Эстетика авангарда


Цель: Знакомство с характерными особенностями эстетики авангарда как социокультурного феномена.
Задание для обсуждения в аудитории:
Понятие "авангард" и феномен авангарда в художественной культуре и эстетике XX в. Проблематизация художественным авангардом традиционных норм и ценностей эстетики.
Внутренняя смысловая структура авангардистского искусства.
Авангардизм и постмодернизм. Полистилистики постмодернизма.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Выяснить содержание понятий "модерн", "модернизм", "авангард", "постмодернизм".
• Проанализировать текст, высказать собственную точку зрения по данной проблеме.
"Эра массовой культуры наступает тогда, когда массовое общество захватывает объекты культуры, и ее опасность заключается в том, что жизненный процесс общества (что, как и все биологические процессы, жадностью втягивает все доступное в свой метаболический цикл) буквально потребляет объекты культуры, съедает их и разрушает. Разумеется, я не имею в виду массовые издания. Когда книги или картины выбрасываются на рынок по низким ценам и распродаются в большом количестве, это не отражается на природе объектов, о которых идет речь. Но их природа испытывает влияние, когда эти объекты сами меняются, - переписываются, сокращаются, адаптируются, сводятся на уровень китча в репродукциях или в сценариях для кино. Это не означает, что культура становится доступной для масс, а то, что культура разрушается, чтобы стать пригодной для развлечений. Результатом этого является не распад, а загнивания, и те, кто активно способствует этому, - это не композиторы из Tin Pan Alley, а особый вид интеллектуалов, часто хорошо начитанных и хорошо информированных, чья единственная функция - подбирать, распространять и изменять объекты культуры, чтобы убедить массы, "Гамлет" может развлекать так же, как и "Моя прекрасная леди", и при том еще и послужить делу образования ...
Культура относится к объектам и является феноменом мира; развлечения принадлежат людям и является феноменом жизни. Объект культуры являются им в той степени, в которую он долговечен, его долговечность полностью противоположная функциональности, является свойством, снова и снова вызывает исчезновение объекта с феноменального мира, когда он используется и становится полностью изношенным. Большим пользователем и потребителем объекта жизнь общества в целом. Жизнь индифферентно к вещественного наполнения объекта; ... Культура оказывается в опасности, когда все жизненные объекты и вещи, произведенные теперь или в прошлом, рассматриваются как сугубо функциональные с точки зрения жизненных интересов общества, словно они существуют только для удовлетворения потребностей, и при такой функционализации почти нет смысла ставить вопрос, какого порядка эта потребность - низшего или высшего. Что искусство должно быть функциональным, что соборы удовлетворяют религиозные потребности общества, что картина рождается из потребности самовыражения индивидуального художника, а смотрят на нее из желания самовдосконалитися, - все эти понятия настолько не связаны с искусством и в историческом плане являются новыми, возникает соблазн просто пренебречь их как новейшие предрассудки. Соборы были построены ad majorem gloriam Dei (во славу Господа), и хотя они как здания, конечно же, используются для нужд общины, их изысканная красота никогда не может быть объяснена этими потребностями, что с таким же успехом могут быть удовлетворены в любой котором непритязательному помещении. Их красота выходит за пределы всяких потребностей, и она позволила им существовать столетиями; но тогда как красота, красота храмов, как и красота любого светского дома, выходит за пределы потребностей и функций, она никогда не выходит за пределы мира, даже если содержание выполненной работы является религиозным. Наоборот, именно красота религиозного искусства превращает религиозный и потусторонний смысл и сущность на ощутимую материальную действительность; в этом смысле все искусство является секулярным, а особенностью религиозного искусства является лишь то, что оно "секуляризуе" - материализует и трансформирует в "объективное", ощутимое, светское по своему характеру, - то, что существовало до сих пор за пределами мира, причем не важно, или, следуя традиционной религии, мы отводим этом "за пределами" место в загробном будущем, идем по современным пояснениями и локализуем его в самых глубоких уголках человеческого сердца ". (Арендт Х. Между прошлым и будущим / Пер с англ. - М.: Дух и Литера, 2002 .- С. 216-217).
• Насколько влияют на современное искусство философские концепции З. Фрейда, К. Г. Юнга, С. Грофа, Ж. Деррида, Ж. Лакана и др.?
• Осуществить сравнительный анализ текстов, высказать собственное интерпретация указанных проблем.
а) "Переход от классики до авангарда, от академизма до модернизма можно аллегорически представить как смену" фаустовской души "культуры" леверкюнивською ". Фауст и Леверкюн и олицетворяют два этапа развития искусства и эстетической науки - классический и авангардистский, как известно, "Фауст" Гете и "Доктор Фаустус" Т. Манна написаны во время расцвета каждого из этих состояний и символизируют единство философии, науки и искусства в духовной культуре, в менталитете своего времени. Если Фауст - это ученый, который ищет "божественную истину", то Адриан Леверкюн, главный герой романа Т. Манна - это композитор, который создает "демоническую красоту". Леверкюн, по авторской характеристикой Манна - "герой нашего времени", человек, несет в себе боль эпохи ... "Мотив Леверкюна" - характерный для западной европейской культуры ХХ в. с ее декадентской, авангардистской, постмодернистской направленностью ". (Личковах В. А. Леверкюнивська душа авангарда / / Философская и социологическая мысль. -1992 .- № 2 .- С. 40-41.)
б )"... На путях новой, ренессансной, гуманистической истории все уже исчерпан. Фауст на путях внешней бесконечности исчерпал свои силы, истощил свою духовную энергию. Ему остается движение к внутренней бесконечности. В одном своем аспекте Фауст вполне должен отдаться внешней материальной цивилизации, цивилизованному варварству. В другом своем аспекте он должен быть верным вечной духовной культуре ... Такая судьба Фастовского души, судьба европейской культуры ". (Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста / / Литературная газета .- 1989 .- 22 марта .- С. 15).
в) "На этот кризис Идеала Прекрасного накладывается кризис смысла, которая захватывает в свою орбиту часть современной эстетики ... Здесь следует отметить, что сейчас нигилизм экспериментирует в лоне эстетического мышления, которое ставит диагноз крушению современных основ ... Действительно, в театре Беккет выводит на сцену бессмыслица, нонсенс. Когда появляются эти персонажи, погруженные в мусорные ящики ("Конец гулянки") или заживо закопаны ("О, прекрасные дни!"), То перед нами мусорные ящики смысла, которые выставил модернизм. Пьесы ирландского драматурга - это идеальный текст для иллюстрации того кризиса смысла, которая является предметом мысли. Слепые, парализованные, уже почти растворены в материи, увлеченные процессом распада, который следует остановить, сведены до состояния личинок, разве Беккетом персонажи не является самым отрицанием смысла, объектом эстетического толкование, пытается расшифровать новейшую современность? Вот, что говорит нам Нэл из своего мусорного ящика: "Нет ничего смешнее, чем бедствие (...) Да, так это комично штука в мире. И сначала мы смеемся по этому от души. Но это всегда одно и то же. Да, это как интересная история, которую нам слишком часто рассказывают, она каждый раз нравится нам, но мы уже не смеемся, слушая ее "... Беккет показывает нам распад своих персонажей, захваченных непрерывным процессом разрушения. И действительно, разве современное искусство не свидетельствует о триумфе бессмыслица, нонсенса или, по крайней мере, разве оно не заставляет нас сомневаться в реальности смысла? ". (Рюс Ж. Продвижение современных идей - К.: Основы, 1988 .- С. 580-581).
• Осуществить интерпретацию текстов: а) "Понятие идеала прекрасного принадлежит прошлому, и история этой бывшей ценности, дискредитирована всеми академизмом и отвергнута всеми новейшими направлениями искусства, вызывает лишь ретроспективный интерес. Кто смог бы сегодня, не рискуя выставить себя на посмешище, предложить объективное, каноническое, авторитетное определение искусства? Что с нашей стороны - лень или ясность мысли? ... К тому же, лишенные определенного критерия и четких правил, мы балансируем между историзованим подходом, когда "интересным" и стоящим сохранения объявляется каждый произведение и даже каждая вещь из прошлого, и подходом естетизованих, что видит во всем новом - только потому, что оно новое, - полное опровержение всего вчерашнего искусства и единственный путь в будущее ... Современный человек, не имеет мужества признать себя тупым мещанином, охотно увлекается творениями прошлого, ибо они связаны с историей, и с революционными творениями, ибо они претендуют на открытие будущего. История искусства модернизма характеризуется целым рядом скандалов, в целом очень быстро переводят в разряд славных событий, от Мане до поп-арта. Мы отказались от Идеи вневременного прекрасного и стали основывать свои оценки на почти полностью подвластном времени критерии: прекрасное прежде всего то, что было темой недавнего скандала. Лишь настоящее - другими словами, совсем недавнее прошлое, вчерашний авангард, вчерашняя мода, которая распространялась на весь мир, - может быть объектом решительного осуждения. Это прошлое-настоящее является гадким, конвенционный или - наивысшая образа - "академическим". Таким образом, в отчаянии перед нашествием исторических фактов и оглушенные рапсодию новых мод, мы, в своей шизофрении, могут присоединиться к традиции, достаточно сильной, чтобы дала нам возможность одновременно оценивать и факты прошлого, и непрерывные новации. Отвергая байретського Вагнера и, рекламируя "Большое современное искусство", Ницше прежде дал пророческий диагноз заболевания, от которого страдает наша эпоха, где снобистское увлечение всем новым, "истошно погоня за модерном" (Жан Клер) заключили тайное союз с непременным культом древнего ". (Жан Лакост "Идея Прекрасного" / Jean LACOSTE «L 'idee de Beau«, Bordas, pp 3 sq). / / Рюс Ж. Продвижение современных идей. - К.: Основы, 1988. - С. 579 - 580.)
б) "Итак, каким бы глубоким был наш восторг перед творчеством импрессионистов, я думаю, мы нисколько их не обидим, если скажем: это живопись общества, доходящее того понимания, что ему придется отказаться от многих вещей, на которые предыдущие эпохи еще имели право, и это благоустройству, этот подъем к высшей малярного ранга пригородных пейзажей объясняется, возможно, и тем, что они также очень хорошие, о чем раньше люди не догадывались, но прежде всего тем, что грандиозные пейзажи, которые вдохновляли Пуссен, становятся все меньше и менее доступны для человека Х1Х века. Вскоре их вообще не станет. Цивилизация понемногу уничтожает их повсюду, и человек должен научиться довольствоваться скромными радостями. ... Это знак того, что мир меняется, и мне кажется, что переворот, который мы наблюдали с появлением импрессионизма, когда мы принялись сравнивать его с предыдущими формами, снова повторился, когда возник кубизм, стал учить людей жить в добром согласии уже не с маленькими пригородными видами (так в то время Монмартр уже ощетинился многоквартирными и многоэтажными домами, на которые противно было смотреть), а с изделиями человеческой индустрии. Мир, в котором приходится жить человеку ХХ века, уже не имеет тех маленьких природных жемчужин, относительно защищенных, которые были так дороги Сислей или Писары. Это мир, заполненному культурой и изделиями культуры, порождает искусство, которое ищет в выработанных объектах главные темы своего вдохновения ". (Рюс Ж. Продвижение современных идей - К.: Основы, 1998 .- С.589-590).
• Указать на кризисные признаки эстетики постмодерна. Прокомментировать текст под углом зрения соотношения кризисных и духовно-религиозных измерений постмодерна.
"Человек и есть ответ на вопрос об истине, но не весь ответ. Человек еще не есть истина, поскольку человек, на которую указывал Пилат, - это не только человек, как он есть, а воплощенный Бог. Проект культуры является не только истина, поскольку истина должна быть человечной и для человека. Проект культуры - это не только человек, поскольку, как она есть, сама по себе в образе человека еще недостаточна. Над человеком и его культурой есть правда, которая божественна. В пересечении поиска и совершенного человека и состоит проект культуры "(Козловски П. Культура постмодерна - М. 1997 .- С. 166).
Контрольные вопросы
• Что такое модернизм? Назовите его основные разновидности.
• Обозначьте социокультурные причины становления художественно-эстетической системы модернизма.
• Что такое авангард? Назовите его основные художественные направления.
• В чем состоят характерные признаки искусства модерна?
• В чем состоят характерные черты постмодерна?
• Чем отличается специфика понимания понятий "элитарное искусство" и "массовая культура" в эстетике модерна и постмодерна?
• Какие художественные направления в искусстве ХХ века Вы знаете?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: