Светский модернизм как инициатор социальных изменений


Под модернизмом американский культуролог Д. Белл понимал современный этап развития западной культуры, противопоставляя ему ранньобуржуазного, протестантский. С точки зрения философии культуры, модернизм - это целая эпоха развития западной культуры. Речь идет вовсе не о художественно-эстетическую систему, которая объединяет богатство самостоятельных идейно-художественных направлений и течений (экспрессионизм, футуризм, кубизм, абстракционизм, поп-арт, конструктивизм и т.д.).
По мнению Д. Белла, культура представляет собой сферу "экспрессивного символизма", выражающий значение человеческого существования в образных формах, используется в поэзии, художественной литературе, живописи и религии. Далее ученый говорит, что темы (точнее "модальности") культуры немногочисленны, потому, что они идут к экзистенциальным ситуациям, с которыми люди встречаются во все времена, и к природе сознания (проблемы смерти, трагедии, героизма, любви, жертвы и т.д. д.). В отличие от технико-экономических изменений культура движется не линейно: она идет по кругу, возвращаясь снова и снова до тех же забот и вопросов.
Еще одно отличие развития культуры от технико-экономических или социально-структурных изменений заключается в том, что расширение взаимодействия людей в сфере культуры ведет не к дифференциации и специализации, а к синкретизма (например, смешение всех существующих стилей в современном искусстве, восточных и западных религий в современной философской сознания). Вообще для современной культуры характерна крайняя свобода в выборе стилей. Это связано с ее основным принципом - выражением собственного "Я".
Противоречия между бюрократически иерархической социальной структурой и системой, которая предусматривает формальное равенство и участие, поднося собственное "Я" и личность - это и есть за Беллом, источники скрытых социальных конфликтов, которые идеологически характеризуются как отчуждение, деперсонализация и т.д. На этом основана его общетеоретическая идея.
Иллюстрируя краткий исторический очерк эволюции морали буржуазного общества, Белл показывает разъединение социальной структуры и культуры. Присущий капитализму развитие индустриализма воплотился в свое время в экономической сфере в тип буржуя-предпринимателя, а в области культуры - у независимого художника, свободного от всех социальных условностей. Для них обоих характерен поиск нового, стремление к преобразованию природы и сознания.
Со временем из их разъединения развился антагонизм. Радикальная в экономике буржуазия стала фундаменталистских консервативной в области морали и культуры. Необходимость максимальной мобилизации энергии в производстве порождала, за Беллом, стремление к получению и самоограничения, вызывала страх перед инстинктом, стихийными импульсами. Культурный интерес, в свою очередь, произвел ненависть к буржуазным ценностям.
Важнейшее направление развития - переход от понимания индивида как существа, которое обладает естественными качествами к пониманию его как единичного и неповторимого "Я". Аудентичнисть лица, а не ее моральная вес в обществе становится источником этических и эстетических суждений. Этому соответствует переход от религии к светской культуре и от сдержанности к апологии свободы личности, к идее, что все дозволено - по меньшей мере в представлении. Именно биогаза "Я" - источник силы модернизма. Сама жизнь рассматривается им как произведение искусства, выявление "Я" вопреки условностям буржуазного общества. Сейчас, подчеркивает Белл, модернизм исчерпал себя.
Как считает Белл, культура осуществила продвижение от фундаменталистских объясненного протестантизма к модернизму. Старые духовные опоры общества уже не существуют, а новые, основанные на вере в исторический прогресс, рациональность, потеряли свою утопию. Революционная идеология, по словам Белла, это всего лишь моральная абстракция, не способна решить проблемы, возникающие на следующий день после революции. Духовный кризис усиливает тенденцию к нигилизму, но в отличие от прогрессивного нигилизма "базарного" типа он бесперспективен. Но перспективная и присущая модернизму попытка найти потерянный смысл существования в литературе и искусстве. Культурная кризис лишает общество жизненных сил, дезорганизует индивидуальную мотивацию, ослабляет гражданские чувства и волю, насаждает культ быстрого удовлетворения.
Благодаря модернистской ориентации культура приобретает роль инициатора изменений. Она осуществляет поиск новых способов чувственного восприятия и новых стилей поведения. Современное общество, преданное идее обновления институциализувало культурный авангард и признало примат культуры в процессе социальных изменений. Сохраняющий разрыв между культурой и социальной структурой общества сопровождается глубокими изменениями в характере самой культуры, в ее связях с другими сферами общественной жизни. Культурный стиль отдельной части населения все больше теряет связь с ее социально-классовым положением.
Изменились взаимоотношения творцов культуры и публики. В живописи и кинематографе художник-авангардист доминирует на культурной сцене. Теперь именно он формирует аудиторию и рынок, а не создается ими, как это было в прошлом. Белл связывает это явление с увеличением численности "культурного класса", который распространяет вкус к новому искусству, отсутствием в буржуазной "культуре большинства" творческих сил, способных противостоять авангардной меньшинства, с влиянием авангарда в культурных заведениях.
По Беллом, культурная революция 50-х гг была обусловлена ??кризисом политического радикализма западной интеллигенции ("концом идеологии"), а ее протест против буржуазных ценностей сосредоточен в культурной сфере. В ситуации политического консерватизма он воплотился прежде всего в критике массового общества, в темах отчаяния, апатии, отчуждения.
Модернизм сначала был враждебен к буржуазному обществу. Существует параллель между модернизмом и тенденцией социальной науки конца XIX в. к выявлению иррациональных основ действительности с ее поверхностным рациональным слоем.
В качестве высшей ценности модернисты провозглашают эстетический эксперимент, ничем не ограничен поиск самовыражения и чувственного восприятия, в котором воля и желание торжествует над разумом и моралью. Эти черты Белл объясняет тем, что модернизм стал реакцией, во-первых, на изменения в чувственном восприятии социальной среды и дезориентация чувство пространства и времени, связанные с революцией в области коммуникаций и транспорта, во-вторых, на кризис самосознания, обусловленную потерей религиозной культурной ориентации.
В своих "классических", традиционных формах-модернизм, как показал Белл, прослеживает его историческую эволюцию, настаивает на подмене религии и морали эстетическим восприятием жизни, рассматривает художественное творчество как единственно возможный способ самопознания и самовосприятия. В современном постмодернизме заложена как и в модернистском движении тенденция к освобождению подсознательных инстинктов. Она не ограничивается художественным воображением и художественной формой. Инстинкт провозглашается движущей силой реального поведения. Пафос современного модернизма направлен против ценностей и мотивации "обычной" поведения во имя свободы импульсов и т.д. Значение модернистской доктрины в современной жизни определяются прежде всего именно этим поворотом от элитарно-эстетических к более массовых форм человеческой жизнедеятельности.


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.