Культура и глобальные проблемы ХХ века

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Глобальные проблемы современности - совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами, путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах,) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах, предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технической революции. Некоторые исследователи включают в их число также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т.п.
Кризис идеологии.
Сейчас время господства идеологии и культуры. Эти вещи взаимосвязаны. Кризис духовной культуры не в том, что она ничего не создала (новые религии т.п.), а в порожденной ею идеологии. Формальное господства идеологии при потере ею творческой энергии, что не может заполнить другие отрасли, ведет к кризису культуры и обострение глобальных проблем современности. Идеология защищает интересы определенных групп общества, но не каждого и всех в целом. Поэтому все хорошие слова остаются несбыточными. На этапе становления идеологии (как любой области культуры, претендующей на господство) используется весь интеллектуальный и нравственный багаж для создания привлекательного образа. В дальнейшем демагогическая шелуха откидывается под причитания ортодоксов.
Кризис культуры в области идеологии состоит в том, что слова остаются словами, более того, их значение искажается и портится. Сначала происходит подмена смыслов, а затем - реальности. Общие интересы подменяются частицами. Причина кризиса культуры в том, что все идеологии дискредитировали себя. В моменты кризиса культуры происходит ее расщепление и внутренняя борьба. Иногда говорят о культуре творческой и культуре потребительской. Последнее и есть массовая культура, так как масса может только потреблять, а не делать культуру. В противовес понятию массовой культуры уместно говорить о элитарную, или высокую культуру, отличающуюся своей действительностью. Или массы поднимутся на вершины культуры, или культура упадет в пропасть. Будущее культуры и человека зависит от ответа на вызов идеологии.
Из всех отраслей культуры идеология больше демагогическая. С ней же связаны тяжелые подмены. Очевидно, так и должно быть, поскольку идеология намеренно понижает свой духовный уровень, чтобы быть понятной всем, и, добиваясь этого, больше всего связана с материальной действительностью, что является главным источником подмен. Основная причина нынешнего кризиса культуры заключается в том, что состоялся опасный перекос от духовной культуры сторону материальной жизни, от любовно-творческого стиля жизни к агрессивно-потребительской стиля. Движущей силой этого процесса является идеология как главная сегодня отрасль культуры, которая сама по себе сдвинута в сторону материальной жизни.
Идеология возникает тогда, когда определенные слои общества готовы жертвовать собой во имя народа, и переживает кризис, когда носители ее, придя к власти, начинают уничтожать несогласных. Наконец сами проводники идеологии перестают верить в идеалы (если они у них были), и их заверения становятся ложью, видимой всем. Материальные средства искажают духовные цели.
Идеология неразрывно связана с тоталитаризмом, если не в виде подчинения человеку, то в виде подчинения материальному объекту. Формы тоталитарности разные: от жесткого физического принуждения к мягкому денежного насилия. Тоталитаризм национализма и социализма следует из того, что эти идеологии открыто называют слои общества, которые противостоят им, и нацеливают своих сторонников на борьбу. Буржуазная идеология вроде бы не признает открытых противников, но пронизанная скрытой, денежным тоталитаризмом.
Таким образом, когда вся культура идеологизуються, наступает глобальный кризис, от которого нет других путей спасения, кроме морального совершенствования. Век идеологии уходит, потому что защита собственно человеческих интересов приносит в век экологического кризиса несчастье самом человеке. Преодолеть оба кризиса - культуры и природы - можно только вместе. И сделать это должна будущая культурно-природная единство. Кризис культуры будет преодолена, когда культура преодолеет власть идеологии, а экологический кризис - когда культура включит в себя экологию.
Проблема развития техники
Пожалуй, ничто из явлений, окружающей человека на рубеже XX века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, как казалось всем, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой и оптимизм века просвященного. Укреплялись надежды на культурный, экономический, нравственный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня этой убежденности брошен вызов. Растут беспокойство и нападки на технику. С спасительницы она для многих стала виновницей всех бед нашего времени.
Другой аспект проблемы «техника - человек» - это проблема существования, образа жизни человека в созданном им самим техномире, с социокультурной точки зрения - о месте и роли искусственного техномире в жизни человека. Одно из назначений техники - освобождение человека от «объятий» природы, им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жесткой природной необходимости, человек на ее место, вообще же незаметно для себя, поставила твердую техническую необходимость, оказавшись в плену непредвиденных побочных последствий технической среды, таких как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и др. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.
Техника, заменяя рабочую силу человека, приводит к повышению производительности труда, но рождает проблему организации досуга и безработицу. Достигнута с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютность городов и потерянной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны, перед проблемой демографического взрыва.
Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности. Оказывая влияние на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд. Но рост рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счет внутренней, за счет снижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счет разрыва между усмотрению и разумом. Нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности и большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующего индивидуальное восприятие.
Отдельные ученые отрицают общую унификацию и компьютеризацию, технократию культуры, вмотивовуючы это тем, что она обедняет культурно-художественный процесс, приводит к гибели гуманистических идеалов. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность потери диалогичности в общении с другими людьми, порождая «дефицит человечности», появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья. Компьютерная техника несет в себе угрозу духовной односторонности, которая выражается в формировании технократического типа личности.
Не менее страшный провал в культуре проявляется в тот момент, когда техника заходит в острое противоречие с природой человека. Заложенный в культурном развитии разрыв между формой и материалом в полной мере проявляет себя в экологический кризис. Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но и влияет на способ, которым мы понимаем мир. Техническая грамотность населения необходима, но техническое творчество должно изменить свою мировоззренческую направленность.
Катастрофическое состояние экологии
В конце XX в. на передний план вышла задача предупреждения глобальной экологической катастрофы. То, что в древности было неудачами отдельных народов, в наше время стало трагедией мировой цивилизации. Научно-технический прогресс привел к тому, что в XX в. вся биосфера оказалась вовлеченной в жизнедеятельность человека и на планете также к геологической и биологической факторов сложился сравнимый с ними антропогенный. Антропогенный круговорот вещества и энергии угрожает механизмам естественной саморегуляции биосферы. Мировая цивилизация обрела свои слабости, свою неадекватность природе Земли.
Каждая страна имеет свои темпы прироста населения, но в глобальном масштабе срок, по которому происходит удвоение численности населения на планете, быстро сокращается. В неолите он составлял 2500 лет, в 1900 г. - 100, а в 1960 г. - 35 лет. Но человек - часть биосферы и живет ее производительностью, что, к сожалению, существенно ограничена. В биосферы свои законы эволюции и механизмы регулирования численности популяций растений и животных. Так, формирование черноземов заняло у биосферы от двухсот пятидесяти до четырехсот тысяч лет, а человек ухитрилась их истощить за считанные десятилетия. Когда не хватало продуктов питания, биосфера предоставляла первоначальным племенам возможность самостоятельно регулировать свою численность. Ландшафт становился ареной жестокости и насилия. С годами человек нашел способы повышать производительность биосферы, и гуманизм стал ее ведущим принципом. Казалось, что на этом пути у людей не будет проблем. XX века развеяло эти надежды.
Ограниченность производительности биосферы не единственная тревожная облако на общественном горизонте. К ней прилагаются истощение почвенного плодородия и расхищение природных богатств. Деформация биосферы человеком колоссальная. Если для сноса 20 см почвы в лесу нужно 174 000 лет, то при монокультуре кукурузы - всего 15 лет. В настоящее время эрозия ежегодно несет в США 2 млрд. тонн пахотной земли. По оценкам экспертов, в 70-е годы нашего столетия по вине человека на земном шаре в целом потерянные 5 млн. кв. км культурных земель.
Человеку свойственно надеяться и переоценивают свои способности. Еще в конце XIX в. ученые считали, что не за горами химическое получения различных таблеток, потребление которых заменит животную и растительную пищу. Завершается XX века, а продовольственная программа для человечества так и остается до конца нерешенной. Или не постигнет такая же участь и надежды энтузиастов найти более высокопроизводительные виды растений? Во всяком случае, при всей полезности мечтать человеку приходится больше полагаться на реальные средства удовлетворения своих потребностей, чем на фантазии.
Общество обеспокоено нарушением стабильности агроэкосистем и биоценозов. В задачу экологической науки входит путем научных исследований разобраться с агроценозах и дать рекомендации, агроценозы соответствуют данным почвам и в каких направлениях их следует менять. Такие рекомендации способствуют сохранению экологического разнообразия человеческих сообществ. Сама же экологическая разнообразие позволяет каждому народу поддерживать только тот вид хозяйства, основанная на неисчерпаемом природопользовании.
Экологическая обстановка, ухудшается, строжайшим образом сказывается на биологии человека. Его здоровье, наследственность, будущность - под вопросом. Здоровье человека лишь, примерно, на 20% зависит от качества лекарственной помощи, а в немалой степени определяется тем, каким воздухом человек дышит, как и чем питается, а каком режиме живет. При снижении загрязнения среды вдвое заболеваемость раком уменьшается на четверть.
Экологическая культура на нашей планете состоит как противовес культу техники, сформировавшийся в европейских странах. Мы живем в эпоху техники, когда гуманитарий уступил место технократы, когда цивилизация человека постепенно заменяется цивилизацией машин и роботов, которые, быть может, поглотят нас когда-нибудь, совсем как в романе какого-нибудь писателя-фантаста. Итак, культ биосферы, жизни и человека в противовес культу техники. Вот первый принцип экологической культуры. Второй фундаментальный принцип экологической культуры - это защита человека как олицетворение биосферы и жизни от человека-хищника, защита человека от него самого и его физико-технических теорий, лишенных гуманитарного, жизненно-биологического содержания.
Экологическое общество должно исключить нарушение разнообразия природной среды - этой основы экосистем нашей планеты. Без экологического разнообразия трудно надеяться на поддержку национальных культур. Экологическая культура требует коренного изменения хозяйственной деятельности. Человек должен отказаться от упрощения экосистем и утилизации их продукта.
Таким образом, один из вариантов будущего - экологическая культура. Не только экология должна быть включена в культуру или культура - в экологию. Экология в данном смысле будет новой отраслью культуры, связывает культуру с тем, чем она традиционно противопоставлялась, - с природой.
Проблема неравенства общества
В производственной деятельности человек не только научился поддерживать свое существование, но и стала умелой и социальной. Общественные отношения воздействуют на его природу, и под их влиянием у людей формируются нравственные, политические, гражданские экономические свойства. Вступая в общественную жизнь, все индивиды изначально получают минимум социальных привычек, позволяющих им жить в обществе. И в этом плане можно сказать, все люди равны. Но приходится считаться с тем, что производственные успехи и социумы этносов неодинаковы. Фактически одни народы оказываются более цивилизованными и культурными, чем другие.
Разделение труда, в том числе раскол общества на классы, обостряет проблему равенства. Белый противопоставляется черному. И в своем этносе физические и психические черты становятся поводом для отчуждения богатых от бедных. Женщине занимают место ниже мужчины. Имущественное неравенство поощряет произвол в отношениях между людьми, нравственное уродство, гражданскую спесь и нетерпимость к другим этносам. Биосоциальнисть человека становится предметом острых споров между натуралистическими культурологическими концепциями в оценке неравенства людей. Природа или культура делают людей неравными? Или, может быть, по природе все люди равны, а культура разрушила этот идеальное состояние? А может быть, культура лишь усилила естественное неравенство людей?
До сих пор рост культуры в человеческом обществе приводил только к увеличению несправедливости. И отнюдь незаметно, чтобы наиболее энергично стремились к уничтожению несправедливости именно те слои, которым больше всего доступны сокровища современной культуры. Смешная иллюзия - думать, что рост культуры неизбежно несет с собой рост справедливости.
Одно из выражений кризиса индустриальной цивилизации - просмотр своих ценностей. В свое время родители индустриальной цивилизации провозгласили ее главными целями высокий уровень производства и потребления и равенство возможностей. Но высокий уровень производства и потребления не принес удовлетворения обществу. Разрушается экология, нарастает бессмысленное потребление, сохраняются социальные язвы и контрасты. Гражданин индустриальной цивилизации не испытывает радости от своего труда.
Экспансия потребительской психологии рано или поздно будет остановлена. Со временем психология людей меняется с помощью мощных идейных реформаций. Человечество стоит на пороге утверждения новой, постиндустриальной аскезы. Основанием для нее является экологическое самоограничение потребительских обществ. Возникла настоятельная потребность в восстановлении гармонии между человеком и природой, между сознанием и действительностью.
Требование «качества жизни» - своеобразная альтернатива ценности «уровня жизни». Не высокий «уровень жизни», а именно «качество жизни». Под «качеством жизни» понимается большая социальная справедливость, устранение социальных язв и резких перепадов в доходах, а значит и большая согласие между гражданами и больше удовольствия каждым гражданином самим собой. Предполагается, что общество «качества жизни» гарантирует всем минимальный, но довольно зажиточный образ жизни, всем тем, кто по тем или иным причинам не может самостоятельно трудиться. Общество возьмет на себя заботу об инвалидах, физически нетрудоспособных, пожилых и немощных граждан. При этом оно готово на некоторое снижение уровня жизни обеспеченных граждан ради достижения равенства результата.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.