Закономерности функционирования культуры. Причины кризисных явлений


Подлинная история - история культуры, и прослеживая стадии ее развития, мы движемся в фарватере человеческой эволюции. В мире духовной культуры выделяют три основные силы - веру, воображение, разум, вместе с пятью чувствами и интуицией создают культуру.
Как развивается культура - циклически или линейно? На более ранние представления о линейности был наложен идея замкнутой цикличности Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера. Они пытались обобщить многообразие проявлений данной культуры и подкрепляли свои взгляды использованием биологического и психологической терминологии, хотя именно за это подвергались критике. В идее сквозных типов культуры П. А. Сорокина (чувственного, идеалистического) речь идет о периодической цикличность единого целого, как некой симфонии культуры. Настоящее развитие культуры осуществляется через жертву и удовлетворяет принцип цикличности. Рассматривая же развитие культуры в целом, необходимо сочетать элементы цикличности и направленности. Таким образом, мы получаем принцип развития культуры по спирали.
Нами рассмотрено семь областей духовной культуры. Каждая последующая - синтез предыдущих, которой формирует новое качество и сохраняет с предыдущей все ценное. Развитие отраслей можно представить следующим образом:
мистика + искусство = мифология + философия
= Религия + наука = идеология.
Мистика и мифология-детство человека, философия и религия - его юность, наука и идеология - зрелость. Искусство начинается в детстве и сопровождает человека всю жизнь. В то же время ни философия, ни религия, ни наука не потеряли своего значения. Действительно, престиж философии никогда не был так высок, как во времена Платона и Аристотеля, религия никогда не располагала такую ??власть, как в средние века, наука никогда не пользовалась таким уважением, как в XIX веке, но несмотря на это данные отрасли и сейчас присутствуют в культуре и, может быть, добьются выдающихся успехов, хотя пик их могущества в прошлом.
Изменение господствующих отраслей культуры можно считать одной из культурологических закономерностей, отличной от закономерностей творчества, относящихся к психологии, и закономерностей отношений между носителями культуры, изучаемых социологией. Первый вопрос о существовании закономерностей развития культуры поставил английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Тайлор (1832-1917), который отмечал, что орудия, применяемые во всевозможных частях света самыми разными народами, которые демонстрируются любым этнологический музей, удивительно похожи. Ученый подчеркивал необходимость изучения культуры как целого. «Точно так же, как каталог всех видов растений и животных известной местности дает нам представление о ее флору и фауну, полный перечень явлений, составляющих принадлежность жизни известного народа, заключает собой то целое, что мы называем его культурой. Мы знаем, что отдаленные друг от друга области земного шара порождают такие виды растений и животных, между которыми существует удивительное сходство, которое, однако, отнюдь не является тождеством. Но ведь тоже самое мы обнаруживаем в отдельных чертах развития и цивилизации обитателей этих стран ».
Закономерное изменение господствующих отраслей культуры можно назвать принципом маятника. Каждый процесс регулирования, в котором задействованы механизмы инерции (а культурный процесс именно такой) имеет тенденцию колебаться. В основе развития культуры лежит рационализация. Но она осуществляется не линейно, добавляя в каждой следующей отрасли, а скачкообразно - философия более рациональная, чем мифология, но в следующей по философии религии рациональность уменьшается, затем она снова повышается в науке, но уменьшается в идеологии. Это объясняется тем, что рационализм постепенно подходит к границам своих возможностей в рамках данной области культуры, а вокруг остается широкое поле непостижимого.
Обобщение на более широкие сферы приводят к росту иррационализма, поскольку оказывается неспособность ума их освоить. Иррациональные течения становятся более приоритетными и на время побеждают. Затем усиливаются попытки рационализации иррациональных результатов. Рациональность - тенденция, что реально существует, но кроме нее есть идеалы, скажем, идеал бессмертия, и человек порывает с рациональностью, если иррационализм подает надежду на осуществление идеала.
Можно отметить другую причину изменения лидирующих отраслей. Растущая дифференциация культуры вследствие увеличения ее разнообразии, как динамическая характеристика культурной системы, приходит в противоречие с более статичными формами объединения содержания. Рост содержания аккумулятивный, рост форм характеризуется преемственностью. Форма - вещь консервативная и прочная. Ее нельзя превратить в идеальную, «приставив» желаемое качество одной формы в другую. Это реальность, в которую можно влюбиться на всю жизнь, а можно разлюбить через определенное время. Обеспечение гармоничного развития культурной системы определяет замену одной формы другой как разрешение противоречия между формой и содержанием.
Маятник культуры выражает постоянный переход от верховенства рационального компонента к верховенству иррационального и обратно и необходимость того и другого. Мистика возникла к дифференциации чувства и разума, когда разум еще не возник. Развитие чувств и образного мышления привело к становлению искусства. Затем развитие понятийного мышления определило формирование мифологии, состоящая из двух уровней - образного и рационального. Дальнейшее развитие привело к становлению философии, в которой понятийный уровень стал единственным и самодостаточным. Как только философия захватила лидирующие позиции, выяснилось, что она не осуществит свои обещания и начался откат к религии. После захвата религией полной власти культура вернулась к науке. Наука, став всесильным, нашла свое бездушие. Люди обратились к идеологии, которая, «придя к власти», продемонстрировала свою бесчеловечность.
Предпосылки одной отрасли постепенно созревали в другой: в мифологии растет рациональный компонент и образы начинают разбираться аллегорически вплоть до возникновения философии; в философии по мере впадения в скептицизм прорастала вера вплоть до победы религии; в религии зреет разумное начало; в науке растет понимание того, что она тоже основывается на вере в объективной реальности до торжества идеологии. С развитием тенденции рационализации амплитуда маятника увеличивается. Если «расстояние» между мистикой, искусством и мифологией еще незначительная, то философия отходит от мифологии дальше, религия от философии еще дальше и т.д.
Используя принцип маятника можно прогнозировать будущее культуры: на следующей ступени стоит ожидать возвращения к господству рационального. Тенденция рационализации, которую у нас нет оснований считать завершенной, является интеллектуальной основой эволюции культуры. Равновесие культуры - это миг отсутствии господства какой-либо отрасли над другими, когда одна уже потеряла лидирующую роль, а другая не приобрела, но в определенный период борьба представляется неизбежной.
По аналогии с социальной и научной революциями имело культурную революцию, имея в виду процесс скачкообразного перехода от верховенства одной отрасли культуры к другой. По крайней мере три таких революции уже произошли: философская, религиозная, научная. Движущей силой при этом был творец, приносил себя в жертву, а творцами новой области культуры становились его ученики и последователи, вдохновленные жертвой.
Жертвы Сократа, Христа и Бруно - экстраординарные по своему значению события - лишь высшее проявление разрешения противоречия между миром духовной культуры и миром материальной жизни человека. Это противоречие действует всегда и везде. Характер жертвы зависит от типа культуры. Так, в религиозном типе культуры человек жертвует всем ради Бога, в научном - ради знания, в идеологическом - ради интересов класса, нации. Во всех случаях жертва служит двигателем культуры. Она начинается не для того, чтобы что-то произошло, а сама является событием, по которому следует желаемое.
Культура не может победить насилием, она побеждает с помощью добровольной жертвы. Отсюда обоснование добродетели: искренний прогресс - прогресс культуры идет через жертву, а для того, чтобы быть способным к жертве, нужно иметь достоинство. Святость жизни проверяется готовностью к жертве. Если человек рвется к власти и готова ради этого идти по трупам, то такой человек от дьявола. Если человек во имя своих убеждений готова пожертвовать собой и никогда не изменяет им под влиянием внешних обстоятельств - такой человек от Бога.
В этом смысле можно говорить о культурном энергию: это - энергия жертвы. Самопожертвование - не пассивное ожидание нападения, а активное стремление к жертвенности. Жертва - энтропийный процесс с точки зрения физики, но негэнтропийной с точки зрения культуры. Разрушение телесного ведет к развитию духовного. Жертва создает свободную духовную энергию в культурной системе, обеспечивающей становление новой отрасли и новое качество культуры в целом. Энергия жизни создает культурный синтез, энергия смерти - обеспечивает его победу. После торжества той или иной области культуры энергия распространяется на его последователей, а затем влияет на широкие массы.
