Структурные элементы культурного пространства


Структура культуры включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих между собой и составляют единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская, сельская, профессиональная и др.; духовная и материальная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на др., более мелкие.
Пространство культуры - термин используется в философии культуры и культурологии. Пространство культуры, по мнению культурологов, образующих мир предметов и процессов «второй природы». Он вполне выступает продуктом и сферой человеческой деятельности, а потому по своей структуре подразделяется на ряд элементов подпространств: 1) ойкумена как совокупность областей земного шара, заселенная людьми, 2) историко-культурные области как отдельные части ойкумены, 3) отдельные пункты проживания (от поселений первобытных людей до современных мегаполисов.
Рассматривая культурное пространство в масштабе всего людст ¬ ва, можно выделить в нем относительно автономные области:
- Национальные культуры
- Региональные культуры
- Цивилизации.
Традиционно принято разделять системную целостность культуры на два вида: материальную и духовную культуры. Каждая из них имеет свои особенности и в свою очередь делится на определенные подвиды, которые обладают своей спецификой и в то же время несут в себе все качественные характеристики целого.
Материальная культура - это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам человек в своей материальной, физической сущности.
Культура производства - наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. В системе материального производства уже на ранних его этапах развились и утвердились три главных его составляющих: техническое оборудование (определенный уровень развития орудий труда, средств труда и производства и др.), процесс труда и результат труда. Каждая из составляющих является определенным показателем развития культуры. Каждое орудие труда - не только опредмечены знания (т.е. знания о мире, которое воплотилось в дело), ??но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навыков от тех, кто его применяет.
Культура быта - это вещное среду обитания (квартира, дом, производство) и, одновременно, отношение к нему. Она включает в себя также и организацию этой среды, в котором проявляются эстетический вкус, идеалы и нормы. Подлинная культура быта относится к вещам так, как они того заслуживают: как к предметам, которые украшают или облегчают нашу деятельность, или делают его более человечной ", что вносит в нее тепло, уют и добрые чувства.
Физическая культура - это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена ??на поддержку физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом.
Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно найти все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиями, значимыми для всего человечества. Духовная культура - это мир идей, связанных с существованием человека в мире. Наличие культуры - специфика человеческого образа жизни. Она проявляется не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, запомнили этот мир во всем его богатстве: Наиболее значимыми видами духовной культуры является интеллектуальная, нравственная, художественная культура , наука и религия.
Интеллектуальная культура
Для понимания этого явления необходимо четко различать такие понятия, как сознание и интеллект.
Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок, понятий, суждений, умозаключений, образов, которые возникли на основании ощущений.
Интеллект (познание, понимание, рассудок, усмотрение), как видно из перевода этого термина, выявляет различные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как усмотрению, не является тем же.
Мышление - высшая форма активного отражения мира, при котором происходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, производятся цели и осуществляются поиск, формулирование и решение всевозможных задач.
Культура речи - проявление и выражение интеллектуальной культуры человека.
Мораль как явление культуры
Моральные нормы - это требования должного, безусловного, или, строго говоря, императивы (повеление, настойчивое требование, приказ, закон), что является основой любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм иного рода, не связанные с любыми учреждениями или общественными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычной поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком.
Искусство как явление культуры
Искусство - это художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танцы, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые как художественно-образные формы отражения действительности. Функции искусства связаны с формированием образных, целостных, эмоциональноокрашенных, гибких представлений о ситуации существования людей, ядром этой области культуры является способность человека к формированию образов. Искусством также называют высокую степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Религия как явление культуры
Как и искусство, религия - один из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития. В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира, с пониманием отношений природы и человека, космоса и общества друг с другом.
Наука как явление культуры
Наука - в культурологии рассматривается как элемент культуры, как одна из ее подсистем. Без науки культура не может осуществить свои социальные функции. Понятие наука и культура не отождествляются: второе шире первого, поскольку наука не учитывает всех сферах материальной культуры, более того, она не учитывает такие сферы духовной культуры (области), как искусство, нравственные теории и взгляды, а также потому что наука рассматривается как феномен культуры. Она обогащает духовный мир человека и тем самым способствует его развитию. В науке вырабатываются соответствующие рычаги и механизмы для передачи знаний новым поколениям. Социокультурной содержание понятия науки - специализированная форма культуры, ориентированная на познание.
Таким образом, материальная и духовная сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии и представляют собой единый сплав, из которого строится конгломерат единой культуры того или иного общества в каждую конкретную эпоху. Это обстоятельство лежит в основе существования смешанных, материально-духовных разновидностей культуры.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: