Культурология как наука


Термин "культурология" предложил в 1909 г. немецкий философ и физик В. Освальд. Ученый не только показал разницу между культурологией и социологией, но и использовал термин "культурология" для описания специфических явлений, которыми является культура как феномен сугубо человеческой деятельности. В. Освальд фактически определил место культурологии в системе других наук.
В 1939 г. американский философ Лесли Уайт (1900-1975) независимо от В. Освальда вернулся к толкованию термина "культурология", вводя его в контекст антропологических исследований о культуре. Его труд "Наука о культуре" (1949) способствовала выделению культурологии в отдельное направление исследований, поставила вопрос о необходимости определить предмет культурологии как науки и начала целостный подход к изучению культурных явлений.
Однако в западноевропейской научной традиции культурология в понимании целостного восприятия культуры не утвердилась. Преимущественно феномен культуры рассматривался с социально-этнографических позиций. Поэтому ведущими науками о культуре в Европе и Америке стали социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, историческая культурология, семиотика и посткультурна лингвистика (постмодернизм). В частности, значительное распространение в западной культурологии приобрела культурная антропология. ее называют еще этнической этнологической культурологией. Она изучает традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых "архаичным" народов. В последние годы широкое развитие получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические методы исследования.
В России же термин "культурология" закрепился. Там культурология как наука выделилась в отдельное направление, объединивший культурно-исторический, филологический) просветительский и идеологический аспекты культуры, философию, мифологию, этнографию, психологию, художественную практику.
Украинский культурология - достаточно молодая отрасль гуманитарного знания, она начала активно развиваться в последнее десятилетие. Долгое время культурология вынуждена была существовать в рамках советской идеологической традиции, развивая культурно-исторический направление. Через общественно-политические обстоятельства даже история украинской культуры приобрела черты схематизма, доктринерства, заидеологизированности, значительно отстав от научных достижений западноевропейской культурологической мысли. Прежде негативным последствием предыдущих суток стало отсутствие собственных новаторских оригинальных культурологических концепций. Однако сейчас отечественная культурология выходит из кризисного состояния, развиваясь путем синтезированного изучения проблем культуры, интегрируя знания различных наук в целостную систему.
В украинской культурологии можно выделить несколько направлений исследования. Прежде всего - это традиционная историческая культурологическая школа. ее главная задача - дать конкретные знания о том или иной тип культуры. Предмет истории культуры охватывает мировую, национальную или региональную культуры или определенную культурно-историческую эпоху, например Средневековья, Возрождения и т.д. Эта школа пытается не столько объяснить, сколько выявить и описать факты, события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники, имена авторов и создателей. К исторической культурологии тесно примыкает лингвистическая культурология, изучающая культуру через призму языка и литературы.
Второе направление - это философия культуры. Она является общей теорией культуры, поэтому ее задача состоит в осмыслении и объяснении культуры через ее общие и существенные черты. Философия культуры исследует сущность культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. Предметом ее изучения являются структура, функции и роль культуры в жизни человека и общества. Философия культуры направлена ??на выявление ведущих тенденции в эволюции культуры, на раскрытие причин ее развития, и кризисных явлений и т.п.
Третьим направлением является социология культуры. Она исследует функционирования культуры или в целом или имеющиеся в ней субкультуры - массовую и элитарную, городскую и сельскую, женскую и молодежную т.д. ее интересуют сдвиги и изменения, происходящие в культуре, их динамика, реакция на эти изменения тех или иных слоев общества и общественных институтов.
К социологии культуры тесно примыкает психология культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину. Она изучает личностное отношение к культуре, своеобразие духовного насыщения человека в рамках определенного культурного пространства. На основе социально-психологических исследований психология культуры выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного социума.
Итак, культурология - это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модель человеческого бытия. Культурология является эмпирической наукой, анализирующей конкретно-исторические явления культуры и выявляет универсальные закономерности зарождения, функционирования и изменения культурных феноменов
Следовательно, культуру нельзя рассматривать абстрактно вне логики исторического движения. Объяснение понятия и сущности культуры должно опираться на анализ сущности исторического процесса, специфики развития человека в процессе истории.
Отечественная и европейская наука достигла значительных успехов в изучении истории и теории культуры, конкретных эпох, регионов, специфики ее структурных элементов, методологии исследования культуры как социальной памяти человечества. XX века отмечено широким теоретическим интересом к проблемам культурологии, попытками создания научных моделей движения определенных типов культуры, постепенным становлением современной культурного самосознания.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: