Типология цивилизаций. Культура "Восток - Запад"


Существование различных подходов к определению понятия "цивилизация" обусловлено различным содержанием, которое вкладывается в его толкования. Согласно содержательного наполнения сущности цивилизаций и критериев ее оценки, определяется тип цивилизации. В жизни очень часто встречается термин "тип": типичная задача, тип передачи движения, типичная ситуация, типичная ошибка, тип характера, тип личности и т.д. Итак, тип - это то, что объединяет по общности признаков в одну группу.
В культурологии ряд культурно-исторических объектов, связанных общностью черт, элементов, закономерностями развития, также можно типологизировать, сочетая в определенные типы. В частности, в 1958 г. в Чикаго состоялась широкая дискуссия, имевшая мсти определить общие черты и признаки цивилизации. При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию, ученые были единодушны в таких ее важнейших характеристик: 1) образование государства, 2) возникновение письменности, 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы, 5) появление городов. При этом наличие первых двух признаков практически все признают обязательным, а необходимость других нередко ставится под сомнение. Если даже принять во внимание первые три признака, то они уже характеризуют цивилизацию как социокультурный и экономический комплекс.
Появление письменности указывает на возможность фиксировать информацию, а не хранить ее в памяти, и характеризует отделения умственного труда от физического, что позволило сосредоточить усилия отдельных групп людей на развитии искусства и различных форм позитивного знания. Города представляли собой очаги, вокруг которых царили первобытные формы общественной жизни кочевых племен. Они выполняли специфические общественные функции: были центрами сельскохозяйственного производства, ремесел, торговли, идеологии, идеологическим форпостом. Именно в эпоху первых цивилизаций систематизирована и централизованная идеологическая сфера стала поистине огромной силой духовного воздействия на массы, сформировав геоцентрический тип общественного сознания. Это подтверждают и памятники монументальной архитектуры (огромные дворцы, пирамиды, зикураты), свидетельствующие о мощный производственный потенциал общества, которое их создало.
Принципиальной позицией ученых советского периода было выделение формационных типов цивилизации: древневосточных деспотий, рабовладельческого, феодального, буржуазного общества. Такой подход отличался от взглядов многих западных ученых, в основном опираются на концепцию А. Тойнби, объясняла одновременно ход развития всех человеческих культур, используя понятие "цивилизация" к особенностям развития народов и культур различных регионов и стран.
В осмыслении цивилизации и формационный, и локальный подходы имеют как сильные, так и слабые стороны. Преимуществом формационного подхода является вывод о том, что каждый этап цивилизации имеет свои культурно-исторические эпохи. Однако при этом не учитывалось, что в течение одной формации может меняться духовная атмосфера в обществе и существовать несколько культурно-исторических эпох. Например, в рамках первобытного общества существовало две культуры: 1) культура собирательства и охоты, 2) культура раннего земледелия и скотоводства. В рамках феодальной цивилизации выделяют периоды раннего христианства, готики, ренессанса, барокко и рококо. Локальный подход, напротив, не учитывает целостный характер развития отдельных культур в конкретно-исторический период.
При семиотическом подходе за критерий выделения культурно-исторических эпох берется развитие речи, через которую средствами своеобразной системы знаков моделируется и отражается действительность. Существуют языки с преимущественно динамическим (глагольным) изображением действительности, но есть и языка с преобладанием статистического (именного) определение понятий. Языковые и даже алфавитные отличия накладывают значительный отпечаток на культуру народов в целом. Такой подход для лингвистики достаточно правомерен.
За основу типологии цивилизаций можно брать черты социально-экономической эволюции: 1) аграрно-традиционный этап развития, присущий рабовладельческом и феодальном обществам, 2) индустриальный этап эволюции связан с капитализмом. В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов XX века берет начало третья стадия цивилизации - постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.
По типу хозяйственной деятельности можно выделить приморские и континентальные цивилизации (европейская), по типу природно-географической среды - закрытые и открытые цивилизации, интравертна и экстравертные. Некоторые ученые предлагают разделить все цивилизации на два типа: один из них-техногенная, характерная для Западной Европы, а вторая - психогенная или традиционная, присущая восточным странам, например индийская цивилизация прошлого. Иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой понимают лишь духовную культуру1.
Существуют и другие типологии. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, национальной (французский, английский), региональной (североафриканская). Иначе смотрят на типологию цивилизаций ученые-востоковеды, которые считают, что изначально цивилизация распалась на два "древа" - Запад и Восток. Эти цивилизации имеют свои неповторимые пути развития, из которых "естественным" и "нормальным" признается восточный, а западный рассматривается как мутация, отклонение
Цивилизации восточного типа имеют циклическое развитие. Сформировались в основном на примере культуры Индии и Китая, которые охватывают период с середины II тыс. до н.э. по XVII века н.э.
Общество, которое относится к этому типу развития, существует в пределах исторического времени: прошлое, настоящее, будущее. Но представление о времени имеет свои особенности: время земной, в котором живут люди, и время небесный, в котором существуют боги, движутся вместе. На Востоке боги - рядом с людьми, принимают участие в их жизни, влияют на них. Душа считается бессмертным, лишь меняет свою форму.
Главная особенность Востока - устойчивость восточной цивилизации. Запад двигался рывками. Каждый рывок (античность, Средневековье и др.) сопровождалось разрушением прежней системы ценностей, политических и экономических структур. Развитие Востока напоминает, наоборот, сплошную линию, новое, не разрушает основ цивилизации.
Кроме того, Восток (в отличие от Запада) всегда был многоконфессиональным. Даже ислам существует наряду с другими традиционными восточными верованиями.
Еще одной важной особенностью Востока является то, что общество здесь не утратило связь с природой. Цивилизации Востока и Запада в этом отношении шли разными путями. Европейцы, уверены в том, что человек - хозяин природы, и все создано для нее, разворовывают богатства природы и переделывают ее, несмотря на вред, который они наносят. Человек Востока никогда не теряла связь с природой, стремилась к своему усовершенствования. Китайская философия, например, считает, что мир совершенен, поэтому не нуждается переделывать. Природе присущи пять особенностей: человечность, (жень), чувство долга (и), доброжелательность (ли), искренность (синь), и мудрость (чжи). Идея гармонии человека и природы нашла поддержку в даосизме, конфуцианстве, буддизме.
Таким образом западная и восточная цивилизации отличаются пониманием сущности человека, природы, власти, личности и общекультурных универсалий. Однако как бы ни отличались подходы к цивилизации, они существуют параллельно во времени и вместе составляют целостность современного мира.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.