Культура общения и этикет


Цель: Знакомство с основными идеями парадигмы общения в современной культуре, осмысление общения как сферы человеческой нравственности.
Задание для обсуждения в аудитории:
Парадигма общения в современной культуре. "Открытость" и "замкнутость", "монологизм" и "диалогизм" человеческого существования.
Этикет: регуляция человеческих взаимоотношений и культура общения. Правила этикета (приветствие, прощание, выражение признательности, сострадания и т.п.) в украинском.
Педагогическая этика и речевой этикет. Этикет служебных отношений.
Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
• Раскрыть содержание слов "общение", "коммуникация", "общение", являются ли они равнозначны?
• Выяснить основные причины расхождений между ценностными ориентациями и реальным поведением человека. Прокомментировать текст.
"Нормальное функционирование норм элементарной воспитанности в напряженных перипетиях современной (ХХ век) нравственности не такое простое и безоблачное ... Во-первых, правила "достойного поведения" нередко (здесь существенным является происхождение этих правил) оказываются тоненькой поверхностной пленкой, внезапно разрывается в роковые мгновения жизни. Во-вторых, сочетание воспитанности, цивилизованности способно безболезненно вливаться в любые господствующие социальные связи, даже самого бесчеловечного происхождения. Способны легко и тихо сосуществовать с наиболее невозможной сегодняшней мерзостью. Микроосередкы хорошего воспитания легко входят в гранитные блоки фашистского порядка и сталинский концлагерь ... Такое "вкреслювання в мерзость" облегчается тем, что "правила хорошего тона" имеют свои "меловые круги", магические кольца, внутри которых эти правила являются действенными, но кроме них как будто не существуют. Правила эти безоговорочно действуют по отношению к людям "своего круга", - своего рода, своего села, своего класса, своей расы. Но они стираются и исчезают по чужаков, врагов, извергов. Примечательно, обычно "круг кругов" стирается ступенями, постепенно - от "чуть-чуть медленнее" до полного исчезновение "(Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность .- М., 1990.-С. 48-49).
• Чем homo ethicus отличается от homo fabers? Приведите известные Вам примеры того и другого типа человеческой личности в коммуникативной практике.
• Прокомментировать текст: "Сосед (поручик?) Ответил быстро и твердо:" Честь - это верность своим идеалам ". Рубашов так же быстро возразил: "Честь - это полезность делу без гордыни". Сосед простучал громко и резко: "Честь - это никакая не полезность, а порядочность". "Объясните значение слова" порядочность ", - неторопливо и со вкусом передал Рубашов.
"Все равно не поймете", - выстукал он. Рубашов механически пожал плечами и, устроившись на нарах удобнее, отстучал: "Мы заменили порядочность полезностью".
Четыреста второму ничего не ответил ...
Он завидовал четыреста второй с его клановым кодексом чести, который предписывал, как ему жить и как умереть ... Завидная судьба! В Рубашова и его товарищей по движению не было кодекса нравственных правил: все свои поступки они вершили согласно единого мерила - ума. Даже обдумывая собственную смерть, Рубашов полагался только на разум. Что честнее - умереть молча или пойти на большие унижения во имя борьбы за великие идеалы? Он принес в жертву жизни Арлов, чтобы сохранить себя для революции. Его жизнь была объективно необходимым - это доказательство выдвигали и друзья: долг сохранить себя в резерве Партии был, по их и его мнение важнее от велений буржуазной морали ". (Кеслер А. Слепящая тьма / / Нева.-1988 .- № 7-С.117-118, 158).
• Осветить нравственное содержание понятий "открытость", "замкнутость", "монологизм", "диалогизм".
• Осуществить сравнительный анализ текстов в терминах диалогической этики:
а) "Настоящий диалог (т.е. не обусловлен ранее во всех своих частях, а полностью спонтанный, где каждый обращается непосредственно к своему партнеру и вызывает его на непредвиденную ответ), настоящий урок (а не автоматически повторяемый и не тот, результаты которого известны заранее преподавателю , а сулящими взаимные сюрпризы), настоящие, а не превращены в привычку объятие, настоящий, а не игрушечный поединок - вот примеры истинного "Между", суть которого реализуется не в том или ином участнике и не в том реальном мире, в котором те находятся рядом с вещами, а в самом буквальном смысле - между собою, как в некотором доступном для них измерении "(Бубер М. Проблема человека / / Бубер М. Два образа веры .- М., 1995.-С. 231).
б) "Только там, где человек прикасается последнего сердечника своей личности, происходит событие, которое мы называем встречей" (Больнов А. Ф. Встреча / / Ситниченко Л. Первоисточники коммуникативной философии.-Киев, 1996.-С. 169).
• Осуществить этический анализ духовно-нравственным измерений "Я-Ты-отношение" и его значение в конституировании человеческой личности, нравственной культуры человеческих взаимоотношений.
• Привести примеры примитивных форм человеческих взаимоотношений. Или любые моральные отношения между людьми можно считать общением?
• Выяснить особенности конвенциально общения; чем оно отличается от формальных и духовных связей между людьми? Прокомментировать текст:
"Контактные конвенциальным уровне требует достаточно высокой культуры общения. Умение "держать" диалог на этом уровне можно сравнить с искусством, овладение, которым требует труда лица над собой ... Конвенциональный уровень общения является оптимальным для решения межличностных проблем в человеческих контактах "(А. Добрович. Общение: наука и искусство .- М., 1996.-С. 135).
• Какие характерные особенности игровых моделей общения? Приведите примеры.
• Осветить этимологию и содержание понятия "этикет", определить его разновидности.
• Раскрыть содержание понятия "прикладная этика", определить особенности отдельного ее разновидности в контексте межличностного общения.
• Раскрыть содержание понятия "моральный кодекс" очертить его горизонты в сфере выбранной Вами профессиональной деятельности.
• Осветить особенности педагогической этики, прокомментировать тексты под углом зрения возможных перспектив гуманизации образования в эпоху глобализации.
а) "подмена личного общения как единственного эффективного способа воспитания чисто рациональными коммуникативными механизмами передачи знаний о правилах поведения и законы морали, неверная идея" превращения знаний в убеждения "или авторитарно повелительного наклонения покорения питомца воспитателю, игнорирование особых психологических качеств, необходимых учителю - воспитателю , и массовая подготовка в педагогических вузах и университетах "предметников", которые могут обучать, но не способны воспитывать, поскольку они часто не имеют любви к детям, уважения к личности ребенка, умение оценивать ее индивидуальные особенности, стремление душевного общения с каждым учеником как второго , для них характерен культ науки и непонимание роли искусства в формировании личности "(Каган.М.С. Активизация человеческого фактора / / Самотлорского практикум: Тез. науч .- практ. конференции.-Тюмень, 1987.-С. 13).
б) "Современное образование создает" манкуртов ", людей без исторической памяти и подлинной культуры ... Важен диалог культур ..."( Урбанаева И. С. тождество натурализма и гуманизма - основа этики / / Там же .- С. 31).
в) "В сфере нравственного воспитания должен быть не принцип" обработки "воспитанников, а принцип диалогического общения, нужно ставить целью не механическое воспроизведение желаемых качеств и" убеждений ", а настоящее воспитание личности общечеловеческим нравственным опытом, раскрытие для нее субъективной незыблемости отаннього "(Малахов В. А. Не" обработка ", но воспитание / / Там же .- С. 16).
г) "Заканчивается эпоха письменной культуры, книги, которая началась очевидно, в так называемый" осевое время ", и начинается эпоха массовой культуры, компьютера ... В массовой культуре эмоциональное начало довлеет над рациональным, ситуативное знание - над логическим, навыки поведения - над интеллектуально-осмысленной поведением. Если это так, то школьное образование с ее рациональной и логичной самодисциплиною, ориентацией на знание, обогащение памяти уже оказывается недостаточной, перестает быть основной формой культурной преемственности. Здесь, очевидно, следует ожидать определенных, достаточно серьезных качественных изменений. Компьютер стал словно неорганической частью его тела, ему просто не нужны многие, из которых старых, вышколенных школой технических навыков умственной деятельности. Такого человека можно назвать плоской, примитивной. Но это - не больше, чем оценка, субъективный, и к тому же внешне субъективный взгляд на вещи. Ведь дикарь-язычник, у которого много разных богов, мог (и не безосновательно) считать плоской, примитивной человека единобожника. Или, скажем, жрецу дописемной (фольклорной) культуры, который свои сложные ритуальные действия, детализированные мифы, заклинания, длинные поэтические тексты, хранил в своей памяти и органике своего тела, мог показаться примитивным, плоскостным священник, читающий молитвы по книге, или ученый, сохраняет свою ученость в рукописях "(А. А. Гусейнов. Выражение кризиса и симптомы обновления / / Вопросы философии .- № 3. -1999 .- С. 10-11).
• Написать "моральный кодекс" профессионала (педагога, студента, юриста и т.д.).
• Написать сценарий к игре или тезисы к "кейс-стади" (учебной ситуации).
Контрольные вопросы
• Что такое общение? В чем его специфика как типа человеческих отношений?
• Есть ли какие-либо нравственные отношения между людьми можно считать общением?
• В чем заключаются основные причины расхождений между ценностными ориентациями и реальным поведением человека?
• Какой этический смысл понятий "открытость", "замкнутость", "монологизм", "диалогизм"?
• В чем заключаются этические особенности "Я-Ты-отношение" в конституировании человеческой личности?
• Что такое конвенциональные общения?
• Какие характерные особенности игровых моделей общения?
• Почему толерантность, уважение, сострадание, ответственность, любовь есть нравственно-духовными измерениями общения?
• В чем заключаются особенности педагогической этики и моральной ответственности педагога?
• Что такое "прикладная этика", которые являются ее разновидности?
• Прикладная и профессиональная этика - они тождественны?
• Что такое этикет?
• Почему диалогическая парадигма важна для современной культуры? В чем заключаются особенности диалогической этики?


Предыдущие материалы: Следующие материалы: