Функции культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Работа по усвоению второго вопроса базируется на проблемах исследования исторического пути различных типов культуры, их жанрах, особенностях функционирования и развития. Темпы развития культуры в разные исторические периоды были не одинаковыми.
Медленный, эволюционный характер менялся периодами революционных взрывов (например, средние века и эпоха Возрождения). Стремительный характер развития культура приобрела в XX веке, особенно во второй половине. В настоящее время объем мировой информации удваивается каждые 18 месяцев. В искусстве возникли новые стили и жанры в рамках модернизма, как направления культурного процесса.
С другой стороны в XX в. существуют трудности в развитии культуры:
1) тоталитарные режимы;
2) гонка вооружений;
3) экологический;
4) энергетический;
5) демографический кризисы.
Некоторые национальные культуры растворяются в мировой, то есть европейско-американской культуре, что является регрессом, так как каждая из этнических культур (их примерно 2 тысячи) самооцинна и равноправная.
Что представляет собой культура человеческой личности?
Важной проблемой, на которую необходимо обратить внимание, является проблема культуры человеческой личности.
1) Культурное человека характеризует прежде всего образованность. Образование начинается с социализации, т.е. по приобретению умения удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с социально принятыми нормами. В дальнейшем человек овладевает определенной суммой знаний, что позволяет выбрать жизненные цели и призвание.
2) Культурный человек умеет соотносить потребности души и тела, находить баланс между абсолютизацией телесных потребностей (гедонизм) и их игнорированием (аскетизм).
3) Чертами культурного человека является также вежливость (высказывания внутренней склонности к другому человеку), чувство такта (способность действовать правильно и своевременно), вкус (способность соотносить форму и содержание, количество и качество).
4) Ряд признаков, безусловно необходимых культурной личности, иногда трактуется в современной науке как наследственный: ответственность, порядочность, скромность и др.
5) Тем не менее, на наш взгляд, нельзя не учитывать и возможностей воспитания.
6) Качеством любого специалиста, получившего образование, является высокая профессиональная культура. Она предполагает способность и желание постоянно повышать квалификацию, передавать опыт, стремление к профессиональному общению, новаторство и сохранение лучших традиций, научного поиска, эстетики труда и т.д.
В центре внимания должны находиться и вопросы развития научного взгляда на культуру как украинская, так и зарубежных ученых.
В первой половине XIX в. в науке о культуре событием стали труды русского ученого Н. Данилевского. В книге "Россия и Европа" он выдвинул концепцию "замкнутого (локального) развития культур". Каждый народ, Данилевскому, создает специфическую систему ценностей, особый менталитет. Выработанная им культура трудно контактирует с другими культурами, опираясь проникновению в тело инородных элементов. Данилевский создал''систему типов "человечества, считал, что есть народы, привержены идее государственности, а есть такие, которым она по сути чужая. Есть люди, которые исповедуют идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы - хитрые обманщики, беспринципные торгаши Есть народы - "бичи Божии" - гунны, монголо-татары, турки, которые добивают старые цивилизации. Данилевский писал, что народы Востока создали изысканную, но малоподвижную, познавательную культуру, которая из поколения в поколение производит сама На Западе была создана динамическая утилитарно-практическая, культура, направленная на преобразование природы и общества. Позже эти идеи получили развитие в работах украинских философов XX века М. Хвылевого, Д. Донцова.
Уязвимость концепции локального развития культур в том, что без достаточной аргументации она преувеличивает некоторые черты культуры (самобытность, статичность, устойчивость) и недооценивает другие (способность к контактам, заимствования, динамизма.
Значительный вклад в развитие научного взгляда на культуру сделали ученые, писатели, общественные деятели Украины XIX в. - Т. Шевченко, Л. Украинской И. Франко. Так, М. Драгоманова, как ученого, характеризует сравнительно-исторический метод, научная толерантность и широта взгляда на проблемы культуры, обращение к общечеловеческим ценностям, критика ассимиляторской политики государства. Проблемы культуры занимают важное место в работах выдающегося историка М. Грушевского. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование различных етноплемен еще в эпоху трипольской культуры. Не противопоставляя русскую и украинскую культуры, он все же считал последнюю более близкой к европейской культуре.
Самым выдающимся исследователями культуры в XX в. считаются немецкий ученый Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби. В книге Шпенглера "Закат Европе" (1917 г.) на новую ступень поднято идеи культурного натурализма. Культура Европы, по Шпенглеру, к 2000 г. достигнет заключительной стадии и притаюе свое существование, оставив после себя только форму - цивилизацию, которая отбросит идеалы демократии и превратится в жесткий монархизм.
Английский ученый А. Тойнби в своей 122-томной труда "Исследование истории" собрал и систематизировал большой фактический материал по культуре народов мира. Он выступает и подражателем, и критиком Шпенглера. Разделяя точку зрения о "закат" западного мира, Тойнби считает гибель культуры Европы не обязательной. Если контролировать природопользования, установить справедливые отношения между богатыми и бедными странами и внутри самих западных стран, то культуру можно спасти. Тойнби верил в синтез культур, отрицал фатализм в развитии культуры, по-новому ставил вопрос о роли личности и прогрессивных социальных структур в выживании культуры.
Исследователи культуры используют ряд методов (способов получения истины): 1) статистический, 2) логический (в частности, индукции и дедукции), 3) ретроспективного анализа; эмпирический метод.
В основу исследования положен научные принципы: а) объективности, б) историзма, в) гуманизма.
Развитие мировой культуры неразрывно связан с основными периодами истории человечества: первоначальная история; древняя история, история средних веков, и новая история.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.