Цивилизация как этап развития культуры


Культура выступает прежде духовным измерением цивилизации, ее духом, основой и фундаментом человеческой истории. Под цивилизацией же понимается определенный этап культурной эволюции человечества, представляет собой качественную границу на эволюционном пути.
Сейчас одни ученые расценивают встречу культуры с современной цивилизацией как кризис культуры, даже как ее катастрофу, другие видят в этом рождение новой культуры и соответственно нового этапа цивилизации. Так, расхождение оказалась между культурой и цивилизацией в XX веке, заметил русский философ Н. Бердяев (1874-1948). Обеспокоенный неудержимой технизацией человеческой жизни, ученый считал, что вопрос техники - это вопрос о судьбе человечества, поскольку культура теряет свою "живую душу", свое природно-органическое начало. Культура имеет сакральное, религиозные корни, ее достижения несут клеймо божественности, поскольку культура выросла из культа. Техника же примитивная по своей сути. Она родилась вне храма, в борьбе человека с природой. Техника не обладает уникальной неповторимости и самобытности, присущие культуре. Наоборот, это то, что повторяется, предоставляя одинаковые услуги, сервис, комфорт, орудия и оружие. Слова Н. Бердяева не утратили смысла на рубеже тысячелетий. Теперь именно духовные ценности определяют судьбу человечества и прогресс цивилизации.
Уже академическим стал в научной и учебной литературе вывод российского ученого И. Шафаревича о "техническую цивилизацию" как угрозу для существования культуры. Он пишет: "В истории бывают линии развития, которые заканчиваются неудачей. Кажется, что такой есть и линия развития технической цивилизации, основанной на научно-техническом утопии ... Ее неудача грозит гибелью не только локальной культуре, но и всему человечеству и всему живому на Земле ".
Такие ученые, как В. М. Межуев, Е. С. Маркарян, П. С. Гуревич, считают, что стоит смотреть на культуру и цивилизацию не как на врагов, а как на союзников, ведь цивилизация возникает по культуре и свидетельствует о ее новые качественные, а потому попытка оторвать культуру от цивилизации превращает в утопию идею дальнейшего развития человечества. Более актуально ставить вопрос о том, что в современном мире культура должна адекватно отвечать условиям развития цивилизации, а сама цивилизация - наполняться культурным содержанием, а также отмечают, что культура требует цивилизации, как душа требует тела. Поэтому неправомерным является утверждение Ф. Шиллера, оторвавшись от природы, человек оказалась в искусственно созданном и замкнутом ею мире культуры, то есть в цивилизованном мире.
Если культура имеет природное происхождение и определяется как внутренний стержень исторического развития человечества, духовно наполняет и обогащает каждую последующую эпоху этой истории, то цивилизация - это тело культуры, ее материальная оболочка, которая имеет не природное, а социальное происхождение. Итак, цивилизацией можно назвать определенным этапом развития общества в единстве социально-экономических, научно-технических и культурных выражений.
Цивилизация находится в постоянном развитии. Ее уровень зависит от развития техники, научного потенциала, религии, морали, уровня благосостояния населения, его самосознания, постоянства духовных ценностей. Поэтому цивилизация может быть показателем зрелости общества, или же общество, которое способно обеспечить людям нормальное развитие и существование, и является цивилизацией.
Таким образом, культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация - как совокупность условий, необходимых для реализации этих возможностей. Если культура определяет содержание и цель общественного и личностного бытия, то цивилизация обеспечивает формы и технические средства их воплощения.
Цивилизация - явление объективное, как и объективным является то, что человечество применяет ее плоды как средство создания искусственных культурных произведений для удовлетворения собственных материальных потребностей. Бездуховный цивилизация - ужасная вещь, но и культура, лишенная своей физической оболочки (цивилизации), - вещь невозможная. Человечество уже не вернется к своему первоначальному естественного состояния, оно должно творчески и критически отнестись к приобретенного предыдущими эпохами опыта для своего дальнейшего развития.
Современная цивилизация специфична. Формирование массового потребителя культуры проявляется в стандартизации его жизни, в его односторонности. Цивилизованную жизнь одномерное, шаблонное, ориентировано не на творчество, а на потребление типовых стандартов: новых шаблонных мыслей, зданий, одежды и образцов для подражания. Нередко цивилизованная масса сопротивляется культуре, то есть творчества, именно потому, что последняя ломает определенные шаблоны бытия. В отличие от органичности культуры цивилизация имеет демократический характер. Ее характерной чертой является механистичность. Цивилизация - это сфера переосмысления и повторения уже созданного ранее.
Цивилизация урбанистическая: именно в городах впервые возникает потребность массового повторения достижений культуры, в городах создаются лучшие условия для отбора и хранения образцов прошлых культур. Из городов эти произведения затем распространяются в сельской местности. Поэтому цивилизация - это своеобразный, актуально действующий музей культуры. Неся свои достижения из городов в поселковый периферии, она создает местную - местечковую цивилизацию, при этом разрушает истоки бытовой народной культуры. Однако наблюдается и обратный процесс: носители периферийной культуры, пытаясь сохранить ее народный, традиционный характер, активно привлекаются к достижениям современной цивилизации, они им интересны и понятны, - и это тоже объективный процесс. Ведь и в наши дни живут и конкурируют, например, научная медицина, традиционная медицина и знахарство, плуг и трактор т.д.
X. Ортега-и-Гассет, анализируя современную цивилизацию, указывает на то, что она основана на противоречиях, которые находятся внутри развития самой культуры. В своей книге "Восстание масс" основным противоречием он показывает противоречие между высокой (элитарной) и низкой (массовой) культурами. Обосновывая возникновения этого противоречия и раскрывая ее сущность, философ противопоставляет культуру элиты как творца духовных ценностей и культуру масс как потребителя культуры. В процессе потребления культурных ценностей народ превращает подлинную культуру на "ширпотреб", то есть массовую культуру. Последняя имеет утилитарное назначение и является бездуховной по своему содержанию. Вторжение массовой культуры в сферу элитарной расценивается как наступление "варварства в культуре", или "контркультуры".
Анализируя внутришньокультурнимы противоречия, X. Ортега-и-Гассет противопоставляет культуре науку, которая оказалась наиболее устойчивой и живучей среди различных видов духовной деятельности человека. Ее истины независимые от человека, они в наше время приобрели большое значение во всех сферах духовной жизни, значительно возросли технические средства распространения достижений науки и культуры в целом. Все это, по мнению ученого, приводит к деградации гуманистической культуры.
"Мы слишком цивилизованные, но еще не достаточно культурные", - так в начале XIX в. оценивал Кант состояние современной ему Европы. По его мнению, путь от цивилизации должно вести к высшей культуры, связанной с нравственным совершенством каждого человека. "Мы слишком цивилизованные, чтобы быть культурными", - возражал О. Шпенглер, несмотря на цивилизацию как насмерть культуры. Как и О. Шпенглер, А. Тойнби остро критиковал западную цивилизацию за потерю духовности и чрезмерное развитие меркантильных интересов и потребительской психологии. Безудержная индустриализация и милитаризация, по его мнению, приведет к обострению экологического кризиса и усиления борьбы за сырьевые ресурсы. Он предусматривал столкновения индустриальных стран с враждебной позицией технически отсталых стран, что неизбежно завершится глобальным конфликтом, следствием которого станет экономический упадок.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.