодным хроматизм, похожие на определенные виды инфузорий, на фрагменты насекомых, на узоры листьев - существа иного мира, иной природы, открывающие нам природу всякой природы, всякого возможного мира, а значит, и нашего. Мы смотрим на иероглифы невидимого - окаменевшие, неподвижно застывшие или такие, которые медленно вращаются в глубине ночного неба. Мы на них смотрим: силы, которые дремали в нас и ждали своего часа на протяжении тысячелетий, ждали от истока мира - упорно, терпеливо, силы, взрывающиеся бурным разнообразием и ослепительным сиянием цветов, силы, которые разворачивают пространство и порождают формы миров, силы космоса - своего радения и не отпускают, и не унимаются. - Ибо и они не надеялись, что можно достичь "такого счастья". Искусство - это воскресение жизни вечной ". (Мишель Анри. "Видеть невидимое" / Мichel Henri. Voir l'invisible, Ed. Francois Bourin, 1988, p.244 /-Рюс Ж. Продвижение современных идей - К.: Основы, 1998.-С.594) .
• Осуществить интерпретацию текста и высказать собственную точку зрения. "На кризис смысла накладывается кризис творчества (de luvre), глубоко обозначила 70-е годы. Что мы понимаем под словом "творчество"? Совокупность произведений литературного, художественного или иного аналогичного характера, которую мы созерцаем, форму, созданную усилиями человека, воспринимаемого в эстетическом плане. Творчество, как и автор, сейчас переживает тяжелые времена. В своем труде "Эстетика и философия" (1976 г.) Микель Дюфрен, опубликовавший 1953 г. "Феноменологию эстетического опыта", пишет о том, что наша новейшая современность отвергает творчество; исследуя теории, которыми изобилуют современные размышления об искусстве, он обращает наше внимание на пренебрежение творчества, пишет о том, что ее хотят заменить чем-то случайным, перебижним, пышной. мгновенным. В процессе этого распада событие утверждает свое превосходство над объектом созданным, унифицированным и завершенным, над творчеством.
"Все, что есть найпровокативнишого в современном искусстве, - пишет Дюфрен, - по нашему мнению, объединяется под знаменем не-искусства. Не-искусство означает не только отказ предоставить искусству отдельный статус (...) Это означает также отказ производить произведения, то есть объекты полные, завершены, которые занимают определенное место в поле присутствия. Объекты, изготовленные попало, граффити, парафразы, рваные картины, музыка, которая распадается на отдельные дисгармоничные звуки, стихи, сведены к фонем, деконструйовани тексты - можно привести множество примеров этого отказа ". Здесь тоже речь идет о кризисе модернизма: когда черновике, эскизов, почему незавершенном, роману, который написан в умышленное небрежном и поспешно стиле, неоформленном впечатлению предпочитают произведением завершенным, отшлифованным и досконально построенным, организованным вокруг четко обдуманного плана.
Здесь мы снова имеем дело с крахом старых устоявшихся истин, будто искусство, прибегая ко всем этим изысков, само себе провозглашает смертный приговор. Таким образом писана продукция оказывается вне книгой ", а искусство предстает перед нами в виде не-искусства. Творчество умирает и на смену ей приходят событие, игра, мимолетное мерцания. Разбитая, разрушена, творчество погибает вместе с автором, чей скин нам уже был предсказал Мишель Фуко ". (Рюс Ж. Продвижение современных идей - К.: Основы, 1998 .- С. 583-584).
• Выяснить содержание понятий: "искусство элитарное" и "искусство массовое".
• Подумать над вопросом "Что такое телевидение: вид искусства или средство массовой коммуникации? Аргументировать свою точку зрения.
• Прокомментировать высказывания Х. Ортеги-и-Гассета: "Порой говорят о вечности произведений искусства. Если этим хотят сказать, что процесс их создания и наслаждение от них включает в себя стремление их, довичности, то нечего то мешать. Но дело в том, что произведение искусства стареет и разлагается прежде всего как эстетическая реальность, а не материальная реальность ... Если бы суть художественного произведения, скажем, картины, была лишь в изображенном на полотне, то он, возможно, стал бы пожизненным, хотя нельзя быть определенным в его материальной сохранности. Но дело в том, что картина не ограничивается рамке. Да даже из целостного организма картины на холсте содержится только его малая часть. То же можно сказать и о поэзии ... "(Ортега-и-Гассет Х. Искусство в настоящем и будущем / / Ортега-и-Гассет Х. Избранные произведения.-Киев, 1994.-с.306-3140) Согласны Вы с тем, что со временем произведение искусства "раскладывается" как эстетическая реальность? Аргументируйте свой ответ.
• Прокомментировать текст, высказать собственное мнение. К. Леви-Стросс понимает искусство как средство изучения окружающей реальности, гид, открывающий для нас окружающий мир, средство обучения, посредник. "Итак, каким бы глубоким был наш восторг перед творчеством импрессионистов, я думаю, мы нисколько их не обидим, если скажем: это живопись общества, доходящее того понимания, что ему придется отказаться от многих вещей, на которые предыдущие эпохи еще имели право , и это благоустройству, этот подъем к высшей малярного ранга пригородных пейзажей объясняется, возможно, и тем, что они также очень хорошие, о чем раньше люди не догадывались, но прежде всего тем, что грандиозные пейзажи, которые вдохновляли Пуссена, становятся все меньше и меньше доступны для человека Х1Х века. Вскоре их вообще не станет. Цивилизация понемногу уничтожает их повсюду, и человек должен научиться довольствоваться скромными радостями. ... Это знак того, что мир меняется, и мне кажется, что переворот, который мы наблюдали с появлением импрессионизма, когда мы принялись сравнивать его с предыдущими формами, снова повторился, когда возник кубизм, стал учить людей жить в добром согласии уже не с маленькими пригородными видами (так в то время Монмартр уже ощетинился многоквартирными и многоэтажными домами, на которые противно было смотреть), а с изделиями человеческой индустрии. Мир, в котором приходится жить человеку ХХ века, уже не имеет тех маленьких природных жемчужин, относительно защищенных, которые были так дороги Сислей или Писары. Это мир, заполненному культурой и изделиями культуры, порождает искусство, которое ищет в выработанных объектах главные темы своего вдохновения ". (Рюс Ж. Продвижение современных идей - К.: Основы, 1998 .- С. 589-590).
• Осуществить интерпретацию текста: "Кроме того, как нам не подчеркнуть родство эстетического и научного поиска? Как не установить параллель между эволюцией искусства и эстетики и развитием математики или даже физики? Действительно, искусство, как и математика, постепенно превращается в все абстрактнее и абстрактнее язык, направляя свое внимание больше на структуры, чем на сами объекты. Этот феномен особенно бросается в глаза, когда мы смотрим на картину Кандинского, но это родство можно обнаружить и в музыке. и в скульптуре, даже в архитектуре - число примеров можно многократно усугубить. Имеет свои аналогии искусство и с проблемами, которые возникают при анализе языка. В искусстве, как и в науке, мы наблюдаем одинаковый интерес к сложному, нерегулярного, случайного т.д. Например, вследствие исчезновения понятия произведения как упорядоченной совокупности сферу искусства заполонила неустроенность. Эти перемены в искусстве и в эстетике состоялись (прежде всего в том, что касается абстракции) одновременно с аналогичными переменами в математике, хотя действующие лица, возможно, этого и не осознавали: следовательно, здесь мы обнаруживаем одно движение, которое исходит из глубин и мысли, и культуры. Наука и искусство взаимосвязаны, у них одни заботы и одни тревоги, и они проявляют одинаковую силу духа "(Рюс Ж. Продвижение современных идей - К.: Основы, 1998 .- С.595).
• Выяснить причины и особенности проявления синтеза видов искусства в современных формах культуры.
• Подготовить творческие портреты выдающихся художников разных исторических периодов (на выбор студента).
• Проанализировать любимый художественное произведение современного искусства.
Контрольные вопросы
• Что такое искусство?
• Почему появляется искусство?
• На основе каких критериев осуществляется классификация искусств на роды, виды, жанры?
• Какие виды искусств считают фундаментом классической художественно-видовой структуры?
• Какие роды и жанры кино Вы знаете?
• В чем специфика искусства хореографии?
• Согласны ли Вы с мнением о музыке как наиболее абстрактный вид искусства? Аргументируйте свою точку зрения.
• Какие основные роды и жанры музыки Вы знаете?
• В чем специфика живописи как вида искусств?
• Какие роды и жанры скульптурного искусства Вам известны?
• Какие основные роды литературы Вы знаете?
• Что такое экранные искусства?
• Что такое архитектурный стиль? Назовите основные архитектурные стили.
• Обозначьте эстетические принципы видообразования в современном искусстве


Предыдущие материалы: Следующие материалы: