Этико-гуманистическое учение Г. Сковороды


Цель: Знакомство с основными этическими идеями и морально-духовным опытом украинского философа.
Задание для обсуждения в аудитории:
Феномен Г. Сковороды в украинской культуре.
Идея "родственной труда" и идеал "неровной равенства".
Гармония внешнего и внутреннего, мира и человека как нравственно-религиозный идеал.
Эсхатологическая этика Г. Сковороды: диалогизм, особенности морально-духовной практики и мистический опыт.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Осветить в письменной форме этико-психологический портрет Г. Сковороды.
• Подумать над вопросом о типичности (нетипичность) образа Г. Сковороды как представителя украинской национальной культуры. Высказать и аргументировать свою точку относительно принадлежности Г. Сковороды до выделенных социально-психологических типов (потребительского, конформистского, аристократического, героического, религиозного) нравственной личности.
а) "Когда мои мысли и чувства души моей были разгоряченные благовинням и благодарности Богу, я, встав рано, пошел в сад прогуляться. Первое чувство, которое я охватил своим сердцем, была какая Нерешение, свобода, бодрость, надежда на исполнение. Введя в это состояние духа всю волю и все мои желания, чувствовал я внутри себя чрезвычайное движение, которое наполняло меня непонятной силой. Внезапно какой сладкий влияние охватило мою душу, от чего все внутренности мои загорелись огнем, и казалось, что в моих жилах происходил пламенный круговорот. Я начал не ходить, а бегать, как будто внесен каким охватом, не чувствуя в себе ни рук, ни ног, а как будто я весь состоял из огневой смеси, которая витала в пространстве кругобуття. Весь мир исчез передо мной; только чувство любви, благонадежности, спокойствия, вечности оживляло мое существование. Слезы полились ручьями из глаз моих и разлили некую растроганно гармонию во всем моем теле. Я проник в себя, почувствовал как сыны заверения любви и с тех пор посвятил себя на сыновнее послушание духа Божием "(М. И. Ковалинский Жизнь Григория Сковороды / / Г. Сковорода. Сочинения в 2-х т. - К., 1994 .- Т.2 .- С. 406).
б) "Одевался он прилично, но просто; пищу имел, состоящая из трав, плодов и молочных приправ, ел ее вечером, после захода солнца; мяса и рыбы не ел, не через суеверие, а по своей внутренней потребности, для сна выделял свое время не более четырех часов в сутки; вставал до зари и, когда позволяла погода, всегда ходил пешком за город прогуляться на чистый воздух и в сады; всегда веселый, бодрый, легкий, подвижный, сдержанный, целомудренный, всем доволен, добродушный , униженный перед всеми, желавший слова, где не придется говорить, и из всего вывел мораль, уважительный ко всякому состоянию людей, посещал больных, утешал печальных, делил последнее с неимущими, выбирал и любил друзей по их сердце, должен набожность без суеверия, ученость без зазнайства, обращение без лести "(М. И. Ковалинский Жизнь Григория Сковороды / / Там же .- С. 388-389).
в) "Я до сих пор путешествую, обносячы бренное тело; оброчная броня моя есть доброморальна невиновность, а эта утеха моя есть любовь к Богу и к его премудрости. Живу как такой, что ничего не имеет, а все удерживает, малым этим быть научился. И, словно мореплаватель, плыву, высматривая, не видно слаще всех бед пристанища - смерти ... Надежда моя - Господь мой - внутри меня есть, его крыльями я притиняюсь "(Г. Сковорода. Письмо в Ивана Григорьевича (Дискому) - Там же .- С. 354).
г) Обладая эзотерическими знаниями, прислушиваясь к внутреннему голосу, чувствуя приближение завершения земного пути Г. Сковорода завещал "похоронить его на повышенном городе возле рощи и гумна и такой, сделанный им себе надпись написать: Мир ловил меня и не поймал" (М.И . Ковалинский Жизнь Григория Сковороды / / Там же .- С. 417).
• Объяснить содержание концепта «кордоцентризм», осветить религиозно-философские основы этико-экзистенциального учения Г. Сковороды.
• Выяснить концептуальное содержание идеи "родственной труда", высказать собственные соображения по указанному в текстах концепта "театра". а) "В Харькове был губернатором Евдоким Алексеевич Щербинин - человек, не имела учебного воспитание, и одаренная природным здравым умом, любитель наук, талантов, музыки, в которой и сам был достаточно искусен и знающий. Наслухашись о Сковороде, пригласил его к себе и, поговорив с ним, сказал ему:
-Честный человек! Почему ты не бери себе какого-нибудь известного состояния?
-Милостивый государь! - Ответил Сковорода. - Мир напоминает театр: чтобы изобразить в театре игру с успехом и похвалой, то берут роли по способностям. Действующее лицо в театре не за знатность роли, а за удачную игру вообще хвастается. Я долго размышлял об этом и после долгого испытания себя увидел, что не могу представить в театре мира удачно никого, кроме низкой, простой, безопасной, уединенной: я эту роль выбрал, взял и доволен ... Труд при врожденной предрасположенности является удовлетворение. Пес охраняет стадо день и ночь с врожденной склонности, несмотря на то, что и сам подвергается опасности быть растерзанным хищниками. Ни конь, ни свинья не сделают этого, потому что не имеют к этому природы. Склонность, желание, удовольствие, природа, сила Божия, Бог есть одно и то же. Есть склонности, является природы злые, и они являются явления гнева Божьего. Человек есть орудие, которое легко и свободно покоряет себя воле Божьей, действия или любви Божией, то есть жизни или гневу Божию, то есть суда добра или зла, света или тьмы. Это ощутимо изображен в круговороте дня и ночи, лета и зимы, жизни и смерти, вечности и времени. Бог есть Бог жизни или любви, и Бог суда или гнева. Все существа являются грубые служебные органы этих свойств верховного существа; лишь человек является самым благородным его орудием, имеет преимущество свободы и полную свободу выбора, а потому и цену и отчет за употребление этого права включает в себя "(М. И. Ковалинский" Жизнь Григория Сковороды "/ / Г. Сковорода. Сочинения в 2-х т. - К., 1994.-Т.2 .- С. 400-401).
б) "Исходя из своей идеи о практическом воплощении философии, о стремлении не только познать истину, но и жить в истине, Григорий Сковорода реально осуществляет свой философский" театр жизни ". Он создает и исполняет много ролей ... Правда, среди разнообразия ролей Сковороды в театре его жизнь, жизнь образованного человека своего времени, мы выбрали только одну - роль сельского философа и потому не поняли, как и предполагал мыслитель, его настоящей жизненной игры с реалиями европейской культуры. Сковородино игра не принадлежала к жанру выходок и развлечений. Это был способ выжить в условиях тогдашнего общества "(Крымский С. Дух игры и национальный дух / / Курьер ЮНЕСКО - июль - 1991 .- С. 45).
• Прокомментировать тексты под углом зрения соотношения этико-герменевтической требования самопознания и совершенствования.
а) "Если кто не рожден породой с оныя Высшей страны, то не может найти Того пути и сойти в горняя ... рожденное от духа есть второе, новое и инородное, кроме того, что нерожденный от плоти ... Вот это и есть родиться второй раз, то есть с всевышнего, и найти в себе то, что никогда не начинало быть ..."( Г. Сковорода. Книжечка о чтении Священного Писания, названная женщина Лотова / / Там же .- С. 45 ).
б) "По настоящему мы рождаемся только во втором рождении. Второе рождение осуществляется там, где потенциальная человек сочетается с символом и энергия этого единения, то есть усилие над самим собой, рождает в человеке человека "(М. К. Мамардашвили. Мысль под запретом (Беседы с А. Эпельбуэн) / / Вопросы философии. - 1992 .- № 4 .- С. 72).
• Выяснить смысл понятия "счастье" и его толкование Г. Сковороде. Высказать собственную точку зрения по этой проблеме.
• Выяснить смысл понятия "подлинность", осветить особенности этико-гуманистического идеала подлинности философского учения Г. Сковороды.
Контрольные вопросы
• Что такое моральная ценность? Какие потребности человеческого субъекта она удовлетворяет?
• Какие источники представление о моральное совершенство являются характерными для "философии сердца" Г. Сковороды?
• Как может путь духовного освобождения совпадать с нравственным самосовершенствованием? Как рассматривается этот вопрос Г. Сковороде?
• Что такое "идентичность" и "подлинность", как освещается эта тема Г. Сковороде?
• С Вашей точки зрения "нравственное совершенство" - что это?
• Как трактует идею "родственной труды Г. Сковорода?
• В чем заключается перфекционистские смысл этико-герменевтической требования самопознания?
• Почему концентрация и самосозерцание могут рассматриваться как нравственно значима жизненная программа? Какими морально-духовными практиками владел Г. Сковорода?
• Как толкует счастья Г. Сковорода?
• Что нужно человеку, чтобы она была счастлива? Какие факторы счастья представляются Вам главнейшими? Почему?
• Способен ли человек выбрать саму себя? В каком смысле? Аргументируйте Ваш ответ.
• Можно ли считать Г. Сковороду типичным представителем украинской национальной культуры? Какие основные моральные черты присущи украинской национальной культуре?
• К какому типу нравственной личности (потребительского, конформистского, аристократического, героического, религиозного) принадлежал Г. Сковорода? Обоснуйте свой ответ.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: