Понятие культуры, объект, предмет и формы культуры


Изучая первый вопрос необходимо исходить из того, что курс "Культурология" решает несколько взаимосвязанных задач:
• получить необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуру, функции, закономерности и основные исторические типы культуры;
• помочь гармоничному сочетанию профессиональных и гуманитарных знаний, способствовать выработке профессиональной этики и нравственности;
• Выработать способность к творческому, критически осмысленного восприятия различных национально-культурных, этноконфессиональных и других платформ;
• помочь сориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.;
• выработать осознание восприятия социально-преобразующих функций культуры.
Этот курс дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, как сама жизнь.
Слово "культура" - в лексиконе практически каждого человека, но в это понятие вкладывают разнообразный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", то есть хозяйственные задачи.
Проблемы культурологии изучают много конкретных наук - археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие
различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.
Культура - это многогранная проблема исторического развития.
Термин "культура" происходит от латинского "сultura", означавший возделывание земли, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
Уже в этом смысле термина можно выразить важную особенность - единство культуры, человека, его деятельности. Это понятие в отличие от другого - "natura" (природа) означает в одном контексте "создано", "вне естественное". Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Объектом культурологии являются прогрессивно-преобразующая деятельность народов по совершенствованию материальной и духовной сфер жизни общества с древнейших времен до наших дней.
Предметом культурологии являются те процессы, события, факты, составляющие закономерности культурного развития.
Известно много определений культуры. В научной литературе насчитывается более 250 различных ее определений, но большинство ученых склоняются к следующей формулировке: Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Сегодня понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальной духовных ценностях. Выделяют две формы культуры: материальную и духовную, а в рамках культуры - политическую, научную, эстетическую, профессиональную и другие формы.
Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и рождена тем, что она постоянно пытается искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.
Культура выступает как историческая категория и требует для своего анализа и определения не только философского, но и исторического подхода. Учитывать то, что мировой опыт культуры как науки состоит в определении наиболее важных логических линий культурного развития человечества, его исходных и общих для всех народов принципов. Она опирается на фактический материал и заключение таких наук, как
1) этнография и археология,
2) обобщенная история и философия,
3) социальная психология и социология,
4) языкознание и искусствоведение и т.д.
Культура выполняет, наряду с познавательной, очень важную в наше время культурно-воспитательную функцию, привлекая человека к гуманистическим духовным ценностям как собственного народа, так и человечества в целом. Значимость ее изучения особенно возрастает в связи с актуализацией национально-патриотического, нравственного, эстетического воспитания, формирования действительно гуманистического мировоззрения.
В истории мировой культуры можно четко проследить следующие основные типы систем культурного развития: а) временной, к которому относятся определенные системы культурных эпох, которые последовательно сменяют друг друга, б) историко-культурный, включающий национальные, зональные и региональные системы культур, действующих на широком географическом пространстве друг возле друга.
Наиболее распространенной в современной культурологии есть такая классификация культурных регионов: дальневосточный, индийский, арабо-американский, европейский, тропически-африканский, латиноамериканский. В свою очередь каждый из этих регионов имеет свою внутреннюю структуру. Например, в рамках европейского культурного региона существуют определенные различия между культурами романских, германских, славянских, финно-угорских народов и т.д.
Можно выделить следующие основные типы культурного взаимодействия: культурная интеграция, когда то, что было общим для других культур, становится общим и для данной культуры; аккультурация, суть которой в том, что решающая чаще чужой культуры становится для данной культуры своей. Процесс, ведущий к уменьшению разницы культурного достояния, но не обязательно охватывает существенную часть культуры, следует отличать от аккультурации, что означает сближение.
По содержанию и влиянием культуры на человека исследователи предлагают делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как явление, формирует человека может воспитывать личность не только моральную, но и аморальное.
Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит развитие человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена ??не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры - всестороннее развитие человека.
Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, мораль, политику, право, религию. Все эти элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления как культура.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разносторонние и функции в жизни общества и человека.
Основные функции культурологии:
Серьезного внимания требует осмысления основных функций культуры.
* Основной функцией феномена культуры является человекосозидательная или гуманистическая. Все последние так или иначе связаны и даже вытекают из нее;
* Функция трансляции социального опыта. Ее нередко называют информационной;
* Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Не случайно поэтому культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности означает для новых поколений потерю социальной памяти (феномен манкуртизму);
* Познавательная (гносеологическая) функция вытекает из первой. Она раскрывает перед человеком достижения человечества в историческом познании мира через культуру, которая объединяет в органическую целостность естественные, технические и гуманитарные знания, человек познает мир и самого себя. Исторические знания формируют понимание исторического процесса, воспитывают осознание причастности к своему народу, нации, человечества. Большим культурологическим потенциалом наделены также естественные и технические науки, поскольку они вооружают человека знаниями о природе и достижениями цивилизации. Однако прогресс этих наук может создавать и угрозу технократизации человеческого мышления, дегуманизации содержания познавательной деятельности;
* Мировоззренческая функция культуры проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму всю совокупность духовного мира человека - познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных, волевых. Мировоззрение обеспечивает органическую целостность элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социально-культурном измерении. Следовательно, культура и мировоззрение находятся в диалектическом единстве. Основным направлением культурного мировоззрения, через который она включается в сферу социокультурной регуляции.
* Суть коммуникативной функции культуры сводится к передаче исторического опыта поколений через механизм культурной преемственности и формирование на этой основе разнообразных способов и типов общения между людьми. Эту функцию культуры выполняет с помощью сложной знаковой (символической) системы, которая хранит опыт поколений в словах, понятиях, формулах науки, обрядах религий, средствах производства, предметах потребления. При этом одни символические формы имеют ярко выраженный общечеловеческий смысл, другие - национальный, региональный, религиозный.
* Официально-нормативная функция культуры реализуется через систему ценностей и норм, которые служат регуляторами общественных отношений, культурно-духовными ориентирами на определенном этапе развития общества. Нормы в форме морали, права, обычаев, традиций, обрядов, ритуалов служат средствами приспособления ценностей с требованиями жизни в определенном историческом измерении.
* Интегративная функция культуры выражается в способности объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной принадлежности в определенные социальные общности, а народы - в мировую цивилизацию. Особенно велика потребность в интеграционной функции культуры ощущается в современных условиях, когда в одних регионах растет социальная напряженность, а в других происходит бурный процесс интеграции. Сегодня культурный прогресс направлен, с одной стороны, на интеграцию народов, социальных и культурных систем, с другой - на получение национального суверенитета и сохранения культурной самобытности;
* Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
* Семиотическая или знаковая (от греч. Seme'ion - учение о знаках) функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные знаки (физика, математика, химия, биология) также имеют собственные знаковые системы.
Как вывод к первому вопросу есть понимание того, что ознакомление с культурой - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала, кому в будущем придется принимать решения, которые могут повлиять на социально - экономическое развитие нашего государства, включая экономику, политику, культуру.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.