Закономерности развития и функционирования культуры


Культурные процессы и явления отличаются сложностью и много - плановостью. Им присущи пени закономерности развития и функционирования.
Знакомство с историей культуры показывает, что ее составные части не являются неизменными. Поэтому возникает вопрос: как и почему, под влиянием каких факторов меняется культура.
Культурная динамика, как свидетельствует история, включает как внутреннюю трансформацию культурных явлений, так и внешние изменения (взаимодействие культур, передвигались в пространстве и т.д.).
В культурологии культура динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовой или этапным: циклической и инверсионной. Наиболее простая концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, путем эволюционизма с целью усовершенствования человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил, название фазового или этапного.
Концепция информационного развития культуры утверждает основным фактором развития культуры изменения в способе производства. Изменение характера производства влечет за собой и изменение общественного строя, а вместе с ним и культуры. Согласно этим изменениям выделяются основные периоды линейного развития мировой культуры, которые порождали соответствующие типы культуры: первоначальную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую.
Если взять за основу стадиальный критерий универсального уровня, то культурную динамику человеческого общества можно рассматривать как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: первобытность, Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Динамика оценивается в этом случае как комплексный поступательное развитие человеческого сообщества путем исторического прогресса.
Фундаментом фазового типа культурной динамики является социокультурное преобразования. Оно имеет место, когда новое состояние возникает вследствие изменения прежнего состояния под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Различают три основных вида преобразований: реформа, трансформация и революцию.
Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н.э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии.
Идея цикличности противостояла идеи прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-ХХ века, найдя свое отражение в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, в понятии "культурных организмов" концепции О. Шпенглера, круговорота "локальных цивилизаций" А. Тойнби.
Изменения в рамках цикла оказываются повторяющимися, общества движутся по подобным траекториям протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, т.е. такое, которое периодически возвращается к исходной точке. Поэтому прошлое поэтизируется в легендах о "золотой" эпоху, которая представляется лучшей, достойной подражания и воспроизведения.
Такой тип динамики возникает в обществах, где не создалось устойчивое культурное ядро, "золотая середина" или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, полная покорность существующим порядкам и их носителям может меняться "бессмысленным и беспощадным бунтом", разгул страстей и чувственности может уступить место крайнем аскетизма и здравомыслящему рационализма. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.
Инверсионная волна может охватывать самые периоды - от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. В отечественной истории на определенном этапе такой характер имел переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся уничтожением предыдущих культов, от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, огульной критики религии и расправ со священниками, от культурной изоляции к интенсивному подражания западным образцам; от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположных моделей политической и культурной жизни.
Культурные изменения и направление влияния культуры на общество бывают разные.
Ученые выделяют: изменения, ведущие к ослаблению дифференциации упадка культуры, и изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой.
Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы, то есть духовно-нравственной наследия. Позитивные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусства, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т.д. Новое не всегда может служить синонимом прогресса, а лишь в том случае, когда оно способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, помогая ей расширять зону свободы без ущерба для всего живого.
Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значения высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, т.е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массовой общества. Упадок также может выражать себя или как усталость, реакция расслабления на предыдущий бурный период развития культуры, или как недовольство его результатами.
Культурная кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. Вследствие этого система распадается. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию других, более актуальных элементов и их связей, став зародышем новой культуры.
Об культурный застой говорят, когда изменения не происходят в течение длительного времени. Общество проявляет приверженность традициям, ориентируется на повторяемость норм, ценностей, смыслов, знаний, распространяет запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного прогрессивного развития не в состоянии даже крупные открытия.
Тот или иной вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуру в целом. Наоборот, отличительной особенностью любой культуры является ее многослойный характер, вследствие чего в ней могут происходить одновременно изменения направлены в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению, как правило, вызывает накопление тенденций к стабилизации, что приводит рано или поздно к откат и изменения ориентаций.
Кроме того, различные компоненты культуры меняются с разной скоростью. Наиболее устойчивой является мифология, способная в той или иной форме хранить свои образы на протяжении многих веков. Большой запас консервативности содержит в себе и религия, которая несет функцию интеграции общества. Более мобильной является художественная культура, которая гибко реагирует на изменение духовного состояния общества или его отдельных слоев. Но наивысшую способность к изменениям имеет наука, которая удваивает свои основные параметры по 10-12 лет.
Таким образом, национальные культуры, существующие в современном мире имеют специфические закономерности развития и функционирования, которые делают их неповторимыми и уникальными.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.