Жертва - своеобразная мутация, ведущая к эволюции.
Каков механизм действия жертвы? Будем основываться на аналогии с физическим процессом. Гибель высвобождает большое количество энергии, подпитывает системе и приводит ее в состояние неустойчивости. Чем больше количество энергии, тем больше вероятность перехода системы в новое качество. Этот процесс очень похож на процесс рождения материи в модели Пригожина и другие процессы, исследуемые синергетикой. Два камня, человек бьет друг о друга, - точка сингулярности материальной культуры, что ведет к созданию орудий труда супруводжуеться высечкой искры, что влечет использование огня. Точно так же борьба двух областей культуры сопровождается высечкой духовной искры, что ведет к духовному свету. Культура развивается за победы духа над плотью.
Прогресс культуры имеет место именно потому, что побеждает ненасилие и непротивление злу. В мире материальной жизни господствует закон насилия, в культуре - закон победы через жертву.
Развитие отрасли напоминает развитие популяции: период резкого увеличения произведений и последователей (революционный период); плавный период (синтез); горизонтальный период застоя (подмены), когда дух культуры засоряется материальностью и начинают преобладать интересы тела, агрессивно-потребительская модель поведения. Вспомним, что в универсальной схеме развития, предложенной синергетики, чередуются фазы устойчивости и неустойчивости, нормального развития и революционных изменений. Культурные системы подчиняются тем же закономерностям. В итоге имеем спираль развития: жертва - развитие отрасли культуры - ее доминирование - подмена - жертва. Каждая отрасль проходит свой цикл.
Почему необходимо много отраслей и типов культуры и не происходит полной замены старого новым? Действует закон культурного разнообразия, что созвучно основному закону экологии. Закон жертвы ответственный за становление нового, закон разнообразия - при сохранении старого, закон подмены - за изменение отраслей. Если бы не было подмен, не было бы необходимости в восстановлении; не было бы жертв, не утверждалось бы новое; не будь разнообразия, старое бы погибли. Таким образом, добровольная жертва имеет не менее фундаментальную онтологическое основание, чем насилие, и каждый вправе занять свое место на «шкале» от жертвы к подмене, от насилия к любви. Имеется в виду, конечно, жертвенная любовь.
Таким образом, движущей силой развития культуры является жертва, создает духовную энергию, необходимую для достижения данной отраслью культуры господствующего положения, после чего начинается процесс подмены его целей и задач. Сущность культуры составляет потребность преодоления страха смерти и жертва реализует данную потребность. Главная проблема, приведшая к возникновению духовной культуры, - проблема смерти. Человек отличается от животных осознанием смертности, культура «лечит» ее от шока осознания. Прогресс культуры связан с постоянным изменением отраслей и типов с целью поиска адекватных средств, заставят перестать бояться смерти. Смысл жертвы, которые заставляла доставить себе каждая отрасль культуры, заключалась в преодолении страха смерти.
Кризис - обязательный и закономерный этап в развитии любой культуры. Она не может найти самоидентичности без преодоления возникающих в ее русле внутренних коллизий. Поэтому переломные процессы внутри культуры далеко не всегда свидетельствуют о коррозии, распад, катастрофу и тем более окончательную гибель культуры. В этом смысле кризис следует понимать в том значении, которое это слово имеет в медицине, как тяжелое переходное состояние.
Сущность кризиса - переоценка и перекомпоновки слагаемых духовно-смыслового ядра культуры. Он способен парализовать культурную динамику, вызвать болезненные, мучительные феномены. Это может привести к краху культуры в ее прежнем виде. Но кризис нередко сопряжена с самопознанием культуры, с выявлением ее потенциала, возможностей внутреннего развития. Вот почему, как показывает мировая практика, рождению новой культуры зачастую предшествуют кризисные явления.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.