Украинский культурологическая мысль

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В осмыслении культурно-исторического процесса весомый вклад украинских ученых. Их общественно-политические, исторические, философские взгляды были тесно связаны с научными достижениями мировой культурологии. Они создали ряд оригинальных концепций, основным тезисом которых была идея самоценности национальной культуры и ее взаимосвязи с культурами других народов.
Григорий Сковорода (1722-1794) стоял на принципах символического трактовки культуры. Он выдвинул теорию, согласно которой культура - это три мира: первый - мир природы ("макрокосмос"), второй мир - это человеческое сообщество и мир отдельного человека, третий мир - это Библия, или "мир символов". Философ считал, что все в мире, включая Библию, имеет двойную природу - внешнюю, видимую или "материальную натуру" и внутреннюю, или "духовную натуру", которые представляют собой дуалистический мир вечного и тленного, доброго и злого, возвышенного и униженного т.д. .
Бог для философа - это внутренняя сущность вещей, закономерность мироздания, поэтому все "новое" в природе и человеку надо искать в самом человеке, ибо все сущее на небесах и на Земле, подчинено единым природным закономерностям. В истории украинской науки Г.С. Сковорода впервые заложил основы понимания культуры как отдельной, специфической сферы бытия, в которой все божественное находится в символических формах.
Новый этап в развитии украинской культуры началось в конце XIX - начале ХХ в.
Цементирующей фигурой XIX в. был Т.Г. Шевченко, прозорливостью своего творческого гения, не только объединил западно - и восточно - украинские земли, но и призвал к национальному прорыва из безнадежности и отчаяния к свободе национального духа и жизни.
Широкий спектр взглядов на развитие культуры вообще и украинской в ??частности выдвинули выдающиеся представители украинской культуры и деятели "Русской троицы", "Кирилло-Мефодиевского братства", Михаил Драгоманов, Иван Франко, Михаил Грушевский, Леся Украинской, Михаил Коцюбинский и многие другие. Существенными достижениями украинский культурной мысли этого периода считаются:
1) утверждаясь в условиях жестоких антинациональных притеснений, она имела демократическое, глубоко гуманистическую направленность, веру в историческое будущее украинского народа;
2) были сформулированы основные принципы народоведения как науки об истории украинской культуры;
3) украинские ученые остро критиковали как элитарные концепции культуры, которые провозглашали необходимость демократизации общественной жизни, так и марксистскую теорию классовой борьбы в развитии культуры, которая позднее нашла наиболее полное воплощение в идеологии пролеткульта и сталинизма, когда абсолютизировалась роль народных масс в культуре.
В украинском интеллектуальном пространстве только И. Франко отстаивая право украинской культуры на самостоятельную жизнь развил тезис о плюрализме национальных культур, рождались в результате различных "жизненных обстоятельств человеческого рода".
По меткому выражению И. Дзюбы, "история украинской культуры долгое время оставалась фрагментом общей истории" или была представлена ??ее отдельными формами, в частности искусством. Сложность формирования национальной культурологической школы заключалась в отсутствии единого национального государства, которая так и не смогла утвердиться в Украине в ходе освободительной борьбы украинского народа (1917-1920гг.)
Главным методом исследований национальной культуры ученых - эмигрантов стал позитивизм, попытки наполнить точным и проверенным фактологическим и исходным материалом содержательную сущность культуры. Важной вехой на пути развития национальной культурологической мысли стал выход в 1940 г. работы "Украинская культура. Лекции под редакцией Д. Антоновича ". Ученый подал толкования понятия культуры, впервые отметил личностях украинский гуманизма, наметил периодизацию культуры за стилевыми эпохами.
Для Д. Антоновича было вполне очевидным, еще мировая культура - это не противопоставление культурной идентичности на уровне цивилизации и национальных взрывов в локальных культурах. Общечеловеческое и национальное тесно взаимосвязаны между собой, представляя мировое единство в разнообразии. Поэтому ученый с сожалением отмечал, что в силу объективных причин не смог собрать точных сведений о вкладе Украинская к общечеловеческой культуры.
Особое место в истории украинской культурологии занимает концепция Ивана Огиенко (1882-1972). Визитной карточкой культурологических взглядов ученого была "украинская культура" (1918). Ею он фактически подготовил почву для дальнейших культурологических исследований отечественных ученых.
И. Огиенко обосновал идею о трансляционную функцию украинской культуры, оказалась в двух плоскостях: 1) самодостаточности национального развития для творческого переработки и осмысления европейских достижений в силу геополитического положения Украины и традиционной для нее открытости к различным воздействиям: восточных, западных и южных; 2) передаче созданных украинским народом культурного достояния на восточнославянские земли.
И. Огиенко, глубоко изучая исторический путь, пройденный украинской культурой, заметил, что даже в условиях безгосударственного жизни, когда национальная культура служила "за этнографический материал" для формирования других культур, были пути преодоления кризисных явлений в национальной культуре. Ученый отстаивал мысль, что становление независимого государства непосредственно обусловлено уровнем развития духовного фактора. Культура может ускорять процессы построения или, наоборот, тормозить их. Большое значение в этом процессе И. Огиенко придавал языку, через которую осуществляется способность к национальному воспроизведения и вообще к государственной жизни. С упадком национального языка упадок национальная культура, гибнет нация, а с ней - и государственная идеология.
И. Огиенко подчеркивал, что воплощение разноязычной политики должно идти двумя основными путями: через восприятие развития соборного литературного языка и через применение ее различными правительственными и культурно-образовательными учреждениями. Главными проводниками родного политики должны стать писатели, учителя, духовенство, интеллигенция. В основу науки о родноязычные обязанности ученый заложил положение о государственном языке ведущей нации, о свободном развитии культур национальных меньшинств как залог широких отношений с другими народами и политической стабильности государства, о единстве материнской культуры с культурой эмиграции.
Ученый считал культуру важным интегрирующим фактором. Формирование национальной культуры - это процесс достаточно сложный и многомерный, а мера соотношения народа и его интеллектуальной элиты как творцов духовных ценностей влияют на особенности культуры, формы ее функционирования в обществе, на место среди культур других народов.
И. Огиенко в сфере культуры, расширил во временном измерении рамки функционирования национальной культуры, отстаивая непрерывность культурного развития и его эквивалентность генезиса нации. Впервые в украинской культурологии он поставил вопрос об идентификации национальной культуры, ища в ее коренные особенности национальной ментальности и самоощущение собственной национально-культурной самобытности.
Религиозная концепция в украинской культурологии представлена ??взглядами украинского писателя Андрея Шептицкого (1865-1944). Он выдвинул идею религиозного экуменизма, которая заключалась в стремлении объединить Запад и Восток через греко-католическую конфессию и тем самым обратить всех христиан в Единую христианской церкви.
Следующий этап в развитии украинской культурологии связан с возрождением Украины как самостоятельного и независимого государства. Сейчас украинская культурология вышла из научной кризиса и депрессии. Свидетельством тому является академическое издание "Истории украинской культуры" в 5-ти томах. Культура рассматривается здесь как духовно - культурный феномен, как система внешних "предметных" и внутренних "субъективных" ценностей.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.