Этика Канта


Цель: Знакомство с главными идеями деонтологии, категорическим императивом Канта.
Задание для обсуждения в аудитории:
Различия деонтологии Канта от иудео-христианской деонтологии.
Учение о категорическом императиве. Максимы: универсализации, персональности, автономии.
Обязанности и ответственность. Кантовская парадигма в современной практической философии.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Выяснить содержание понятий "деонтология", "императив", "категорический императив".
• Написать эссе "Этико-психологический портрет Канта".
• Раскрыть концептуальное содержание и нормативные функции постулатов практического разума в этической системе Канта. Объяснить заключительные строки кантовской "Критики практического разума", так поэтично суммируют результаты его этических учений. "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более большим удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. ... Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем мире чувственного опыта, и в необозримую даль расширяет связь, в котором нахожусь, с мирами над мирами. ... Последний начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и обнаруживает меня в мире, который поистине безграничен, но который улавливается лишь разумом. ... Первый взгляд на безграничную множество миров словно уничтожает мое значение как животной существа, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя на короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй же, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственного мира, по крайней мере насколько это можно увидеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон, назначения, не ограничено условиями и пределами этой жизни, но уходит в бесконечность "(Перевод по" Kritik der praktischen Vernunft ") / / Опыт человеческой личности: Очерки по философской антропологии. -Львов: Светильник, 2000. - С. 242.)
• Выяснить смысл понятия "максима" и формулировки категорического императива в аспектах универсальности, персональности, автономии.
а) "Существует только один категорический императив, а именно: совершает только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты одновременно можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" (Кант Основы метафизики нравственности / / Антология мировой философии В 4-х т.д М., 1971 .- Т.3 .- С. 159).
б) "Практическим императивом, следовательно является следующий: учиняют так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относились бы к нему только как к средству" (Там же - С. 160).
в) "Автономия воли есть такое качество воли, благодаря которой она сама для себя является закон (независимо от каких-либо качеств предметов воления). Принцип автономии сводится, следовательно, к следующему: выбирать только так, чтобы максимы, определяющие наш выбор, одновременно содержались в нашем воления как всеобщему закон "(Там же .- С. 161).
• Осуществить сравнительный анализ кантовского понимания категорического императива и современных толкований. "Мы знаем центральный принцип кантовской этики: ты действовать таким образом, чтобы максима твоей воли могла бы стать универсальным законом. Мы знаем также критику, которой подверг Гегель этот принцип по его формализм. Но самое важное, что нужно сказать о нем, это то, что данный принцип оставляет нас без помощи в сложных, то есть, наиболее значимых, случаях. Один из моментов указанного принципа является неоспоримым: не универсальность, а требование возможной универсальности. Это значит: я имею реагировать таким образом, чтобы я мог отдать себе отчет и осознавать то, что я делаю; чтобы я был в состоянии сознательно защищать мою действие егgа омnеs перед всеми. Но мы не можем в данном случае говорить об универсальном закон. Когда речь идет о специфической действие универсальность может означать следующее: любое другое лицо, которое попадает в такие же обстоятельства, должен поступить так же. Но в такой формулировке кантовский принцип перестает работать в простых делах (единственный случай, когда выражение "нахождения в тех же обстоятельствах" сохраняет смысл) и становится пустым для сложных дел, которые обозначаются особенностями обстоятельств. В этом последнем случае принцип означает лишь, что на моем месте вы бы сделали то же. Но именно на этом месте он не будет никогда "(Касториадис К. Нищета этики / / Левинас Э., Касториадис К. Политика и этика - М., 1999.-С 37).
• Выяснить смысл понятия "долг", в частности, кантовское понимание, высказать собственное мнение относительно следующего высказывания. "Человек, провозглашает Кант, в своей природе является злым. В ней есть неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, но которая является начальное присущей. Вместе с тем, человеку присущи начальные задатки к добру. Нравственное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе мыслей и чувств. Кант в свое время сам пережил ее и считал, что коренное нравственное обновление, своего рода второе рождение является неизменным условием формирования характера - человека и человечества "(А. Гулыга Кант - М., 1977 .- С. 208-209).
• В письменной форме дать ответ о значении нравственного долга в жизнедеятельности человека и возможности (невозможности) его потери в ближайшем или отдаленном будущем.
• Прокомментировать высказывания современного украинского этика В. Малахова по категории долга. "В период от классической ее разработки у Канта до наших дней не так уж много изменилось в нормативных функциях этой категории как чистой формы сознания, в ее собственном идеальном бытии. В частности, у Канта не было никаких сомнений в незыблемой духовной реальности долга, что, безусловно, требует считаться с собой и уважать себя, превосходя все обстоятельства эмпирического жизни. Сейчас же, кроме прочего, достаточно перечитать, что и как пишут о долге в современной литературе, чтобы убедиться, как далеко зашла дереализации этого высокого понятия, насколько оно, существенно, является иллюзионный в нашей современной жизни "(Бытие человека в культуре. - К., 1982 .- С. 114).
• Осветить в тезисах концептуальное содержание деонтологической этики Канта в соотношении с иудео-христианской. Осуществить сравнительный анализ текстов и высказать свои аргументы по указанным соображениям.
а) "Нас периодически заполняет чувство потерянности в окружающем мире, мы начинаем смотреть на себя лишь как на одного, лишенного какого-то особого значения и роли, представителя многомиллиардного вида. Нас может буквально раздавливать осознание скудности нашего существования по сравнению с безграничностью физического универсума. Только переживание морального долга способно наделить нас необходимой силой и энергией для того, чтобы преодолеть это чувство потерянности и восстановить осознание неповторимости нашего существования, обладающий таинственна глубина и бесконечность. ... Итак, имеем все основания для того, чтобы утверждать, что какой бы фундаментальной категорией является самость человеческой личности, она все же не является тождественной с целым сути личного существа. Трансцендентность не является гетерономии. Наша самость - трансцендентная самость. Мы занимаем себя, трансцендуючы себя к ценности. Наше самопосидання утверждается и крепнет вместе с ростом и углублением трансцендентности, достигнутой в ответе на моральный долг "(Дж. Кросби. Самость и трансцендентность / / Опыт человеческой личности: Очерки по философской антропологии.-Ростов: Светильник, 2000 .- С . 242,243).
б) "Мораль Канта и его последователей, хотя и ищет" безусловного ", хотя и стремится" связать "эмпирического субъекта идеей служения" безусловном ", но это" безусловное "не освещено здесь религиозным сознанием, а наоборот - именно, согласно Канта, творит религиозную жизнь ... С одной стороны, признается, что нравственная жизнь соединяет нас с "безусловным" и является гениальное открытие мистического, запредельного корни нравственной жизни, - но одновременно оказывается, что именно это запредельное и мистическое "безусловное" только и есть данным нам в объ явления нравственного сознания ... Иными словами, от трансцендентальной данности "безусловного" в нравственной сфере нет прямого перехода к Абсолюту, к Безусловного, трансцендентальное не предусматривает трансцендентного. Недостаточность автономной морали не в том, что она предусматривает степень нравственного разума (хотя это одно ограничивает значение автономизма в морали), а в том, что ее последняя основа, как ее раскрывает сам разум, то есть "безусловное", которое светит нам в императивности оценок , остается нераскрытым в своем смысле, в своей основе. Нужно понять, что "безусловное", как оно открывается в моральном сознании, является излучение единого и всеобщего Безусловного, т.е. Абсолюта, т.е. Бога, нужно понять, что нравственные императивы у нас есть настоящий голос Божий, есть призыв, обращенный к нам Богом. Моральная творчество только и побеждает коренное раздвоение в духовной сфере, когда она открывается нам, как единение с Богом, - как и решается, как не раз Указывалось, основная проблема духовной жизни "(В. Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии .- М., 1993 .- С. 134-135).
Контрольные вопросы
• Что такое деонтологическая этика?
• Как Кант толкует кардинальные особенности нравственного закона?
• В чем заключаются особенности кантовского категорического императива?
• Какие три формулы категорического императива?
• Как у Канта трактуется долг и его соотношение с наклонами?
• Что нужно для того, чтобы сознание должного возникла как моральный долг? Приведите примеры.
• Может моральный долг как форма морального сознания потерять свое значение в ближайшем или отдаленном будущем?
• Какое место в этической системе Канта принадлежит постулатам практического разума? В чем заключаются их нормативные функции?
• В чем заключаются особенности морально-практического дискурса с точки зрения современного немецкого философа Ю. Хабермаса?
• Каким конкретным содержанием, лично для Вас, наполняется категория долга как форма нравственного сознания?
• Почему обязанности и ответственность являются основополагающими категориями социальной этики?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: