Понятие и характерные черты субкультуры


Научное осмысление субкультур и контркультур в современной культурологии началось в 60-х годах XX в. До этого проблемы субкультур исследовались, как правило, в рамках концепции, социализации, соответствующими научными отраслями - социологией, социальной психологией и культур антропологией (в бывшем СССР - этнографией). Учитывая то, что культура - это концентрированный и упорядоченный опыт деятельности конкретно-исторической, социальной, этнической общности людей в ограниченном временем и местом пространстве, объединенных общими интересами, потребностями, ценностями, нормами и стереотипами, было введено понятие "субкультура".
Каждое общество имеет определенную совокупность культурных образцов, которые принимаются и осознаются всеми его членами. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой (или всеобщей), которая функционирует на общественном уровне. Субъектом культуры на этом уровне выступает общество, как выразитель четко определенных культурных ценностей. Вместе с тем общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не воспринимаются всеми членами этого общества. Эти культурные комплексы отражают групповой уровень функционирования культуры, а лицо, носитель специфических представлений своего "личного" культурного опыта, - личностный уровень.
Каждая из групп людей развивает свои средства поведения, которые отличают ее от всего остального общества, создает собственную культуру. Некоторые социальные институты стремятся внедрить поведенческие образцы и ценности, которые отличаются от подобных образцов и ценностей других институтов. Такие выражения, как "культура производства", "культура обучения", "культура управления", "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке" и т.д., отражают картину культурных особенностей и образцов различных типов социальной жизни.
Как правило, субкультуры функционируют именно на групповом уровне. В любом социуме существуют социальные группы (коллективы), имеющие ориентацию на культурные ценности, нормы и традиции, отличающиеся от общепринятых норм и традиций подавляющего большинства населения. Поэтому культурные образцы, которые тесно связаны с общей доминирующей культурой и вместе, с тем, отличаются от нее своими специфическими чертами, называются субкультурами.
Понятие "субкультура" не тождественно понятию "социальная группа", а отражает лишь частное проявление последнего. Социальная группа определяется фундаментальными признаками социального размежевания - отношением к собственности, власти, местом в системе общественного разделения труда и т.д. Члены социальной группы не всегда обязательно связаны прямыми контактами, однако им присущи такие аспекты жизнедеятельности, как уклад, уровень, качество жизни, т.е. то, что сейчас все чаще называют "стилем жизни".
Субкультуры существовали с незапамятных времен, однако в патриархальные эпохи они отличались лишь так называемым "нормативным образцом" той или иной социальной группы. "Патриархально-крестьянское" образец, как личностный тип субкультуры, исторически сложившийся первым. Так, Гесиод (8-7 века до н.э.) в дидактической поэме "Труды и дни" добропорядочность этого типа связывал с собственными усилиями; законами, установленными богами; упорядоченностью, мерность, традиционностью жизненного уклада; совершенствованием мастерства в трудовой деятельности; стремлением к материальному достатку, обогащению не за счет насилия и грабежа, а хозяйственной самодостаточности. Жизненными установками такого типа являются: социальная осторожность, стремление к безопасности от сомнительного случае, подрывающие устоявшийся уклад и благополучия; добропорядочное отношение к соседу, в отличие от соперничества аристократов; прагматическая осмотрительность, а иногда и хитрость - он и хозяин в собственной семье или общине, и подвергнут "в мире". Такой нормативно-культурный тип может довольно живо трансформироваться как в тирана, деспота, так и в раба, хитрого холопа.
Вследствие урбанизации и становления новых капиталистических отношений возник "нормативный образец" личности буржуа. Он по-своему оценивает и понимает роль богатства: главная добродетель для него - деньги, которые обеспечивают его личную независимость и завоеванную демократическим путем свободу. Он признает высокую ценность труда-трудолюбие, деловитость, предприимчивость, что вместе с честностью и верностью позволяет достичь делового успеха. Он опирается на собственные силы, руководствуется принципом "человек делает себя сам, обязана себе самой, несет ответственность за себя, свои решения и поступки. Буржуазная этика поощряет скромность, бережливость, методический и холодный расчет. В то же время ценятся такие качества, как расходы на "добрые дела" - как на собственные и семейные нужды, так и на благотворительность и меценатство.
Нормативный вроде "благородного мужа" (аристократа) предусматривал соответствующую аристократическую этику. В древние времена - это древнеримский воин, скандинавский викинг, китайский мандарин, японский самурай; в средние века - европейский рыцарь, славянский дружинник или князь; английский джентльмен Нового времени. К характерным чертам такого "нормативного образца" можно отнести личное благородство, диктуемая родовым происхождением (наследование или дарение дворянского титула, посвящение в рыцарства), кодекс чести, слава, образованность, манерность и привычки (например, знание и употребление иностранных языков в общении) ; соперничество, воинственный характер пополнения собственности; пренебрежение физической, производительным трудом; расточительное отношение к собственности и т.д.
В каждую эпоху, кроме нормативных типов, существовали и ненормативные образцы субкультур: как субкультурные образования существовали культуры гладиаторов, риторов - в Древнем Риме, смеховая карнавальная культура Средневековья, мещанская культура изысканной эпохи Просвещения, бытовая городская культура второй половины XIX - начала XX в.
В основе современного нормативного образца личности лежит приоритет общечеловеческих ценностей культуры, которые имеют гуманистическое содержание: высвобождена труд и материальный достаток, обеспечивающий современный уровень комфорта, доступность образования и духовного развития личности, качество здоровья и его надежная охрана, личная безопасность и уважение достоинства лица, гарантированное благополучие в старости. Весомой ценностью остается институт семьи и воспитания ребенка.
Среди основных факторов, влияющих на формирование субкультур, современная культурология выделяет социальное положение, этническое происхождение (национальность), религию, место жительства, уровень образования, профессиональный статус, половые, возрастные различия и т.д. Любое сообщество - посей определенной субкультуры. Субъект в сообществе всегда формируется как противоречивое единство общества и личности, иерархии сообществ. Традиции, обычаи того или иного человеческого сообщества, образцы, нормы, верования, средства и цель собственной деятельности являются важными характеристиками культуры человека, непосредственным содержанием ее сознания и поведения. В этом смысле деятельность человека всегда культурно обусловлена ??и имеет определенный культурный смысл.
Методологическое значение категории "субкультура" заключается в том, что дает возможность не только представить общий вид культуры того или иного общества, но и увидеть довольно пеструю мозаику субкультур, которые по-разному взаимодействуют.
Во-первых, субкультура подчеркивает внутреннюю дифференцированность культуры. Именно в этой категории отражается и необходимость и потребность в культурном разграничении и самоопределении людей как членов вероятно очерченных социальных групп, каждая из которых имеет специфические признаки. Исследование динамики развития таких социальных групп, их устойчивости в определенном времени позволяет выстроить типологию субкультур. Кроме того, по этой категории можно отличить социально принятые формы культурной дифференциации (профессиональные, молодежные, научные, творческие, религиозные субкультуры, субкультуры национальных меньшинств) от антисоциальных субкультур (террористических группировок, преступных групп и т.д.).
Каждая субкультура - это продукт исторического развития общества. Поэтому важно исследовать дифференциации его групп не только по определенным признакам, но и за их устойчивостью во времени. По формам организации субкультуры неодинаковы: они могут быть формальными (действовать согласно уставу, правовых норм), например, политические партии, профессиональные объединения и т.п.; полуформальном-общественные социокультурные или социально-политические движения.
В последние десятилетия ученые отделили и неформальные субкультуры - они касаются главным творческих, самодеятельных и других кружков. При таком анализе субкультур внимание исследователей акцентируется больше на непосредственных связях между теми, кто их составляет, на их объединенности общими интересами, чем на выполнении ими социально значимых функций. В частности, различают внутригрупповые, межгрупповые и общесоциальные последствия деятельности субкультур. Да, культура диссидентского движения вполне удовлетворяла своих представителей, господствующая официальная культура считала ее чрезвычайно опасной для советского общества.
Существующие субкультуры оцениваются не только собственными представителями, но и представителями других групп. От того, какие оценки будут преобладать (положительные, отрицательные, нейтральные), зависит судьба субкультуры, ее устойчивость, напряжения связей в ней, возможности развития и т.п. Поэтому существующие в обществе субкультуры неравнозначны: одни пользуются большей, другие - меньшим уважением; одни ощутимо, другие менее заметно влияют на культурный прогресс общества в целом.
Ученые все больше склонны к тому мнению, что развитие культуры любого общества в современных условиях напрямую зависит от количества и состояния существующих в нем субкультур. Анализ динамики культуры становится эффективным благодаря выявлению норм поведения, устанавливаемых в обществе между его членами как представителями определенных групп (возрастных, профессиональных, по интересам и т.д.), а также специфики стиля их жизни и ценностей, которые они исповедуют. Выяснение экономических, социальных, демографических предпосылок развития каждой субкультуры, изучение факторов, обусловливающих их специфику, позволяют типологизировать субкультуры. Это, в свою очередь, позволяет определить особенности социально-группового состава каждой субкультуры, ее мировоззренческие и идейные основы, границы влияния на человека, общество и его культуру в целом, социальное значение и степень привлекательности для всех участников культурного процесса, помогает установить ее рейтинг и спрогнозировать возможные изменения (развитие, угасание, устойчивое воспроизводство, трансформацию) и социокультурные последствия этих изменений и т.п.
Таким образом, субкультура является производным понятием от общего понятия "культура" и означает культурную общность с некоторыми особыми чертами и признаками, выделенными по той или иной культуры. Каждая культура является целостным образованием, состоящим из множественности субкультур. Однако последние не являются механическими частями культуры. В реальной жизни они перекрещиваются, сливаются, немного разграничиваются или же очень отличаются по некоторым параметрам до противостояния основном массива культуры, превращаясь в его альтернативу.
Существуют базовые и периферийные субкультуры в базовых формируются устойчивые образования, которые сохраняют систему ценностей данной культуры, ее традиции, исторические достижения.
Базовые структуры имеют сложную структуру и не обязательно монолитную. Эта структура имеет возможность противостоять субкультурам как в собственных пределах общекультурного ядра, так в основном и в определенной степени традиционности и инновационности. Нарушение этой меры вызывает драматические конфликты.
Периферийные субкультуры культивируют черты, которые менее развиты или совсем неразвитые в центральных субкультурах, и они могут поддерживаться центром или не находить такой поддержки. Уровень усвоения субкультурной разнообразия обусловлено интегративными возможностями культуры.
Субкультуры, удаленные от центра, несут в себе разный смысл. Одни из них выполняют функции "накопителей" ранее открытого, исторически устоявшегося. Эти субкультуры - архаичные модели, сохранили и реставрировали те культурные достояния, для общества в целом связываются с патриархальностью и даже с анахронизмом. Другие инновационные субкультуры олицетворяют в себе новое, культивируют нетрадиционное, проявляют себя как "лаборатории будущего", как "экспериментальные" структуры культурного развития.
За последние 25-30 лет именно инновационные субкультуры привлекли внимание ученых и стали объектами культурологических исследований. Согласно их изучения было сделано принципиальные выводы.
Во-первых, инновационные субкультуры не всегда признаются нужными, не всегда несут в себе прогрессивное начало, а иногда и не приживаются в общем массиве культуры. Если инновация враждебная общекультурном "ядру" или "размывает" ценности базовой субкультуры конкретного общества, скорее всего она будет незамеченной или же энергично отрицаться или же подвергаться решительным изменениям под влиянием общекультурного окружения.
Во-вторых, для внедрения и распространения соответствующей инновации необходима мощная социальная поддержка, именно этим объясняется невозможность принятия далеких от центра инноваций: чем больше людей должны его принять и трансформироваться в своем мышлении и деятельности, тем сложнее это сделать.
В-третьих, способность к существенным изменениям в культурном развитии общества предопределяется состоянием центральных субкультур. Периоды, когда по каким причинам они находятся в состоянии кризиса или стагнации, а в обществе достаточно реформаторских сил для осуществления культурных сдвигов, является благоприятными для внедрения и распространения инновационных субкультур. Как правило, в такие периоды культура обладает значительным числом инновационных субкультур, активным становится и социальный запрос для введения таких инноваций. Когда центральные субкультуры находятся в стойкой фазе, и культура изменениям не подвергается, внедрение и распространение инновационных субкультур происходит в неблагоприятных для этого условиях.
Субкультура призвана удерживать социокультурные признаки в определенной изоляции от "других" культурных слоев. Большинство субкультур преимущественно функционирует именно по такому принципу, пытаясь отделиться от "официальной" культуры, сохраняя собственные ценности нетронутыми и не превращая их в "официоз".
Однако естественную динамику субкультур корректируют их отношения с социальными институтами. Эти институты, особенно те, которые наделены властью (например государство), поддерживают необходимые для своего функционирования культурные силы, стремятся усилить одни субкультурные образования и подавить или даже устранить другие. Хотя субкультуры не возникают в рамках социальных институтов, представители некоторых из них могут проявлять стремление к институциализации своей субкультуры. В таких случаях локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некоторую уни ¬ сальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, провозглашая новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультуре, а об их трансформацию в контркультуру.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: