Христианская этика: особенности и предназначение


Цель: Знакомство с христианской этикой: основополагающими нравственно-нормативными идеями и морально-экзистенциальными ценностными смыслами.
Задание для обсуждения в аудитории:
Этика закона, этика искупления, этика любви и творчества в толковании Н. Бердяева, Б. Вышеславцева.
Моральные нормы и ценности христианской этики и проблема толерантности как универсалия новоевропейской сознания.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Раскрыть морально-духовное содержание "золотого правила" нравственности, выявить его цивилизационные функции (В Евангелие от Матфея сказано: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними" / Матв.7 , 12 /).
• Выяснить смысл понятия "моральная норма" по сравнению с правовой нормой.
• Выяснить религиозно-философские основы концептов этики закона, этики искупления, этики творчества и осуществить сравнительный анализ философско-этических учений Н. Бердяева и Б. Вышеславцева.
• Раскрыть этико-культурный смысл идеи божественного происхождения нравственных принципов.
• Под углом зрения ценностных и императивных характеристик морали выяснить соотношение между собой Нагорной проповеди Иисуса Христа и Декалога Моисея. Осуществить сравнительный анализ текстов.
а) "Вся нравственная наука Христа и Его Церкви умещается всего в две заповеди любви к Богу и к ближнему. Невозможно любить Бога и в то же время не иметь милосердие к ближнему, ибо только делами милосердия можем доказать, что любим Его. Милосердный человек не делит людей на своих и чужих. Перед Богом родители или дети, братья или сестры не ближе нам, как любой другой человек, ибо все мы Его дети. ... Для ветхозаветной праведности хватает соблюдение всех предписаний Закона, а именно: десяти заповедей Божьих, жертвоприношений, десятины, молитвы, поста и др. Этого требует и новозаветная праведность. Однако там есть еще "око за око" и "зуб за зуб", а тут "любите врагов ваших, молитесь за них и благословляйте проклинающих вас". С этого собственно и вытекает и большая разница в понимании и создании праведности в Ветхом и Новом Завете. "Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд", - призывает Господь ... И вот вопрос: с чем вступили мы в третье тысячелетие? ... Похоже, что весь опыт, всех, кто жил до нас, используем с единственной целью - получить как можно больше материяльних благ, чтобы жить легко и комфортно. Для этого приобретаем знания, образование. За любую цену добиваемся высоких должностей. Вокруг нас бушуют подкуп, коварство, подхалимство ... "Весь мир во зле лежит". И действительно, дух этого времени - лукавый, лицемерный ... А что изменилось в духовной жизни примеру, у нас, в Украине? ... В настоящее время в Украине построено пожалуй, уже тысячи храмов. ... Если бы меня кто спросил, что важнее перед Богом - храм или человек?, Я ответил бы без всякого сомнения - человек. По ней пришел на землю Христос, чтобы спасти всех и каждого. Очевидно, что дела любви и милосердия являются животных главный и наибольшей жертвой Богу, которой Он ждет от каждого человека. Такая жертва является залогом и заслугой к подражанию Царства Небесного "(о. Иоанн Прийма Ничто не заменит нам милосердия / / Наша вера - № 1 - 2004.-С.8).
б) "Предварительное исследование привело нас к убеждению, что хотя люди и живут и действуют совместно в среде различных обществ или союзов, хотя, живя и действуя сообща, они осознают человечество друг друга, все же этого все еще недостаточно, чтобы действительно, актуализировать участие в человечности. Актуализировать участие в отношении каждого человека возникает перед каждым из нас как задачу. Наверное, именно поэтому и принадлежит объяснять базовых необходимость евангельской заповеди, полная правильность которой, а также ее ключевое этическое значение, признается людьми значительной степени независимо от религиозной принадлежности или мировоззрения. Нужно подчеркнуть, что то, что мы очерчиваем как заповедь любви, в своей основополагающей, элементарной (в определенной степени еще передетичний) основе содержит призыв к переживанию другого человека как другого "Я", то есть призыв к участию в его человечности - сконкретизований в его лицу, подобно тому, как моя человечество является сконкретизована в моем лице. ... Заповедь любви указывает лишь на то, что каждый человек должен постоянно задавать себе как задача действительную участие в человечности других, то есть переживать другого как "Я", как личность. Это означает, что импульс, выраженный извне заповедью, должен каждый раз выходить изнутри. Разве есть этот "импульс" исключительно эмоциональным, как, кажется, утверждает Макс Шелер, и по своему характеру - совершенно спонтанным? "... Не умаляя ни в чем роль эмоций и спонтанности относительно создания аутентичной ситуации" Я "-" другой "(soi - autrui), трудно, однако, не согласиться, что, поскольку она является определенным заданием, которое возникает перед каждым человеком, то ее актуализация всегда принципиально зависит от воли "(К. Войтыла Участие или отчуждение? / / Опыт человеческой личности: Очерки с философской антропологии.-Ростов: Светильник, 2000 .- С. 251,252)
• Подумать над соотношением конкретно-исторического и абсолютного, общечеловеческого содержания заповеди "Не убивай" через интерпретацию следующих текстов.
а) "Библейская заповедь" Не убий! "(как согласованная с ней, что уже не запрещает, а призывает" Возлюби ближнего как самого себя ") основывается на подобных древнеиндийских убеждениях о бессмертии и высшую ценность души, и поэтому толковалась во многих богословских трактатах уже со времен Блаженного Августина как забота о бессмертной душе и пренебрежение "греховным телом": как временным жилищем и даже "тюрьмой души" ... Но как не вспомнить, сколько жестокостей от массового истребления еретиков к "священным" (за веру истинную) войн оправдывались подобными суждениями, ставшие каноническими и в магометанство, и в христианстве "(В. Иванов:« Не убий! "- Вот заповеди к принципа жизни / / Этика ненасилия. М., 1991 .- С. 106).
б) "Итак, все религиозные морали, которые я знаю, и почти все философские морали пренебрегают этим требованием, когда не признают, что любой этический предписание применяется только в особых условиях, то есть зависит от phronesis, осторожности, которая может привести к нарушению самого предписания. Таким образом, они предоставляют каталоги особых добродетелей и списки предписаний, которые не всегда применимы. Но особенно, и это является очень важным моментом, они не признают или скрывают трагический измерение человеческого существования и действия, который нас довольно часто забрасывает в ситуации, которые не имеют бесплатных решений ... Ошеломляющий фактор человеческой жизни заключается именно в том, что довольно часто остается непонятным, что является добром или злом в предоставленных обстоятельствах. Или Добро может быть достигнуто лишь при условии жертвования одним добром ради другого. Можем взять еще один простой пример: существуют обстоятельства, когда надо убить одного, чтобы спасти многих. Этический предписание говорись: не убивай. Он не говорит: не убивай никогда, кроме случая ... Он говорит: не убивай никогда, никогда. Он является абсолютным по своей природе. И можно утверждать, я это утверждаю также, что мы не можем делать калькуляцию с человеческой жизнью. Кто скажет, Добром пожертвование сорока девяти человек ради спасения пятидесяти. И тем не менее, мы можем оказаться в ситуации, когда будем вынуждены принять такое решение "(Касториадис К. Нищета этики / / Левинас Э. Касториадис К. Политика и этика.-К, 1999.-С 36).
• Осветить нравственный смысл требования "любить собственных врагов". Как сохранить верность требованиям заповеди любви в ситуациях, когда терпимость и уступчивость невозможны?
• Выяснить содержание понятий "моральная ценность", "универсальная ценность". Осветить соотношение свободы, творчества, любви в нравственном бытии человека через интерпретацию следующих текстов.
а) «Прекрасно сказал апостол Павел в послании к корифян:« Все мне позволительно, но не все мне на пользу. Все мне относится, но ничто не должно обладать мною ... »Воля духа, свобода от порабощения материальным миром в глубоком понимании - это культура. Только дух культивируемый, в котором не преобладают внешние, временные - связи, интересы, истинно свободный ... Или то ученый, художник, или политик, он должен возвыситься выше частных интересов, которые ограничивают его взлет. Итак, свобода - это свойство личности, обладающей духовными ценностями. Чем выше духовная культура человека, тем она свободна в своем самосознании и деятельности »(Доктор богословия архиепископ Волокамский Питирим. Нравственность - вектор бытия / / Советская культура. 1989. -15 Июля .- С. 6).
б) "Истинный нравственный акт уникален, он не может повториться. Он всегда актуален. Моральный акт является не выполнение закона, нормы, а творческая новизна в мире "(Бердяев Н. А. Мое философское мировоззрение / / Философские науки. -1990. - № 6.-С 89).
• Объяснить смысл понятия "аскетизм" в контексте образа жизни человека, наиболее соответствует христианскому идеалу. Осуществить интерпретацию текстов.
а) "Каждый должен быть монахом или аскетом в сердце своем ... Так попирается языческое погружение в мир, безраздельное и безграничное, и устанавливается необходимость аскетического ему противоборства ... Это хождение пред Богом, прохождения своего пути жизни с мыслью о Боге, с ответственностью пред Ним в постоянном замером в своей совести. Работа над внутренним человеком именуется иногда в православной аскетике "духовным художеством", т.е. приравнивается к искусству ... В православии основной идеал не так этический, как религиозно-эстетический: созерцание "умной красоты", которое требует для приближения к себе особого "умного художества", творческого вдохновения. Последний является уделом немногих, а большинство довольствуется моралью, которая сама по себе не имеет духовного вкуса, не вдохновенная, а лишь дисциплинирует. Православию, действительно, не присущ тот морализм, который получил свой апофеоз в ригористических и автономной этике Канта, философа протестантизма, как и тот практический пробабилизм, который составляет нередко жизненный нерв католицизма "(С. Булгаков. Православие. М., 1991. - С. 326, 327, 328).
б) "Неверие - это худшее, она означает потерю самого смысла жизни и ведет к умерщвлению человеческого в человеке" (Шердаков В. Н. расчистить Родники народной нравственности / / Самотлорского практикум: Тез.науч .- практ. конф. - Тюмень, 1987 - С. 35).
Контрольные вопросы
• Что такое "золотое правило" нравственности, почему оно имеет такое название?
• Чем моральная регуляция человеческого поведения отличается от правовой?
• ли сочли бы Вы целесообразным предоставить основным требованиям морали силу правовой нормы? Обоснуйте свою точку зрения.
• В чем заключается этико-культурный смысл идеи божественного происхождения моральных принципов?
• Каковы главные заповеди христианской этики?
• Что скрыто за безусловной, категорическим форме заповедей Моисея?
• Как соотносятся между собой с точки зрения ценностных и императивных характеристик морали Нагорная проповедь Иисуса Христа и Декалог Моисея?
• Как соотносятся конкретно-исторический и абсолютный, общечеловеческий смысл заповеди "Не убивай"?
• Как Вы понимаете нравственное содержание требования христианской этики - любить собственных врагов?
• Как сохранить верность требованиям заповеди любви в ситуациях, когда терпимость и уступчивость невозможны? По Вашему мнению, можно по отношению к агрессивной несправедливости покорность рассматривать как единственную альтернативу насилию?
• Согласны ли Вы с мнением, что монашество является тем образом жизни, что наиболее соответствует христианскому идеалу?
• Почему свобода является универсальной ценностью? Как связаны между собой совесть и свобода человека?
• Стоит оставлять человеку свободу быть аморальным?
• Как соотносятся в нравственном бытии человека свобода, творчество и любовь?
• Как соотносятся совесть и стыд? Какую роль играет раскаяние в моральном исправлении?
• Что такое толерантность? Почему толерантность рассматривается как универсалия новоевропейской сознания?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: