Сущность фундаментализма и его разновидности


Слово "фундаментализм" происходит от многотомного издания "фундаментального", изданного американскими и английскими консервативными теологами. В 1910-1915 годах они выпустили 15 книг этой серии, получившие широкое признание среди верующих и создали выдающийся культурный направление.
Какие проблемы затрагивались в этих изданиях? Прежде всего, фундаменталисты выступали против натурализма, который они отождествляли с теорией эволюции. Эти их требования были обусловлены тем, что в 20-х гг 20 законодательными собраниями штатов было принято 37 законов, которые запрещали преподавание в школах дарвиновской теории эволюции.
Надо сказать, что мода на фундаментализм целиком определяется социокультурной динамикой. Она сразу возрождается, как только возникает усталость от прогресса. Если, например, в 20-х гг фундаменталисты перешли на позиции самоизоляции, стали отходить от мировых дел, от участия в делах общенациональной политики, то в 80-х гг начался новый бум религиозного фундаментализма.
Фундаменталисты вернулись к общенационального политической жизни, обратили свое внимание на процессы, по их мнению, подрывали основы веры и нравственности в обществе. Толчком стала отмена в школах США обязательной молитвы, а также запрет судом писать на стенах классов в государственных школах десять заповедей.
Конечно, фундаменталисты выступили против агрессии государства, которая имела целью разрушить религиозный направление образования. В политическом отношении фундаменталисты были солидарны с правыми консервативными силами, которые выступили против разрешения абортов, за запрет порнографии и гомосексуализма, наркомании и других проявлений "модернизма" в американском обществе.
Это свидетельствовало о том, что значительная часть американцев не принимала стремительных мутаций культурной жизни. Далеко не все американцы приветствовали, например, победное шествие сексуальной революции. Более того, в американском обществе, как и в целом на Западе, сложилась неоконсервативные идеология, которая выступила против "прогрессивных" нововведений.
По мнению некоторых американских социологов, новые христианские правые - это одно из важнейших движений XX в. Они считают, что фундаментализм может означать революцию порядка и достичь большого размаха. Новая волна консерватизма способна вызвать наступление другой эры, но может знаменовать лишь отход от либеральной традиции. Демографическая революция стала важным фактором, который влияет на процесс возрождения консерватизма.
Конечно, современный фундаментализм отличается от "хрупкого фундаментализма" времен "обезьяньего процесса". Он несет в себе комплекс традиционных ценностных ориентаций. Понятно, что основой данного культурного направления служат теологические предпосылки. Один из идеологов движения американец Д. Феллуел пишет: "Фундаменталисты верят, что Библия была в прямом смысле слова вдохновенный Духом Святым, и поэтому она непогрешимая. Фундаменталисты верят в божественность Иисуса Христа. Они с готовностью признают его рождения от девы Марии, безгрешную жизнь, смерть ради прощения грехов. Фундаменталисты верят в евангелизм и в учение через посредство местной церкви как осуществление великой миссии нашего Господа ".
Современные фундаменталисты, по словам П.С. Гуревича, отказываются от того, чтобы приспосабливать Евангелие к философской и культурной конъюнктуры, и предлагают вернуться к основам христианской веры. Теологи называют шесть "фундаментальных истин", которые фундаменталисты считают правильными: 1) непогрешимость Писания, 2) непорочное зачатие Христа, 3) искупление Христом грехов за всех людей, 4) воскресение Христа, 5) правдивость библейских чудес, 6) премилениаризм.
Кроме евангелистского фундаментализма в современной литературе существует феномен исламского фундаментализма. Он связан с каноническим прочтением других священных текстов. На формирование данного культурного направления влияют прежде общие политические процессы, позволяющие переоценивать значение ислама как мировой религии в современном мире. Вторжение новых технологий в традиционный уклад ряда стран, например, Ирана, рождает страх в связи с разрушением привычных порядков жизни людей. Так началась фундаменталистских обоснована религиозная революция Хомейни. Эта консервативная идеология, направленная не на сохранение существующего порядка, а на установление фантастического идеала. Когда мы слышим слова "исламский фундаментализм", то перед глазами встает образ Востока в целом. Но Восток не сводится к исламу и народов, которые его исповедуют. Как понятие оно значительно шире. Восток сохраняет другие древние формы культуры и способы выживания и стабильности, которые можно отыскать, например, в Индии.
Если говорить о классических фундаменталистские организации, то они выступают за "очищение" ислама и обвиняют в продажности и прислужничестве официальных мусульманских служителей культа. Фундаменталисты призывают к созданию идеального мусульманского общества.
Кто составляет социальную базу фундаментализма? Конечно, прежде всего, маргиналы, особый общественный слой людей, которые в ходе модернизации традиционных мусульманских обществ стали выбитыми из социально-культурных сфер, оторвались от традиционной культуры. Порождает исламский фундаментализм также интеллигенция, которая обращается к первоосновам мусульманской религии, чтобы выстоять в условиях модернизации.
Как идеология фундаментализм активизирует иррациональные силы истории. Так, российский исследователь Г. С. Померанц рассматривая данный вопрос, говорит, о слепой привязанность не только к народным обычаям, но и ко всему этнически закрытого. Такие силы достаточно велики. Называют их традиционализмом. А фундаментализм по словам ученого - это попытка мифологизировать культурное развитие.
Кроме исламского существует еще и православный фундаментализм. Православная церковь претендует на сохранение канонов и фундаменталистских обдуманных источников христианства. Православие настаивает на сохранении широко трактуемой традиции, а именно, на использовании старославянского языка для богослужений. Она претендует на роль господствующей религии, хотя много раз заявляла, что отказывается от попытки установить свое господство.
Что ждет фундаментализм как культурную ориентацию в будущем? Дальнейшая судьба фундаментализма неотъемлемо связана с коллизиями универсальной всепланетной сознания. Дело в том, что само существование мировых религий становится препятствием для выработки общечеловеческого мировоззрения. Влияние цивилизации будет порождать контртенденцию. Неоконсерватизм выдвигает сегодня идеал мозаики культур, которая будет противостоять либерально обдуманный тенденции поиска глобальных решений.
К числу парадоксов нашего века относится, как ни странно, подъем национального самосознания. Она не была предусмотрена, но стала жестокой реальностью века. Возможно, источником данного национального подъема является идентификация народов, оторванные от своей крови и земли. Возрождение национального духа порождает фундаменталистские направления.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.