Гуманизм и технократизм в современной культуре


Существенные изменения происходят и в культуре. Она начинает существовать будто бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.
Гуманитарная культура
Традиционно-гуманитарная культура включает в себя религию, философию, традиционную мораль, классическое искусство.
В искусстве она представляет главным образом реализм. По-прежнему удается поддерживать высокий уровень французской литературе. Среди множества имен можно выделить М. Дрюона (р. 1918), Э. Базена (г. 1911г.), Ф. Саган (р. 1935), Ж. Сименона (1903 - 1989). Первый приобрел широкую известность серией исторических романов "Проклятые короли". Романы Э. Базена "Ради сына", "Крик совы" посвящены социальной проблематике. Он также является автором психологического романа "Супружество". Писательница Ф. Саган в последние годы относится к числу наиболее популярных. Ее читательская аудитория состоит из молодых людей и интеллектуалов. Они являются героями его произведений. Она - автор лирических романов "Здравствуй, грусть", "Немного солнца в холодной воде", книги новелл "Нежный взгляд". Мировую известность получила серия детективно-психологических романов Ж. Сименона о полицейского комиссара Мегрэ.
Подлинный подъем переживает швейцарская литература, три представителя которой получили мировое признание: Н Г. Гессе (1877 - 1962), Ф. Дюрренматт (р. 1921), М. Фриш (р. 1911 г.). Первый известен прежде всего как автор романа-утопии "Игра в бисер". Дюрренматт создал трагикомедию "Визит старой дамы" и пьесы "Физики", "Соучастник" и др., в которых затрагиваются острые проблемы современности. Фриш является автором романов "Гомо Фабер", "Назову себя Гангенбайн", а также философской повести "Человек появляется в эпоху голоцена". Успешно развивается немецкая литература, которую в первую очередь представляют Г. Белль (р. 1917 г.) и Г. Грасс (р. 1927 г.). Первый создал романы "Глазами клоуна", "Групповой портрет с дамой" и др., в которых тонкий и мягкий юмор сочетается с глубиной анализа и острой сатирой. Грасс - автор романов "Собачьи годы", "Под местным наркозом", "Встреча в Тельгте", отмеченных поиском новых выразительных средств.
В английской литературе присутствуют несколько течений. Литературу так называемых "сердитых молодых людей" представляют Дж. Осборн (р. 1922 г.), написавший пьесу "Обернись во гневе", и Дж. Брейн (г. 1922 г.), создавший роман "Путь наверх" . Писательница А. Мердок в своих романах "Черный принц", "Море, море ..." и др. классическую линию совмещает с психоанализом. В творчестве Г. Грина соседствуют разные жанры: психологический роман, политический и детективный. В американской литературе реалистическую тенденцию представляют К. Воннегут (р. 1922 г.) и Дж. Апдайк (р. 1932 г.). Первый написал романы "Колыбель для кошки", "Бойня номер пять" и др. Второй является автором романов "Беги, кролику", "Кентавр" и др.
Благодаря творчеству А. Азимова (р. 1920 г.) и Р. Бредбери (р. 1920 г.) широкую известность приобрела научная фантастика. Азимову принадлежат романы "Конец вечности", "Сами боги" и др., Бредбери - роман "451 ° по Фаренгейту", "Чувствую, что зло грядет" и др. Значительных достижений достигла американская драма, в которой особое место занимают А. Миллер (р. 1915), Т. Уильямс (р. 1911 г.), Э. Олби (р. 1928). Первый - классик американской драмы - написал пьесы "Смерть коммивояжера", "Это случилось в Виши" и др. Второй известен прежде драмами "Трамвай" Желание "и" Орфей спускается в ад ". Олби создал пьесы:" Кто боится Вирджинии Вульф? "," Баллада о невеселый кабачок "и др. Итальянское искусство известно прежде всего своим кино и в первую очередь - течению неореализма. Его основателем стал Р. Росселини (1906 - 1977), снявший фильм "Рим - открытый город", "Генерал Делда Ровере" и др. К неореализма принадлежат также Л. Висконти (1906 - 1976), поставивший фильмы "Рокко и его братья", "Невинный" и др., Дж. де Сантис (р. 1917 г.), автор фильмов "Нет мира под оливами", "Рим, 11 часов" и др. Наиболее крупным итальянским режиссером стал Ф . Феллини (1920 - 1995), создавший фильмы "Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "81 / 2", "Амаркорд" и др.
Научно-техническая культура
На рубеже XIX - XX вв. проблему "техника - природа - человек" не обошел почти ни один из выдающихся деятелей культуры. Отдельные произведения этой теме посвятили Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н. Бердяев, В. Розанов и др. Во многих работах высказываются пессимистические взгляды по поводу зависимости человека от техники, "дьявольской власти" техники над человеческой душой.
Новый этап развития техники с середины XX в. получил название научно-технического прогресса, либо научно-технической революции (НТР). Сущность НТР в объединении усилий производства с наукой, когда последняя становится непосредственной производственной силой.
Развитие научно-технической, интеллектуальной культуры во второй половине XX века отмечена грандиозными успехами и достижениями.
В современном обществе происходит эпохальный переход от индустриального типа развития к информационному. Совершенствование науки и техники ускоряется с каждым годом в геометрической прогрессии, долгосрочные интересы оказываются важнее чем срочные, нарастает всемирная экономическая интеграция, центры политических сил на уровне отдельных стран смещаются в регионы, растет господство США в мире. Новые способы передачи и обработки информации, как никогда, сблизили страны и народы, но при этом парадоксально разъединили отдельных людей. Западное человечество, выступает в авангарде общемирового процесса культурного обновления, в первую очередь на самом себе ощутило усиления дегуманизации культуры - вытеснение человеческой личности за культурные рамки.
К научно-технической и интеллектуальной культуры относится неомодернизм, сменивший авангард, поскольку он непосредственно связан если не с наукой, то с новейшей техникой и технологиями. Он обращен главным образом к интеллекту, а не к чувствам.
Эволюция неоавангардом идет под знаком его самоотрицание как искусства. Это хорошо видно в поп-арте (Р. Раушенберг, Д. Джонс, Э. Уорхол), продолживший дадаизм М. Дюшана, который в свое время предложил вместо прежнего понятия художественного произведения термин "реди мейд" ("готовые вещи"). Поп-арт исповедует идею, согласно которой "все есть искусством".
Таким образом, научно-техническая и интеллектуальная культура, как и традиционная (гуманистическая), является таковой для ограниченной части общества. Обе они составляют то, что иногда называют "высокой" или "элитарной" культурой. Ее существование становится все более сложным и проблематичным.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.