Этика Аристотеля


Цель: Знакомство с основополагающими идеями аретологичного учение Аристотеля.
Задание для обсуждения в аудитории:
Аристотель как систематизатор этического знания.
Философские основы аристотелевской этики. Учение о добродетели.
Концепция справедливости: ее современное толкование практической философией.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Раскрыть этимологический смысл терминов ethos, ethika.
• Осветить в тезисах философские основы аристотелевской этики.
• Выяснить смысл понятия «добродетель» и концепта «золотой середины».
• Написать эссе «Этико-психологический портрет Аристотеля».
• Раскрыть концептуальное содержание принципа «справедливости»: интерпретация Аристотеля и современных авторов.
• Выяснить основы объединения в этике Аристотеля рационализма с принципом индивидуальной личной ответственности.
• Проанализировать вопрос: "Во имя чего мы выбираем: жизнь во имя наслаждения или же наслаждение во имя жизни?" (Аристотель). В чем заключается нравственный смысл предложенного Аристотелем критерия?
• Проанализировать высказывания Аристотеля о том, что для этических добродетелей является губительным как избыток, так и недостаток. На примере других добродетелей осуществить соответствующий анализ. "Добродетель загублюеться и увеличивается через одно и то же: и чрезмерные страхи, и страх всего является губительным, и чрезмерная храбрость тоже. Мужество - это мужество перед страхом, и если страх умеренный, то мужество увеличивается; одни и те же вещи увеличивают и потеряют мужество: под действием тех же страхов люди мужественными и трусливыми. То же можно сказать и о других добродетели "(Аристотель. Большая этика. / / Аристотель. Соч. В 4-х т., М., 1983.-Т. 4.-С. 305).
• Раскрыть содержание понятий "этическая ответственность" и "аристократизм" через интерпретацию следующего высказывания: "Платон и Аристотель учением о созерцательное блаженство дали для аристократического сословия сознание своей миссии, человеческого призвания: по логике этого учения оказалось, что господствующее положение в обществе сочетаются и гарантированное таким отношением к знаниям, умственных качеств, когда им предоставляется самоцильна значение и индивиды через них получают свою человеческую идентичность. Оказалось: господствующее положение (аристократизм, принадлежность к избранным состояний) - не факт, не просто подарок судьбы, а еще и обязанность, некоторое человеческое призвание, которое реализуется через умственное развитие, приобщенность к знанию ... владение знаниями - не внешний процесс, оно не тождественно владению любой вещью, а существенно определенным уровнем личностного развития, образ жизни, который не доступен тем, кто лишен досуга, втянут в сферу необходимого труда "(А. А. Гусейнов. Выражение крызиса и симптомы обновления / / Вопросы философии .- 1999 .- № 3 .- С. 9).
• Осуществить сравнительный анализ текстов, высказать собственный взгляд относительно указанной проблемы.
а) "Аристотель поставил науку (разум выше нравственности / совести), а следовательно, нравственным идеалом возлагается созерцательную жизнь. Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина - мудрость, мужество, справедливость, а также дружбу. Однако, он не знает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы; гуманизм Аристотеля, ограничиваясь дружбой и доброжелательностью во взаимоотношениях между людьми, полностью отличается от принципа христианского гуманизма, согласно которому "все люди - братии", т.е. все равны перед Богом. Стагирит далек от идеи равенства людей "(Ф. Х. Кессиди. Этические сочинения Аристотеля / / Аристотель. Соч. В 4-х т., М., 1983 .- Т. 4 .- С. 36).
б) "Аристотель справедливо отказывается от смешения определений души и города. Даже, если для него высшей добродетелью является добродетель политическая - справедливость (Никомахова этика, книга 5). И даже, если большинство добродетелей, которые он исследует, связанные с отношениями между индивидами, для него нет ни идентичности, ни аналогии между индивидуальным и коллективным. Для Аристотелевой эпохи является показательным, что вопрос, который он первым и поднял, а именно, является одним и тем же - быть хорошим гражданином и хорошим человеком - не получает у него самого категорического ответа. Аристотель колеблется между классической идеей, согласно которой политика является деятельностью наиболее высокой и достойной, наиболее архитектонической, и идеей, предвещает новые времена: суверенным благом для человечества является созерцание, bios theoretikos. Это - единственная форма жизни, способная осуществить нашу естественную способность, наш telos: насколько это возможно, вести себя подобно тому, как ведут себя бессмертны. Итак, вести себя как бог, ведь бог Аристотеля является чистой мыслью, которая сама себе думает, и которая рискует упасть при условии, что она занимается миром - объектом, не является достойным ее. Созерцательная деятельность является, таким образом, единственной, приближается к идеалу автаркии. Конечно, это созерцательную жизнь является человеческой жизнью, то есть оно предполагает существование города. Но в таком связи город означает лишь инструмент реализации созерцательной жизни "(Касториадис К. Нищета этики / / Левинас Э., Касториадис К. Политика и этика.-К, 1999 .- С. 40-41).
Контрольные вопросы
• Какое этимологическое происхождение терминов ethos, ethika?
• Как трактует этику Аристотель?
• Какое название имеют труды Аристотеля по этике?
• Что означает термин "арете"?
• Что такое "добродетель", принцип "золотой середины" по учению Аристотеля?
• В выделении этики и дианоетикы о которых разновидности добродетелей говорится у Аристотеля? В чем заключаются их характерные особенности?
• Какие добродетели ценились греками, а какие - ценятся сегодня?
• Какие добродетели являются наиболее важными в профессиональной деятельности юриста?
• Как рационализм в этике Аристотеля сочетается с принципом индивидуальной личной ответственности?
• Какое значение отводится понятию "меры" в аристотелевскую учении о добродетели?
• О какие виды справедливости говорит Аристотель?
• Какие современные концепты справедливости Вам известны?
• Какие разновидности дискурса в современной этической теории отличает Ю. Хабермас?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: