Феномен любви: морально-экзистенциальные измерения


Цель: Знакомство с морально-экзистенциальными измерениями феномена любви.
Задание для обсуждения в аудитории:
Античное и христианское понимание любви.
Любовь как высшее выражение морального Добра и смысл человеческого существования. Альтруизм - этика милосердной любви.
Любовь как нравственно-духовная основа брака и семьи.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Выяснить особенности и различия античного и христианского понимания любви.
• Объяснить содержание понятий "эрос", "филиа", "агапэ", "сторгэ", "любовь", "любовь".
• Объяснить смысл концептов "любовь как нравственная предпосылка общения", "любовь как высшее выявления нравственного Добра".
• Осуществить этический анализ соотношения "любви и справедливости", "любви и ответственности" (См. Рикер П. Любовь и справедливость / / Рикер П. Интеллектуальная биография. Любовь и справедливость - К.: Дух и Литера, 2002. -114 с.)
• Прокомментировать мнению Э. Фромма о любви как искусство, искусство любить.
• Описать моральные разновидности чувство любви. Согласны ли Вы с мнением, что высшим выявлением любви есть прощение?
• Осветить этические предпосылки милосердной любви, соотношение любви-влюбленности и любви-сострадания.
• Высказать собственное мнение о нравственным основам брака и основных причин его недолговечного существования в современных условиях.
• Высказать аргументацию относительно возможности (или невозможности) обоснование этики любви к ближнему в рамках нерелигиозного мировоззрения. Что означает христианская любовь, может ли она возражать другие разновидности любви?
• Прокомментировать текст: "Я не совсем фрейдистом, а значит, не думаю, что Агапе происходит от Эроса ... Смысл разделения человеческого на мужчин и женщин не сводит к биологической проблемы. Эрос вовсе не является Агапэ, что Агапе не является производной или угасанием любви - Эроса. Перед Эросом было Лицо; Эрос сам возможно лишь между лицами ... как любовь, которая становится наслаждением, в то время как Агапе кажется мне значимости, начиная с ответственности за другого "(Э. Левинас Философия, справедливость и любовь / / Дух и Литера .- № 1-2.-Киев, 1997.-С. 319-320).
• Осуществить критический анализ текстов:
а) "Для одного типа людей характерно тяготение к освобождению от любви и замены ее адюльтером, который будто более соответствует" современной эпохе ". Другому же человеческом типа присуще "традиционное" (и, разумеется, совершенно устаревшее с точки зрения людей первого типа) уверенность в том, что по-настоящему свободный человек именно в любви, тогда как в адюльтере она - лишь раб. Раб более низкого, безличного начала, скрытого в тайниках его души, раб физиологически окрашенных автоматизмов, остаются животными при условии, что они избавлены от оценки в категориях добра и зла, в понятиях долга и ответственности "(Ю. Н. Давыдов. Ценности семьи и романтический культ страсти / / Етическая мысль. Научно-публицистические чтения.-М, 1988.-С. 161).
б) "Я хочу быть для тебя, - говорит героиня романа современного итальянского писателя, - лестных из всех кратковременных встреч, не больше! Я не хочу слышать о чувствах, любви. Я этих слов не понимаю, они мне ничего не говорят. "И на вопрос -" неужели в любви, кроме утешения ничего более неуловимого, волнующего, трагического и, наконец, поэтического "- решительно говорит -" нет "(Паризе Гоффредо . Человек - вещь.-М., 1970 .- С. 182).
• Прокомментировать тексты, выразить свое мнение о метафизических и нравственных измерений любви.
а) "Желание, мысли, волевые акты, поступки - все это порождается любовью, как урожай семенами, но самой любовью не является, хотя подтверждает ее существование. Желать чего - это значит стремиться обладать им, причем под владением так или иначе понимается включение объекта в нашу жизненную сферу ... Желание умирает сразу же после того как оно удовлетворилось, владение для него - смерть. Напротив, любовь - это вечная неудовлетворенность ... В любовном порыве человек вырывается за пределы своего "я": пожалуй, это лучшее, что придумала Природа, чтобы г все имели возможность в преодолении себя двигаться к чему-"(Хосе Ортега-и-Гассет. Этюды о любви / / Хосе Ортега- и-Гассет. Эстетика. Философия культуры .- М., 1991.-С. 352).
б) "Достаточно быть моральным существом, чтобы признать за другим человеком право на индивидуальное самоопределение, но необходимо обладать душой, быть нравственной субъективностью, чтобы распознать эту бытийную выявляемость другое. И, очевидно, только любящему взору вполне открывается вся онтологическая неповторимость человеческого существа как носителя мирового бытия, способной заново осветить и окрасить собственным присутствием все окружающее.
И медленно без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веет древними поверьям
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурнымы перьями,
И в кольцо узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю на темную вуаль,
И вижу берег очарованный,
И очарованную даль.
(А. Блок)
Есть основания полагать, что в такой "вчарований дали" живет не хуже, частицей своего существа почти каждый из нас "(Бытие человека в культуре.-Киев, 1992.-С. 126).
• Осветить этические предпосылки милосердной любви через интерпретацию текста: "Иисуса формула любви к врагам (Мт.5, 43-44) не означает, что те, кто причиняет нам боль, должны непременно нам нравиться. Агапе - это акт воли, а не эмоций, это желание добра другому, а не обязательно симпатия к нему. Лучший способ убедиться действительно бескорыстной ваша любовь - это любить своего врага - ближнего, от которого невозможно ожидать в ответ ничего хорошего, только неприязнь и гонения. Поэтому агапэ не разделяет людей на друзей и врагов, а направлена ??на тех и на тех. В отличие, например, от Ницше, который усматривал в христианской любви проявление рабской покорности и слабости, Кинг говорит о жизнеутверждающую силу и действенность любви. В его системе агапэ можно рассматривать как эквивалент ахисмы в гандистський доктрине "(В. Киселев. Мартин Лютер Кинг: путь ненасилия / / Философская и социологическая мысль .- 1995 .- № 3-4.-С. 148-149).
• Написать рецензию на художественное произведение-дискурс любви.
• Написать сценарий к игре или тезисы к "кейс-стади" (учебной ситуации).
• Осветить смыслы христианской идеи "Бог есть Любовь".
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, - то я - медь звенящая или кимвал звучащий
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и все знание, и когда имею всю веру, и горы переставлять, а любви не имею, - то я ничто.
И когда я раздам ??все имение мое и когда я отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - то пользы не буду никакого!
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает "(И. Кор 13, 1-8).
Контрольные вопросы
• В чем заключаются особенности и различия между античным и христианским пониманием любви?
• Почему любовь рассматривается как найвисокише выявления нравственного Добра?
• Какова христианская любовь, может ли она возражать другие формы и стадии любви?
• В чем заключаются этические предпосылки милосердной любви? Как с точки зрения глубинной психологии можно объяснить освобождая характер заповеди прощения обиды и любви к врагам?
• Как соотносятся любовь и свобода, любовь и ответственность?
• Можно обосновать этику любви к ближнему в рамках нерелигиозного мировоззрения?
• В каком смысле любовь можно считать моральной предпосылкой общения в целом?
• Как Вы понимаете понимаете мнению Э. Фромма о любви как искусство, искусство любить?
• Что такое синдром "распада" и синдром "роста" у Э. Фромма?
• Какие моральные разновидности чувство любви Вы можете указать?
• Ваше мнение о соотношении любви-влюбленности и любви-сострадания?
• В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные причины недолговечного существования брака в современных условиях?
• Как сочетаются между собой высокий уровень нравственной зрелости человека с требованием милосердной любви как высшего проявления нравственного добра? Какова на ваш взгляд морально-свободный человек?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: